Лекция 4
Размер отводов земель для несельскохозяйственных целей определяется исходя из анализа сложившегося уровня изъятия земель за предыдущие 10—15 лет с учетом экспертной оценки специалистов.
Землеустройство проводится по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, местной администрации или по ходатайству заинтересованных землевладельцев и землепользователей государственными проектными организациями за счет средств бюджета соответствующего уровня (госбюджет, местный бюджет).
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
Разработка землеустроительных проектов, связанных с устройством, коренным улучшением и охраной земельных участков, может проводиться за счет средств землевладельцев и землепользователей другими землеустроительными организациями.
Проекты составляются при участии заинтересованных сторон и после утверждения переносятся в натуру (на местности) с обозначением границ земельных участков и полей севооборотов межевыми знаками установленного образца.
Осуществление мероприятий, предусмотренных проектами землеустройства, возлагается на землевладельцев и землепользователей.
Землеустроительные организации оказывают помощь и ведут авторский надзор за внедрением проектов. Землевладельцы и землепользователи при необходимости могут вносить предложения об изменении или уточнении проектов.
Проектные организации несут ответственность за экономическую и экологическую эффективность намечаемых мероприятий.
Они имеют право:
осуществлять, без особого на то разрешения, контроль за выполнением проектов землеустройства, информировать о его результатах администрацию и вносить предложения по улучшению использования и охраны земель;
согласовывать изменения в проектах, связанных с мелиорацией земель, размещением сельскохозяйственных объектов, внутрихозяйственных дорог, отводами земель для несельскохозяйственных нужд и по другим основаниям;
вносить предложения о совершенствовании или переработке устаревших схем и проектов землеустройства.
При планировании землеустройства необходимо:
установить перечень проектно-изыскательских работ по землеустройству;
определить структуру и оценить объемы работ в натуральном и стоимостном выражении;
обосновать источники финансирования землеустроительных мероприятий;
наметить пути кадрового обеспечения землеустроительной проектной службы в связи с изменением структуры и объемов выполняемых работ.
При установлении перечня проектно-изыскательских работ необходимо учитывать, что они должны выполняться комплексно, в единой технологической и информационной связи, в четкой последовательности.
Поэтому в их состав следует включать:
подготовительные работы к составлению проектов, в том числе аэрофотогеодезические работы, наземные съемки, летно-съемочные работы, корректировку планово-картографического материала, почвенное и геоботаническое обследование, земельно-оценочные и кадастровые работы, инвентаризацию и графический учет земель, прочие обследовательские и изыскательские работы;
подготовку комплексных схем землеустройства районов и других предпроектных документов по организации рационального использования и охране земель;
работы по межхозяйственному землеустройству и составлению проектов отвода земель для несельскохозяйственных целей, образованию и упорядочению землевладений и землепользовании сельскохозяйственного назначения;
внутрихозяйственное землеустройство, включая работы по землеустройству оленеводческо-промысловых хозяйств в районах Крайнего Севера, сельских подсобных хозяйств промышленных предприятий, оказанию помощи в осуществлении проектов;
работы по составлению рабочих проектов, связанных с использованием и охраной земель;
установление границ территорий с особыми режимами и условиями использования земель (административно-территориальных образований, населенных пунктов, природоохранных территорий, включая водоохранные зоны и прибрежные полосы малых рек, рекреационных и заповедных земель и т. д.);
прочие работы.
При планировании структуры и объемов землеустроительных работ на перспективу опираются на следующие методические положения.
Обновление планов и карт, используемых в землеустройстве, осуществляется в основном методом аэрофотосъемки через каждые 8—15 лет в зависимости от степени их старения в различных районах картографирования, а их корректировка — в более короткие сроки (от 1 года до 5 лет), чтобы обеспечить достоверность информации об использовании земли при составлении проектов землеустройства. Поэтому объем ежегодного обновления планово-картографического материала по площади должен составлять ориентировочно 8,7 % всей землеустраиваемой территории [100 : () = 8,7 %], а объем ежегодной корректировки — 33,3 % от территории, затронутой проектными работами [100 :() = 33,3 %].
При планировании работ по составлению предпроектных землеустроительных документов (схем землеустройства районов) учитывается, что они разрабатываются, как правило, на срок до 15 лет с разбивкой по очередям в виде пятилетних периодов. Предполагается, что в течение 5 лет все административные районы России (1850 единиц) должны получать такие документы с последующей корректировкой один раз в пять лет, то есть в среднем за год нужно разрабатывать не менее 370 схем землеустройства районов.
Работы по межхозяйственному землеустройству включают:
предоставление и изъятие земель для нужд промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей;
разработку проектов устранения недостатков землевладений и землепользовании;
разработку проектов образования землевладений и землепользовании сельскохозяйственного назначения (установление и восстановление границ);
прочие виды работ.
При расчете стоимости работ по составлению схем землеустройства районов учитываются следующие стадии: подготовительные работы, разработка схемы, изготовление документов.
По межхозяйственному землеустройству оцениваются подготовительные работы, полевое обследование территории, разработка проекта, установление (восстановление) границ.
Стоимость работ по внутрихозяйственному землеустройству включает затраты на подготовительные работы, составление проекта, перенесение проекта в натуру, осуществление проекта, вычисление площадей контуров земельных угодий.
Учитывая, что срок осуществления проектов внутрихозяйственного землеустройства составляет, как правило, 4—8 лет, то есть равен периоду освоения севооборотов (в среднем 6 лет), практически через этот промежуток времени в хозяйстве должен составляться новый или корректироваться существующий проект.
Внутрихозяйственному землеустройству обязательно подлежат вновь образованные сельскохозяйственные предприятия и хозяйства, в которых корректировка проектов не обеспечивает нормальную увязку процессов динамично развивающегося производства и территории.
Рабочее проектирование включает в первую очередь следующие проекты:
коренного улучшения сельскохозяйственных угодий, не требующих осушения, а также проекты освоения новых земель;
рекультивации земель и улучшения малопродуктивных угодий плодородным слоем почвы;
противоэрозионных мероприятий;
другие проекты, связанные с улучшением и охраной земель.
Контрольные вопросы:
1. Какие признаки лежат в основе выделения видов эффективности землеустройства?
2. Чем отличаются между собой абсолютная и сравнительная, расчетная и фактическая эффективность?
3. Какой показатель и почему является основным (критериальным) при оценке народнохозяйственной эффективности землеустройства?
4. Как осуществляется сопоставление эффекта и затрат при оценке эффективности?
5. Какие показатели при оценке эффективности являются обобщающими?
6. Какова последовательность индексного цепного разложения величины национального дохода при оценке эффективности землеустройства?
7. В чем заключается организация землеустройства?
8. Как планируются объемы землеустроительных работ на перспективу?