Средства групповой работы.

Методы, техники и процедурные вспомогательные

Процедура рефлексии в социально-психологическом тренинге.

Складывается из трех основных компонентов:

· фиксирование состояния развития;

· определение причин этого состояния;

· оценка продуктивности развития в результате состоявшегося взаимодействия (терапии).

Сначала клиент фиксирует свое состояние развития на следующих сферах:

· эмоционально-чувственной, т.е. происходило ли нарастание эмоциональной возбудимости, испытывал ли положительные или отрицательные эмоции: радость, огорчение, удовлетворение, разочарование, недоумение, восторг, благодарность, успех и т.д.;

· потребностях, т.е. пассивное или активное состояние, появилось ли стремление, влечение, желание к самовыражению, самораскрытию, деятельности, взаимодействию;

· мотивационной, т.е. какие переживания вызвала терапия, насколько оказалась личностно значимой, какими стали внутренние и внешние мотивы;

· интересах (какие появились интересы, уровень развития старых интересов, на что они направлены);

· ценностных ориентаций (что явилось личностной ценностью, как обогатился спектр ценностей, в чем они проявились);

· сознании (осуществилось ли осознание чего-либо, произошло ли соотнесение своего смысла с другими смыслами, как изменилась «Я-концепция», самооценка).

Вторым шагом осуществления процедуры рефлексии является определение причин зафиксированного состояния развития. Это могут быть: диалог, полилог, личностная ценность и значимость обсуждаемых проблем, благоприятная атмосфера общения, успешность в деятельности и т.д. На этом этапе важно определить причинно-следственные связи зафиксированного состояния развития и состоявшейся терапии, компонентов взаимодействия.

Заканчивается процедура рефлексии оценкой клиентом продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия. Под оценкой следует понимать мнение самого участника о степени и уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов терапии (общения, содержания упражнений и этюдов, инновационных терапевтических технологий), установление самим клиентом качества, степени и уровня развития.

Деятельность субъекта в социально-психологическом тренинге на наш взгляд, есть деятельность рефлексивная, организуемая терапевтом.

 

 

Интервенции Ялом 214

Ж.Годфруа предлагает разделить методы психотерапии на 2 категории: интрапсихическую и поведенческую. Согласно этой классификации, к группам интрапсихического направления можно отнести: группы встреч, гештальтгруппы, группы психосинтеза, группы арттерапии. К группам, ориентированным на поведенческую терапию, относятся Т-группы, группы телесной и танцевальной терапии, группы тренинга умений и НЛП-группы, психодраматические группы.

Существует огромное разнообразие конкретных упражнений, приемов и техник, используемых в групповой работе. К базовым методам традиционно относят групповую дискуссию и ситуационно-ролевые игры. Некоторые теоретики и практики добавляют к базовым методам тренинг сензитивности, включающий техники невербального взаимодействия, а также медитативные и суггестивные техники.

Групповая дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить и/или изменить представления, позиции и установки участников тренинговой группы в процессе непосредственного общения. ГД может использоваться для представления проблемы с разных сторон и как способ групповой рефлексии. Существуют:

- структурированные дискуссии, в которых задается тема для обсуждения, регламентируется порядок,

- неструктурированные дискуссии, где ведущий пассивен, время не ограничено, темы предлагаются участниками группы;

- тематические дискуссии, в которых обсуждаются темы, значимые для всех участников;

- биографические, которые ориентированы на прошлый опыт;

- интеракционные, которые основаны на содержании отношений участников группы.

Игровые методы включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные, деловые игры. Их использование очень эффективно. Они выступают:

- как средство преодоления скованности и напряженности на первой стадии групповой работы;

- как инструмент диагностики и самодиагностики;

- как способ интенсификации процесса обучения, закрепления новых поведенческих навыков, тренировки и закрепления вербальных и невербальных коммуникативных умений.

Методы, направленные на развитие социальной перцепции, позволяют развить умения воспринимать, понимать и оценивать других людей, себя, свою группу. Их разделяют на вербальные и невербальные техники.

Методы телесно-ориентированной терапии позволяют работать с телесностью, преодолевая разрыв между “душой и телом”, осознавать свои невебальные реакции, преодолевать мышечные зажимы.

Медитативные техники все чаще включают в число методов ГТ с целью обучения физической и чувственной релаксации, развитию навыков саморегуляции. Существуют этические моменты при использовании суггестивных, в частности, медитативных техник.