Техники освещения психотерапевтического процесса
Основная работа группового психотерапевта заключается в акцентировании всего, что происходит в группе здесь и теперь. Фокус на здесь и теперь состоит из двух симбиотически связанных слоев: 1) непосредственного переживания и 2) исследования природы отношений между взаимодействующими членами группы. Именно возможность сфокусироваться на процессе взаимодействия делает уникальной работу в группе. В обычной жизни мы не комментируем поведение других людей, что связано с тревогой по поводу критики поведения, с социальными нормами, со страхами, с возможностью потери власти.
На начальном этапе работы группы устанавливаются нормы, связанные с межличностным взаимодействием, эмоциональной экспрессией, самомониторингом и др. Все эти нормы поощряют самораскрытие и активность участников, которые в конечном итоге начинают помогать ведущему в выполнении этой задачи. Однако задача освещения (разъяснения) процесса лежит целиком на плечах психотерапевта. Комментирование процесса служит отделению от других участников группы. В ответ на комментарий участник часто получает негативную реакцию, подозрение, агрессию. Только терапевт в большей мере избавлен от подобных атак, имеет право предлагать участникам более активно включиться в работу и раскрыться без того, чтобы его обвинили или заставили принять участие в предлагаемой деятельности.
Комментирование процесса участником связано с конфликтами в группе за власть и доминирование. Терапевт, находясь в статусе наблюдателя-участника, собирает информацию и делает выводы относительно особенностей поведения, связывает события, помнит цели членов группы и связывает их с реальными взаимодействиями. Часто процесс прозрачен и очевиден для всех участников, однако они не могут комментировать его из-за сильной эмоциональной включенности в ситуацию. И, хотя комментарии участников иногда очень полезны, комментирование процесса остается делом ведущего. Оно включает в себя обширный и комплексный спектр действий.
Первый этап включает описание поведения пациента. Получая обратную связь о своих действиях, пациенты учатся видеть себя такими, какими их видят окружающие.
Второй этап включает описание чувств, которые вызывает поведение пациента у других людей.
Третий этап позволяет пациенту узнать, какое мнение складывается у других людей в результате его поведения. Участники узнают, что в результате их действий люди начинают испытывать к ним антипатию, находить их скучными, уважают их и т.д.
Четвертый этап связан с описанием того, как поведение пациента влияет на его мнение о самом себе.
Комментарии психотерапевта идут по нарастающей – от описания простых поведенческих актов, чувств, вызванных поведением, наблюдением за несколькими поступками, сопоставлением, комментариями по поводу влияния поведения пациента на его отношения с людьми. Комментарии заканчиваются привлечением внимания пациента к сходству между паттернами его поведения в группе и во внешнем мире. Смысл вопроса, который обращает терапевт к пациенту, обычно сводится к следующему: ты доволен миром, который создал?
После получения отрицательного ответа на этот вопрос терапевт переходит к многотрудному предприятию по трансформации чувства неудовлетворенности в желание измениться, а затем в акт изменения. Интерпретационные замечания терапевта направлены на поощрение акта изменения. Терапевт помогает, поддерживая волевые усилия пациента