Группы встреч

Группа тренинга умений

Основой для групп тренинга служит бихевиоризм, связано с социальным научением.

1. Основные понятия:

а) Учебная модель - объединение дидактики и практики в программированном обучении, где члены группы являются учащимися. У членов группы формируются умения к улучшению жизни и исправлению недостатков. Основной тезис группы тренинга: группа имеет преимущество перед личностью.

б) Постановка цели - развитие такого умения, который желателен для члена группы или для общества в целом. Обучение направлено на управление тревогой, планированием карьеры, принятием решения, овладения родительскими функциями, коммуникативными умениями, тренинг уверенности в себе.

в) Измерения и оценка ведется по самоотчетам, дневникам, оценкам по шкалам.

2. Основные процедуры:

а) Оценка сильных и слабых сторон личности. Используются различные опросники. Результаты опроса анализируется в группе. Предлагаются рекомендации по улучшению того или иного качества личности.

б) Репетиция поведения - ролевое проигрывание сложных ситуаций, но не как в психодраме, где идет спонтанность. Представляется определенный сценарий и модель адаптивного поведения. Руководитель выступает в роли подкрепителя положительных навыков.

в) Релаксация - напряжение и расслабление групп мышц с модификацией представления образов.

г) Когнитивное переструктурирование - атака на отрицательные убеждения с целью их реконструкции.

д) Обязательное выполнение домашнего задания.

1. Основные понятия:

а) Самораскрытие - открытость и честность в общении. Группы встреч поощряют участников к раскрытию самих себя другим и таким образом дают им возможность установить близкие отношения между собой. Основные положения самораскрытия:

- раскрытие своего Я не есть слабость, а признак сильной и здоровой личности; если скрываем себя, то мы строим ложное Я; стремление скрыть себя ведет к психосоматике: язве, гипертонии, астме, мигрени; самораскрытие есть прием исповеди, освобождение от чувства вины за реальное или воображаемое неправильное поведение.

б) Осознание самого себя - исследование себя как бы со стороны. Включает в себя:

- узнавание своих сильных и слабых сторон, своих неудач; рост осознания самого себя связан с тем, что осознали себя с приятной стороны; для осознания самого себя часто используется прием конфронтации и рефлексии; в случае сопротивления члена группы к осознанию самого себя, можно применять жесткость, как единственный способ к преодолению эмоционального блокирования.

в) Ответственность - члены группы должны отвечать за свое поведение в группе и в реальной жизни. Группа не защищает своих членов, а поощряет их к реализации собственных резервов и способностей к принятию решений.

г) Внимание к чувствам - усиление значимости и интенсивности аффективных переживаний. Принцип в том, что прежде чем научиться действовать ответственно, люди должны научиться постоянно осознавать свои чувства. В этом пункте отмечается ценность чувств в противовес интеллекту. И главное - добиться чувства сострадания к ближнему.

д) "Здесь и теперь" - фокусировка на настоящем.

2. Основные процедуры:

а) Установление контакта - доверительности, уменьшения напряженности и неопределенности, стремление включиться в ситуацию, ощущение принадлежности к группе. б) Установление доверительных отношений - доверие и раскрытие своего Я, поиск сходства с другими. в) Изучение конфликтов. Научиться в группе слушать внимательно друг друга и открыто высказываться. г) Изучение сопротивления. В ходе групповой динамики члены группы часто оказывают сопротивление дальнейшему процессу самораскрытия. Для этого хорошо помогают приемы фантазирования, "входа" в бессознательное, фантазирование о своих участках тела. д) Сочувствие и поддержка - участники все больше эмоционально заинтересованы друг в друге и проблемы доверия становятся все более актуальными. Важно в процессе групповой динамики не отговаривать друг друга от изучения новых возникающих чувств, а обеспечить участника положительной обратной связью.