Принятие законов.

Лекция

РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА
В КЛАССИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

Постепенно в боях патрициев с плебеями к III в. до н.э. сложилось классическое римское государство. Римляне называли его республика (res publica), то есть общее достояние.

Если бы мы спросили какого-нибудь афинянина эпохи Перикла, чем Афины более всего гордятся, он, вероятно, показал бы нам Акрополь с беломраморными храмами статуями, театр Диониса, где игрались пьесы Эсхила и Аристофана, попытался бы рассказать нам о достижениях греческой науки. Иными словами, Афины более всего гордились своей высокой культурой. Если бы мы обратились с аналогичным же вопросом к римлянину III в. до н.э., он, несомненно, сказал бы, что римляне более всего гордятся своим государственным строем и моральными качествами своих граждан. При этом они считали, что это вещи взаимосвязанные. Самый лучший народ в условиях деспотизма постепенно вырождается, становится раболепным, трусливым, лживым. С другой стороны, самый лучший строй, данным развращенному народу, не принесет ничего, кроме коррупции и бандитизма. Строй воспитывает граждан, граждане поддерживают строй.

Греки познакомились с римской республикой в IV—III вв. до н.э. Они все признавали ее заслуживающей похвал и уважения. Однако с точки зрения греческой науки трудно было определить государственный строй Рима. Как мы помним, греческие ученые выделяли три правильные государственные формы: монархию, законную власть одного; аристократию, законную власть немногих, и демократию, власть всего народа при условии, что народ этот чтит свои законы. Но ни одна из этих форм неприемлема была для Рима. В 168 г. до н.э. в Рим приехал Полибий, впоследствии крупнейший историк. Римский строй его очень заинтересовал. Именно в нем он видел причину всех великих побед Рима. Полибий жил в Риме семнадцать лет, бывал в сенате и народном собрании, дружил со многими римскими политиками. И он пришел к неожиданному выводу. По его словам, республика не является ни монархией, ни аристократией, ни демократией, но равномерным смешением монархического, аристократического и демократического элементов. От монархии в Риме власть консулов, от аристократии – сенат, от демократии – народное собрание. Римляне полностью согласились со взглядами Полибия. Впоследствии их развивал великий римский оратор Цицерон. Теперь остановимся на этих элементах подробнее.

Консулы это высшие должностные лица Рима. Их было двое, и они избирались народом на один год. А через год слагали полномочия и давали народу отчет в своей деятельности. Консулы прежде всего главнокомандующие. Они заведуют всем, что связано с войной. И, если мы вспомним, что Рим воевал всегда, и что в Риме была железная дисциплина, мы поймем, что власть консулов была поистине огромна. В мирное время консул мог собирать сенат и народное собрание. Но, как мы увидим, это могли делать не только консулы. Собирая сенат, консул мог достаточно жестко определить повестку дня. Консулы представляли лицо государства для иностранных держав. Кроме того, консулы могли на одни сутки арестовать римского гражданина. Более чем на сутки римлянина арестовать вообще было нельзя.

Консулы заимствовали даже внешние признаки царского достоинства. По преданию, когда изгнали царей, то все атрибуты власти передали консулам, но дабы Рим опять не стал монархией, решили, что, во-первых, их должно быть двое; во-вторых, они должны властвовать только год. Они носили царское одеяние с пурпурной каймой и сидели в кресле из слоновой кости, как бы на троне. Это кресло называлось курульным. Консулов сопровождала почетная свита из 12 ликторов, которые несли знаки консульского достоинства – фасции, пучки прутьев и секиры[1]. Первоначально, секира означала право жизни и смерти. Потом все изменилось, поэтому в черте города Рима консулы вынимали секиры и склоняли фасции перед народом. Ликторы выполняли приказы консулов. Например, именно ликтор отводил в тюрьму арестованного человека. Таковы полномочия консулов.

Сенат – это высший совет республики. Сенаторов было около трехсот. Состоял сенат из бывших должностных лиц, то есть после того, как они были выбраны, год исполняли свои обязанности, отчитывались перед народом, их зачисляли в сенат. Сенаторов назначали пожизненно. Был только один случай, когда сенатора можно было удалить из сената. Его мы рассмотрим позднее. Таким образом, сенаторы были выбраны народом и проверены на деле. Сенат прежде всего заведовал казной. Это было заимствовано всеми европейскими государствами. Высший совет держит в руках все финансы. Можно вспомнить борьбу короля и парламента в Англии XVII в. Король, например, объявлял войну. Парламент не мог ему этого запретить. Но он мог отказать ему в субсидии. Такую же картину мы видим в Риме. Консул, опираясь на народное собрание, мог начать войну. Но сенат мог не давать ему на эту войну денег (во второй части нашего пособия мы столкнемся с такими случаями).

Вторая прерогатива сената – это дипломатия. Только сенат принимал иноземных послов, и только сенат давал наказы своим послам. Мы помним, что в Афинах послов принимало народное собрание. Не всегда это кончалось для Афин удачей. В комедиях Аристофана представлены ловкие восточные дипломаты, которые водят за нос простодушный афинский народ, суля ему златые горы. В Риме же дипломатия была в руках профессионалов. В Афинах не было и не могло быть дипломатической тайны. В Риме она была. Чаще всего заседания сената были открытыми. Но бывали случаи, когда сенат заседал при закрытых дверях.

Сенатор во время заседания был неприкосновенен. Его нельзя было арестовать. Нельзя было даже прервать его речь – положение, заимствованное английским парламентом.

Полибий говорит, что, если мы посмотрим на полномочия консулов и сената, то увидим, что они огромны. Мы можем спросить себя, что же остается на долю народа и остается ли вообще хоть что-нибудь. И он отвечает, что остается, притом важнейшие вещи.

Первое. Только народ объявляет войну и заключает мир.

Второе. Только народ принимает законы, то есть народное собрание является высшим законодательным органом.

Третье. Народ выбирает всех должностных лиц и слушает их отчет.

Для обсуждения всех вопросов народ собирался на Форуме, площади между двумя холмами Капитолием и Палатином. Поэтому для римлянина «форум» – в переносном смысле общественная жизнь. Отсюда слово форум вошло во все европейские языки. В Афинах народное собрание собиралась приблизительно раз в девять дней. В Риме оно собиралось нерегулярно. Созывать народ могли только некоторые должностные лица. Однако собирался народ очень часто и на народном собрании обсуждались все политические вопросы. Фактически должностное лицо о каждом своем шаге докладывало народу.

Теперь остановимся на полномочиях народа подробнее.

В Афинах закон мог предложить любой гражданин. В Риме – только должностное лицо. Закон впоследствии носил его имя, например, Корнелиев закон, Семпрониев закон и. т. д. Примерно за месяц до голосования текст законопроекта вывешивался на улицах и площадях города. Как мы уже говорили, грамотность была поголовная, поэтому все граждане успевали с ним ознакомиться. Затем магистрат созывал народное собрание, разъяснял отдельные пункты и вообще говорил в пользу закона. Любой человек мог выступить с критикой закона или предложить в нем какие-то изменения. Но хозяином был только автор законопроекта. Он мог ничего не учесть и поставить закон на голосование. Но иногда, чувствуя, что его предложение все равно провалится, он брал его обратно.