Функции парламента Украины
В функциях и компетенции Верховной Рады Украины отражается ее социально-политическая роль и место в механизме государственной власти, в реализации функций государства.
Функции Верховной Рады Украины — это основные направления ее деятельности в разных сферах общественных отношений.
Функции и компетенция Верховной Рады связаны со спецификой ее конституционно-правового статуса как парламента смешанного типа. Главными функциями Верховной Рады является: представительская, законодательная, учредительная, функция парламентского контроля. К парламентским функциям принадлежат также бюджетно-финансовая, функция межпарламентских связей но др. Верховная Рада, как правило, осуществляет эти функции, но они не считаются главными среди ее основных функций. Классическую классификацию функций парламента предложил английский государствовед В. Берджгот. К ним он относил: законотворчество, формирование других органов, политическое волеизъявление и контроль за правительством, представительство нации.
Представительская функция Верховной Рады Украины. Эта функция парламента Украины призвана выражать волю народа — основу государственной власти. Она реализуется путем проведения периодических свободных выборов, которые направлены на выявление интересов разных социальных групп. Мирный переход государственной власти от одних представителей общества к другим происходит на основе свободного волеизъявления избирателей. Это значит, что среди всех государственных институтов парламент выступает как орган общенародного представительства. Представительство как способ деятельности парламента Украины выражается в первую очередь в обязанности народных депутатов поддерживать тесные связки с избирателями. Представительская функция Верховной Рады проявляется и в том, что в законах, которые принимаются, находит выражение общественный интерес. В работе парламента отображаются наиболее актуальные вопросы жизнедеятельности государства, общества, человека. В этом аспекте представительская роль парламента имеет важное значение для становления гражданского общества, воплощения принципов демократии и правового государства, обеспечения прав человека.
Законодательная функция Верховной Рады является важнейшей и наиболее объемной по значению и содержанием. В ее пределах формируется правовая система Украинского государства, обеспечивается правовая регуляция отношений, которые возникают в обществе и нуждаются в законодательной регуляции. Содержание законодательной деятельности Верховной Рады заключается в подготовке и принятии законов. Законодательная функция направлена на установление надежного правопорядка. Она направлена на деловое сотрудничество парламента с другими ветвями власти в нормотворческой деятельности, которая гарантирует стабильность в стране, формирование правовой основы, последующее развитие государства и общества.
Законодательная функция Верховной Рады — важнейшее направление ее деятельности. Верховная Рада Украины в пределах своей компетенции принимает законы по вопросам, которые нуждаются в законодательной регуляции. При этом она не имеет право вмешиваться к сфере компетенции других органов, которые осуществляют нормотворческую подзаконную деятельность (Президент Украины, Кабинет Министров Украины, министерства и тому подобное). Осуществляя законодательную функцию, Верховная Рада с помощью закона предоставляет своему решению наивысшей юридической силы, определяя тем самым и правовую базу организации и деятельности органов исполнительной и судебной власти. Право парламента принимать законы определяет особенное место Верховной Рады в системе государственного механизма Украины.
Главным содержанием законодательной функции Верховной Рады является принятие законов. Из содержания Конституции выплывает, что Верховная Рада может принимать закон по любому вопросу в пределах своих полномочий, за исключением тех, которые решаются исключительно всеукраинским референдумом. В то же время Конституцией предусматривается круг вопросов, которые регулируются исключительно законами Украины. Согласно ст. 92 Конституции исключительно законами Украины определяются: права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод; основные обязанности гражданина; гражданство; правосубъектность граждан, статус иностранцев и лиц без гражданства; права коренных народов и национальных меньшинств; порядок применения языков. Основную группу вопросов исключительно законодательной регуляции составляют экологические, социальные, культурные и экономические вопросы; принципы использования природных ресурсов исключительной (морской) экономической зоны, континентального шельфа, освоения космического пространства, организации и эксплуатации энергосистем, транспорта и связи; основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения; принципы регуляции труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитания, образования, культуры и здравоохранения; экологической безопасности; правовой режим собственности; правовые принципы и гарантии предпринимательства; правила конкуренции и нормы антимонопольной регуляции; принципы регуляции демографических и миграционных процессов.
Исключительно законами определяются основы политической системы, организация и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, в частности принципы образования и деятельности политических партий, других объединений граждан, средств информации; организация и порядок проведения выборов и референдумов; организация и порядок деятельности Верховной Рады, статус народных депутатов; организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы, организации государственной статистики и информатики; судоустройство, правосудие; статус судей, принципы судебной экспертизы, организация и деятельность прокуратуры, органов дознания и следствия, органов и учреждений выполнения наказаний; основы организации и деятельности адвокатуры. Также лишь законами определяются: территориальный уклад Украины; принципы местного самоуправления; статус столицы Украины; специальный статус других городов; правовой режим государственной границы; основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил и обеспечения общественного порядка; правовой режим военного и чрезвычайного состояния, зон чрезвычайной экологической ситуации. Традиционным является также законодательное определение принципов гражданско-правовой ответственности; деяний, которые являются преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями та ответственность за них.
Кроме того, исключительно законами устанавливаются: Государственный бюджет и бюджетная система Украины; система налогообложения, налоги и собрания; принципы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашения внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды но др. Законами также устанавливаются: порядок использования и защиты государственных символов; военные звания, дипломатические ранги и другие специальные звания; государственные награды; государственные праздники; единицы веса, меры и времени, порядок установления государственных стандартов; порядок образования и функционирования свободные и других специальных зон, которые имеют экономический или миграционный режим, отличающийся от общего; объявляется амнистия (ст. 92 Конституции).
Одной из главных функций Верховной Рады есть учредительная функция. Приоритетными направлениями деятельности парламента относительно осуществления этой функции является формирование или участие в формировании органов исполнительной и судебной власти, а также формирование собственных парламентских структур; назначение и освобождение из должностей лиц других органов государственной власти, содействия формированию органов местного самоуправления.
Таким образом, основными направлениями деятельности Верховной Рады в осуществлении учредительной функции является: участие в формировании органов исполнительной власти; формирование органов судебной власти; создание парламентских структур; участие в формировании других органов государственной власти; решение вопросов территориального уклада Украины и обеспечения формирования органов местного самоуправления.
Приоритетным направлением учредительной функции парламента является назначение выборов Президента в сроки, предусмотренные Конституцией. Избрание Президента в соответствии со ст. 103 Конституции осуществляется гражданами Украины на основе общего, ровного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет (не более двух сроков подряд).
Роль парламента в формировании органов исполнительной власти по действующей Конституции существенно изменилась. Но он не отстранен от этого направления государственно созидательного процесса. Верховная Рада, в частности, решает вопрос о предоставлении согласия на назначение Президентом Украины Премьер-министра, может принять резолюцию недоверия Кабинету Министров, которая имеет следствием отставку Кабинета Министров (статье 87, 115 Конституции), рассматривает и принимает решение относительно одобрения программы деятельности Кабинета Министров; решает вопрос о предоставлении согласия на назначение на должность и освобождение от должности Президентом Украины председателя Антимонопольного комитета, председателя Фонда государственного имущества, председателя Государственного комитета телевидения и радиовещания.
Осуществление контроля занимает важное место в деятельности любого парламента. Объем полномочий парламента конкретного государства, в том числе Украины, в отрасли контроля зависит в первую очередь от ряда факторов: государственный строй; политический режим; форма правления; исторические условия; традиции, которые сложились в политико-правовой сфере. Верховная Рада Украины, будучи органом, в котором представлены разносторонние социальные и территориальные интересы, работая, как правило, гласно, открыто, на виду у избирателей, находясь в постоянном и тесном (сравнительно с другими центральными органами государственной власти) контакте с гражданами благодаря работе народных депутатов Украины в избирательных округах, формируя некоторые другие государственные органы, принимая Государственный бюджет Украины, имеет существенные контрольные права. Эта функция реализуется парламентом каждой страны там, где он есть.
Сущность этой функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы деления власти народу принадлежит право контролировать деятельность всех властных структур, которым он передал властные полномочия. За пределами контроля не должно быть ни одно государственное образование, в том числе парламенты. Реализуючи от имени народа высшую форму контроля (парламентский контроль), они сами контролируются народом через разные институты прямой демократии (выборы, референдумы).
Основными направлениями контрольной деятельности Верховной Рады является: контроль за деятельностью Кабинета Министров Украины; парламентский контроль за обеспечением конституционных прав и свобод человека и гражданина и их защита; бюджетно-финансовый контроль; принятие Верховной Радой решения о направлении запроса к Президенту Украины; запрос народного депутата Украины на сессии Верховной Рады; парламентский контроль за деятельностью органов прокуратуры; осуществление парламентского контроля по отдельным вопросам непосредственно или через временные специальные и временные следственные комисии.
Одним из приоритетных направлений парламентского контроля есть контроль за деятельностью Кабинета Министров, какой подконтрольный и подотчетный Верховной Раде. Это предопределено функциями и полномочиями Кабинета Министров как высшего органа в системе органов исполнительной власти. В соответствии со ст. 116 Конституции Кабинет Министров обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, осуществления внутренней и внешней политики государства, выполнения Конституции и законов Украины, актов Президента Украины. Основной формой парламентского контроля за деятельностью Кабинета Министров Украины является рассмотрение и заслушивание отчетов о его деятельности. Одними из важнейших направлений деятельности Верховной Рады относительно осуществления парламентского контроля есть бюджетно-финансовый контроль, контроль за сдержкой конституционных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 98 Конституции контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины от имени Верховной Рады осуществляет Счетная палата. Парламентский контроль за сдержкой конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека (ст. 101).
Важной формой парламентского контроля за состоянием дел в государстве, в отдельных сферах общественной жизни есть запросы — парламентские и депутатские. В частности, в соответствии с Конституцией Украины (ст. 85) Верховная Рада может принять решение о направлении запроса к Президенту Украины по требованию народного депутата, группы народных депутатов или комитета Верховной Рады Украины, предварительно поддержанную не менее как одной третью от конституционного состава парламента. Народный депутат имеет право на сессии Верховной Рады обратиться с запросом к органам Верховной Рады, в Кабинет Министров, к руководителям других органов государственной власти и местного самоуправления, а также к руководителям предприятий, учреждений и организаций на территории Украины, независимо от подчинения и форм собственности. При этом руководители органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций обязаны сообщить народному депутату Украины о результатах рассмотрения его заявления (ст. 86 Конституции).