Вводная лекция
Лекция 1
Подземные сооружения – специально оборудованные горные выработки в толще горных пород, имеющие различное назначение: промышленные предприятия, транспортные и гидротехнические тоннели, электростанции, пешеходные переходы, гаражи и другие объекты городского хозяйства, лечебные учреждения, военные объекты и т. п.
Подземное сооружение – объект промышленного, оборонного, коммунального и любого другого назначения, создаваемый в массиве горных пород.
Подземное сооружение представляет собой набор следующих элементов: основное помещение, предназначенное для размещения укрываемого объекта, входные галереи с прочными входными оголовками, оборудованными защитными дверями или воротами, вентиляционные и технологические отверстия с защитными устройствами.
Строительство подземных сооружений ведётся в большинстве промышленно развитых стран. Это объясняется в первую очередь экономичностью подземных сооружений по сравнению с наземными, а также технической или производственной необходимостью и рядом других причин. Подземное расположение сооружений целесообразно в районах с неблагоприятными климатическими условиями, крутым рельефом местности. Это объясняет наибольшее развитие строительства подобных сооружений в горнодобывающей промышленности.
Закрепляет выработку сооружения обделка подземной выработки, которая при воздействии средств поражения обеспечивает устойчивость сооружения от обрушения. К обделке сооружений в свою очередь предъявляются высокие требования. Она должна обладать достаточной прочностью, допустимо устройство ее с применением средств механизации и стоимость ее должна быть приемлемой.
Для долговременных сооружений наиболее распространенной является обделка из монолитного железобетона. Хотя в последнее время она все чаще заменяется сборной из заранее заготовленных железобетонных элементов, в связи с тем, что темп ее устройства в стесненных условиях подземной выработки невысок.
Классификация подземных сооружений
Многообразие подземных сооружений (ПС) и способов их строительства классифицируют по семи признакам.
1. По назначению:
- Транспортные (железнодорожные, автодорожные, метро, автостоянки и гаражи, смешанные).
- Коммунальные (канализация, смешанные коллектора, склады, фабрики, торгово-бытовые и зрелищные комплексы и т.п.).
- Гидротехнические (водоснабжения, ирригации, гидроэлектростанций и т.п.).
- Спецназначения (оборонные, атомные и гидроаккумулирующие ЭС, научные, учебные, хранилища).
- Горно-добывающих предприятий (выработки капитальные, подготовительные, очистные).
2. По пространственному положению:
- Горизонтальные (протяженные и камерные).
- Вертикальные (стволы; колодцы малого, среднего, большого и очень большого диаметра).
- Наклонные (наклонные стволы, эскалаторные тоннели, выходы линий метро на поверхность и т.п.).
3. По рельефному признаку:
- Горные (преодоление высотных преград).
- Подводные (преодоление водных преград).
- Равнинные (без рельефных преград).
- Комбинированные.
4. По условиям строительства:
- Городские или внегородские (проблемы транспорта, коммуникаций, рабочих кадров, экологии и т.п.).
- Территория застроенная или незастроенная (проблемы сноса или переноса зданий, сооружений, коммуникаций и т.п.).
- Вне зоны или в зоне сейсмических, или иных опасных воздействий (проблемы особой защиты подземных и наземных сооружений, людей, оборудования и т.п.).
5. По способу строительства:
- Открытым способом (с удалением всей толщи пород от поверхности до подошвы сооружения).
- Закрытым способом (с выемкой породы только в пределах размеров ПС).
- Комбинированным (открыто-закрытым) способом.
6. По способу выполнения горных работ:
- Обычным способом (без опережающего крепления или искусственного изменения свойств и состояний массива пород).
- Специальным способом (с опережающим креплением или искусственным изменением свойств и состояний массива пород).
- Комбинированным способом.
7. По доступности при эксплуатации:
- Доступные (для осмотра, обслуживания, ремонта и реконструкции сооружений и оборудования, например ПС метро).
- Частично доступные (только для осмотра при эксплуатации, но требующие остановки для обслуживания, ремонта и реконструкции, например безнапорные канализационные и гидротехнические тоннели).
Недоступные (требуют приостановки эксплуатации для осмотра и других процедур).