Психодрама
Цель психодрамы - драматическая импровизация для изучения внутреннего мира члена группы.
1. Основные понятия:
а) Ролевая игра - исполнение какой-либо роли в любительском представлении. Используется природная способность людей к игре, творчески работать над личностными проблемами. Роли выбирает сам член группы, и поощряются реальные и вечные для человека роли.
Сценарий составляет сам член группы.
б) Спонтанность и творчество является противоядием против ригидности в социально-ролевом поведении. Спонтанность приводит к пониманию идеи творчества и идеи возникают по мере спонтанного действия. Конечным продуктом творчества являются "консервы" культуры, которые необходимы для выживания культуры. Спонтанность должна сохранять адекватность поведения и норм поведения.
в) Теле - двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом, переноса и контрпереноса и эмпатии. Цель - поменяться ролями и посмотреть на мир чужими глазами.
г) Катарсис - эмоциональное потрясение и внутреннее очищение, которое происходит как у актеров, так и у зрителей. Специальный метод воздействия, направленный на выявление и разрядку бессознательных импульсов, в ходе которого участник вспоминает и воспроизводит забытые потрясающие сцены из своей жизни. Сила катарсиса зависит больше от спонтанности актеров.
д) Инсайт - вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющихся проблем. Инсайт заставляет заново пережить важные события прошлого во время сценического действия, иногда одновременно с катарсисом.
2. Основные процедуры:
а) Роли в психодраме. Руководитель группы - режиссер, который создает атмосферу доверия побуждения к исследованию личных проблем. Помимо роли режиссера, руководитель остается терапевтом и аналитиком.
Член группы - субъект действия (протагонист), изображающий события из своей реальной жизни.
Участник, задействованный в работе протагониста, играет роль вспомогательного Я. Его задачи: помочь сыграть протагонисту; понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения; сделать видимость того, что протагонист не осознает; направить протагониста в решение его внутренних и межличностных конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.
Аудитория - те члены группы, которые не играют ролей, но в заключении демонстрируют свое отношение к происходящему.
б) Фазы развития психодрамы:
- разминка: раскрепощение двигательной активности, стимуляция к спонтанным поведенческим реакциям, концентрация внимания на конкретные задания; драматическое действие: выбор протагониста; протагонист импровизирует прошлую свою жизненную ситуацию; выбор вспомогательного Я; режиссер помогает протагонисту исследовать и достичь нового понимания прошлой жизненной проблемы; последующее обсуждение: протагонист обсуждает с группой результаты драматической постановки.
в) Техники, используемые в психодраме:
- монолог - реплика, в которой протагонист выражает свои чувства и мысли как самому себе, так и аудитории; двойник - пытается стать протагонистом, принимая его телесные позы, привычки, он помогает протагонисту и поддерживает его; может использовать роли вспомогательного Я или внутреннего голоса; обмен ролями - протагонист играет другие ключевые роли, а двойник воспроизводит поведение и высказывание самого протагониста; отображение - протагонист может осознавать и отображать, как его воспринимают другие люди.