Понятие смежного права

Распоряжение исключительным правом на произведение науки, литературы и искусства. Авторский договор, его виды. Содержание авторского договора. Права и обязанности сторон по авторскому договору. Ответственность сторон по авторскому договору.

Срок действия авторских прав.

Субъекты авторских прав. Соавторство, его виды

Объекты авторских прав, их признаки и виды

Понятие авторского права

Авторское право представляет собой составную часть единого правового института авторского права и смежных прав, входящего в систему подотрасли «право интеллектуальной собственности» (А.П. Сергеев). Нормы авторского права регулируют имущественные и неимущественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Основу авторского права составляют положения Конституции РФ и части IV ГК РФ, в частности, главы 70 ГК РФ. Кроме того, данные отношения регламентируются нормами международного права, например, Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирной конвенцией об авторском праве 1952 г., а также другими законами и подзаконными актами.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства. Произведение науки, литературы и искусства охраняется при условии, что оно выражено в объективной форме. Иных требований для предоставления авторско-правовой охраны не требуется. Поэтому не имеет значения обнародовано ли произведение, каковы его художественные или научные достоинства, в какой форме оно выражено: произведение в любом случае охраняется нормами авторского права. Произведение также охраняется независимо от его регистрации или соблюдения каких-либо иных формальностей. В ГК РФ допускается регистрация программы для ЭВМ, базы данных по желанию правообладателя, однако наличие или отсутствие такой регистрации не влияет на охрану данных объектов авторского права (ст. 1262 ГК РФ). Объектом авторско-правовой охраны может быть не только произведение в целом, но также и его часть, название и персонаж, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора.

В зависимости от способа выражения в законе выделяются литературные, драматические, сценарные, музыкальные, аудиовизуальные произведения, произведения изобразительного искусства, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, фотографии, иные произведения.

В ГК РФ представлена и другая классификация объектов авторского права, в основу которой положен характер связи основного произведения с другим объектом авторского или смежного права. Так, в особую группу выделены производные произведения, являющиеся переработкой другого произведения, а именно перевод, обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и т.д. К следующей разновидности относятся составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда, такие как базы данных, атласы, энциклопедии и.т.д. Наконец, в ГК РФ еще упоминаются сложные произведения, примером которых служит аудиовизуальное произведение, в частности, кинофильм (ст.ст. 1240, 1263 ГК РФ). Сложное произведение состоит из множества разнородных элементов. Эти элементы могут существовать и до появления аудиовизуального произведения (роман, положенный в основу сценария), но, как правило, они создаются в процессе работы над ним специально для получения нового творческого результата (деятельность оператора-постановщика, художника-постановщика, костюмера и т.д.). Взаимодействие этих элементов приводит к образованию многослойного комплексного произведения (В.А. Дозорцев). Сами они при этом остаются самостоятельными произведениями, охраняемыми авторским правом.

Практическое значение предложенной классификации заключается в особом правовом регулировании взаимоотношений, складывающихся между авторами либо продюсером нового произведения и авторами результата интеллектуальной деятельности, использованного при создании нового объекта. Права, принадлежащие автору производного или составного произведения, охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав при условии соблюдения авторских прав на произведения, послужившие им основой. Автор основного произведения сохраняет на него все права, за исключением случая, предусмотренного договором (ст. 1260 ГК РФ).

Иначе регулируются отношения между продюсером и авторами произведений, вошедших в аудиовизуальное произведение. Авторы сохраняют исключительное право на свои произведения, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано продюсеру или другим лицам либо перешло к ним по иным основаниям, предусмотренным законом (п.5 ст. 1263 ГК РФ). В.А. Дозорцев подчеркивает, фильм – единое произведение, и все входящие в него результаты творческой деятельности лиц должны иметь единый правовой режим, поэтому продюсеру должно принадлежать право на использование всех элементов произведения. Как правило, продюсер приобретает право использования указанных результатов в полном объеме на основании договора, заключаемого с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности. Авторы сохраняют свои права авторства и другие личные неимущественные права. В качестве исключения из общего правила ГК РФ допускает возможность предоставления продюсеру права использования произведений в течение определенного срока, однако сохраняющиеся за авторами исключительные права при этом серьезно ограничиваются. Так, лицензионный договор заключается, как правило, на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права. Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны.

Объектами авторских прав не являются официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления, государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований. Однако данное положение не распространяется на проекты официальных документов, символов и знаков, в отношении которых признаются права автора, в частности, право авторства (ст. 1264 ГК РФ). Объектами авторских прав также не признаются произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов и сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер.

Одним из субъектов авторских прав является автор произведения науки, литературы или искусства. Им признается гражданин, чьим творческим трудом оно было создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.

Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются его соавторами. К условиям возникновения соавторства относят: создание единого произведения, наличие творческого вклада каждого из соавторов в его создание, совместный труд при его создании и наличие соглашения о возникновении соавторства (А.П. Сергеев). В гражданском праве выделяется два вида соавторства: раздельное и нераздельное. При раздельном соавторстве произведение состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. При нераздельном соавторстве произведение образует неразрывное целое, поэтому невозможно установить какая именно часть произведения принадлежит каждому из авторов. Вид соавторства предопределяет особенности осуществления и защиты авторских прав. Так, по общему правилу, решение об использовании произведения, созданного в соавторстве, а также о распоряжении правами на него принимается авторами совместно. При этом во избежание возможного злоупотребления правом в ст. 1258 ГК РФ предусмотрено, что ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. Напротив, часть произведения, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. Автор также вправе распорядиться исключительным правом на часть произведения. Защита прав осуществляется каждым из соавторов самостоятельно, независимо от вида соавторства.

Кроме автора, обладателями прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации могут быть физические, юридические лица, а также публично-правовые образования. Основания приобретения прав на произведения науки, литературы или искусства совпадают с основаниями приобретения иных интеллектуальных прав. Субъектами авторских правоотношений нередко становятся организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами (ст.ст. 1242-1244 ГК РФ), и в некоторых случаях, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

 

4. Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства: личные неимущественные, иные неимущественные и имущественные права. Содержание исключительного права на произведения науки, литературы и искусства, ограничения права.

Интеллектуальные авторские права включают личные неимущественные, иные неимущественные и имущественные права. Автору принадлежат исключительное право на произведение, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и право на его отзыв, и некоторые другие права, в случаях предусмотренных ГК РФ (ст. 1255 ГК РФ). Среди перечисленных прав к числу личных неимущественных, как правило, относят право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, право на отзыв; личным неимущественным также считалось право на защиту репутации автора, обладающее сходством с существующим ныне правом на неприкосновенность произведения (А. П. Сергеев, Н. В. Макагонова), хотя данный подход разделялся далеко не всеми учеными (В.А. Дозорцев). Наряду с личными неимущественными правами существуют и иные неимущественные права, примером такого права является право доступа к произведению изобразительного искусства (ст.ст. 1226, 1292 ГК РФ). Среди имущественных авторских прав следует назвать исключительное право на произведение, право на вознаграждение за использование служебного произведения, право следования.

Под правом авторства понимается право признаваться автором произведения. Право автора на имя представляет собой право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Данные права неотчуждаемы и непередаваемы, отказ от них ничтожен.

В соответствии со ст. 1266 ГК РФ право на неприкосновенность произведения предоставляет автору возможность запрещать внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжать его в ходе использования иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. ГК РФ разрешает изменять, сокращать или дополнять произведение после смерти автора при условии, что этим не искажается замысел автора, не нарушается целостность восприятия произведения, это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме, а также при наличии согласия лица, обладающего исключительным правом на произведение. Данное положение является новеллой, и обусловлено желанием обеспечить полноценную защиту имущественных интересов правообладателя.

Автору вправе обнародовать свое произведение, то есть сделать произведение впервые доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти правообладателем, если это не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Автор вправе отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения убытков правообладателю. Если произведение уже обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. Автор также вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки.

Автор произведения изобразительного искусства обладает правом доступа и правом следования. Опираясь на право доступа, автор вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. Правом следования называется право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений в случае их отчуждения автором. Данные отчисления должны производиться при каждой публичной перепродаже, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация.

Основным имущественным авторским правом является право использования произведения по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Среди возможных способов использования произведения в законе названы воспроизведение произведения, его распространение, прокат оригинала или экземпляров произведения, а также их импорт в целях распространения, прокат оригинала или экземпляра произведения; публичный показ и публичное исполнение произведения, сообщение в эфир или по кабелю, перевод или другая переработка произведения, доведение его до всеобщего сведения, например, в сети Интернет. Однако данный перечень не является исчерпывающим.

Ограничениями исключительного права являются случаи свободного использования произведения, когда согласия автора на использование произведения не требуется. Вместе с тем закон в зависимости от конкретной ситуации выдвигает ряд требований к такому использованию: выплатить вознаграждение, использовать в личных целях или в объеме, обусловленном целью использования, указывать имя автора и источник заимствования. Так, например, согласно ст. 1273 ГК РФ, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением предусмотренных законом случаев.

 

В соответствии со ст. 1267 ГК РФ нематериальные блага: авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Данное положение имеет силу общего правила. Между тем, в законе предусматриваются и специальные сроки действия исключительного авторского права в зависимости от конкретной ситуации. Например, срок исключительного права на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства переходит в общественное достояние. С переходом произведения в общественное достояние закон связывает определенные правовые последствия. Если это произведение ранее не было обнародовано, оно может быть обнародовано любым лицом, если только это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в частности, в завещании, письмах или дневниках). Кроме того, такое произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

 

Автор или иной правообладатель вправе распорядиться принадлежащим ему исключительным правом любым не противоречащим закону способом, в частности, заключив договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор. Отношения, возникающие из данных договоров, детально урегулированы общими положениями части четвертой ГК РФ, и специальное правовое регулирование в данном случае имеет незначительный удельный вес. Как видно, одной из сторон данного договора может быть не только автор, но и иной правообладатель. Между тем, ГК РФ предоставляет особые гарантии авторских прав в тех случаях, когда субъектом договора является сам автор. Эти гарантии отражены в ст. 1290 ГК РФ и касаются установления ограниченной ответственности автора по договору. Указанные положения ст. 1290 ГК РФ позволяют говорить о некоторой специфике договоров, заключаемых авторами, и называть такие договоры авторскими.

Особое место среди авторских договоров занимает договор авторского заказа. Определение данного договора дано в ст. 1288 ГК РФ. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Предметом договора является выполнение работы по созданию произведения и ее результат. В предмет договора не входит передача исключительного права на созданное произведение, исключительное право сохраняется за автором (ст. ст. 1288, 1291 ГК РФ). Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. Однако договор авторского заказа, включивший в себя положения, относящиеся к договорам о распоряжении исключительными правами, становится смешанным договором. К такому договору будут применяться как положения о договоре авторского заказа, так и ином договоре: об отчуждении исключительного права или лицензионном.

Договор авторского заказа представляет собой консенсуальный, возмездный (по общему правилу), синаллагматический договор.

К числу его существенных условий относится условие о подлежащем созданию произведении науки, литературы и искусства, и о сроке его передачи заказчику.

Требования к форме договора специально не урегулированы частью IV ГК РФ, поэтому применяются общие положения ГК РФ о форме сделки.

По договору авторского заказа в обязанности автора входит создание произведения и передача заказчику произведения в обусловленный договором срок. Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование. Автор имеет право на льготный срок для завершения создания произведения при необходимости и при наличии уважительных причин.

В обязанности заказчика входит получение произведения и оплата работы по его созданию, если договор является возмездным. Заказчик вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения, воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами (ст. 1291 ГК РФ). Заказчик вправе отказаться от договора в случаях неисполнения договора к обусловленному сроку, в том числе льготному, в соответствии с требованиями ст. 1289 ГК РФ.

Ответственность автора по договору авторского заказа носит ограниченный характер. Автор отвечает перед заказчиком в пределах причиненного ему реального ущерба. Реальным ущербом охватываются выплаченные автору суммы аванса. Если положения договора предусматривают выплату неустойки в связи с нарушением его условий, неустойка подлежит зачету по отношению к суммам реального ущерба.

 

Смежное право представляет собой другую часть единого правового института авторского права и смежных прав. Нормы смежного права регулируют имущественные и неимущественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и использованием результатов исполнительской деятельности (исполнений), фонограмм, сообщений в эфир или по кабелю радио- или телепередач, содержания баз данных, а также произведений науки, литературы и искусства, обнародованных после их перехода в общественное достояние. Основу смежного права составляют положения Конституции РФ и части IV ГК РФ, в частности, главы 71 ГК РФ. Кроме того, данные отношения регулируются нормами международного права, а также другими законами и подзаконными актами.