Лекция 4

Размер отводов земель для несельскохозяйственных целей оп­ределяется исходя из анализа сложившегося уровня изъятия зе­мель за предыдущие 10—15 лет с учетом экспертной оценки специалистов.

Землеустройство проводится по инициативе органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, местной ад­министрации или по ходатайству заинтересованных землевла­дельцев и землепользователей государственными проектными организациями за счет средств бюджета соответствующего уров­ня (госбюджет, местный бюджет).

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

 

Разработка землеустроительных проектов, связанных с уст­ройством, коренным улучшением и охраной земельных участков, может проводиться за счет средств землевладельцев и землеполь­зователей другими землеустроительными организациями.

Проек­ты составляются при участии заинтересованных сторон и после утверждения переносятся в натуру (на местности) с обозначени­ем границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца.

Осуществление мероприятий, предусмотренных проектами землеустройства, возлагается на землевладельцев и землепользо­вателей.

Землеустроительные организации оказывают помощь и ведут авторский надзор за внедрением проектов. Землевладельцы и землепользователи при необходимости могут вносить предло­жения об изменении или уточнении проектов.

Проектные организации несут ответственность за экономи­ческую и экологическую эффективность намечаемых мероприя­тий.

Они имеют право:

осуществлять, без особого на то разрешения, контроль за выполнением проектов землеустройства, информировать о его ре­зультатах администрацию и вносить предложения по улучшению использования и охраны земель;

согласовывать изменения в проектах, связанных с мелиора­цией земель, размещением сельскохозяйственных объектов, внутрихозяйственных дорог, отводами земель для несельскохо­зяйственных нужд и по другим основаниям;

вносить предложения о совершенствовании или переработке устаревших схем и проектов землеустройства.

При планировании землеустройства необходимо:

установить перечень проектно-изыскательских работ по зем­леустройству;

определить структуру и оценить объемы работ в натуральном и стоимостном выражении;

обосновать источники финансирования землеустроительных мероприятий;

наметить пути кадрового обеспечения землеустроительной проектной службы в связи с изменением структуры и объемов выполняемых работ.

При установлении перечня проектно-изыскательских работ необходимо учитывать, что они должны выполняться комплекс­но, в единой технологической и информационной связи, в чет­кой последовательности.

Поэтому в их состав следует включать:

подготовительные работы к составлению проектов, в том числе аэрофотогеодезические работы, наземные съемки, летно-съемочные работы, корректировку планово-картографического материа­ла, почвенное и геоботаническое обследование, земельно-оценоч­ные и кадастровые работы, инвентаризацию и графический учет земель, прочие обследовательские и изыскательские работы;

подготовку комплексных схем землеустройства районов и дру­гих предпроектных документов по организации рационального использования и охране земель;

работы по межхозяйственному землеустройству и составлению проектов отвода земель для несельскохозяйственных целей, об­разованию и упорядочению землевладений и землепользовании сельскохозяйственного назначения;

внутрихозяйственное землеустройство, включая работы по землеустройству оленеводческо-промысловых хозяйств в районах Крайнего Севера, сельских подсобных хозяйств промышленных предприятий, оказанию помощи в осуществлении проектов;

работы по составлению рабочих проектов, связанных с ис­пользованием и охраной земель;

установление границ территорий с особыми режимами и ус­ловиями использования земель (административно-территориаль­ных образований, населенных пунктов, природоохранных терри­торий, включая водоохранные зоны и прибрежные полосы малых рек, рекреационных и заповедных земель и т. д.);

прочие работы.

 

При планировании структуры и объемов землеустроительных работ на перспективу опираются на следующие методические положения.

Обновление планов и карт, используемых в землеустройстве, осуществляется в основном методом аэрофотосъемки через каж­дые 8—15 лет в зависимости от степени их старения в различных районах картографирования, а их корректировка — в более ко­роткие сроки (от 1 года до 5 лет), чтобы обеспечить достовер­ность информации об использовании земли при составлении проектов землеустройства. Поэтому объем ежегодного обновле­ния планово-картографического материала по площади должен составлять ориентировочно 8,7 % всей землеустраиваемой территории [100 : () = 8,7 %], а объем ежегодной корректировки — 33,3 % от территории, затронутой проектными работами [100 :() = 33,3 %].

При планировании работ по составлению предпроектных зем­леустроительных документов (схем землеустройства районов) учитывается, что они разрабатываются, как правило, на срок до 15 лет с разбивкой по очередям в виде пятилетних периодов. Предполагается, что в течение 5 лет все административные райо­ны России (1850 единиц) должны получать такие документы с последующей корректировкой один раз в пять лет, то есть в среднем за год нужно разрабатывать не менее 370 схем земле­устройства районов.

Работы по межхозяйственному землеустройству включают:

предоставление и изъятие земель для нужд промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей;

разработку проектов устранения недостатков землевладений и землепользовании;

разработку проектов образования землевладений и землеполь­зовании сельскохозяйственного назначения (установление и вос­становление границ);

прочие виды работ.

 

При расчете стоимости работ по составлению схем земле­устройства районов учитываются следующие стадии: подготови­тельные работы, разработка схемы, изготовление документов.

По межхозяйственному землеустройству оцениваются подготови­тельные работы, полевое обследование территории, разработка проекта, установление (восстановление) границ.

Стоимость работ по внутрихозяйственному землеустройству включает затра­ты на подготовительные работы, составление проекта, перенесение проекта в натуру, осуществление проекта, вычисление пло­щадей контуров земельных угодий.

Учитывая, что срок осуществления проектов внутрихозяйст­венного землеустройства составляет, как правило, 4—8 лет, то есть равен периоду освоения севооборотов (в среднем 6 лет), практически через этот промежуток времени в хозяйстве должен составляться новый или корректироваться существующий про­ект.

Внутрихозяйственному землеустройству обязательно подле­жат вновь образованные сельскохозяйственные предприятия и хозяйства, в которых корректировка проектов не обеспечивает нормальную увязку процессов динамично развивающегося про­изводства и территории.

Рабочее проектирование включает в первую очередь следую­щие проекты:

коренного улучшения сельскохозяйственных угодий, не требу­ющих осушения, а также проекты освоения новых земель;

рекультивации земель и улучшения малопродуктивных угодий плодородным слоем почвы;

противоэрозионных мероприятий;

другие проекты, связанные с улучшением и охраной земель.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Какие признаки лежат в основе выделения видов эффективности земле­устройства?

2. Чем отличаются между собой абсолютная и сравнительная, расчетная и фактическая эффективность?

3. Какой показатель и почему является основным (критериальным) при оцен­ке народнохозяйственной эффективности землеустройства?

4. Как осуществляется сопоставление эффекта и затрат при оценке эффектив­ности?

5. Какие показатели при оценке эффективности являются обобщающими?

6. Какова последовательность индексного цепного разложения величины на­ционального дохода при оценке эффективности землеустройства?

7. В чем заключается организация землеустройства?

8. Как планируются объемы землеустроительных работ на перспективу?