Специфика общения в виртуальном пространстве.
В настоящее время посредством интернета и в его пространстве выращивается информационное общество, которое отличают конкретные черты, принципы и ориентиры:
- аксиологический плюрализм, смешение разных традиций и норм, сознательное изменение и трансформация предельных полюсов, задающих привычные ориентиры в жизни человека,
- клиповость (фрагментарность и принцип монтажа),
- интертекстуальность и цитатность,
- стилевой синкретизм, смешение жанров – высокого и низкого,
- неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, пародийность,
- языковая игра и т.д.
Основной процесс, осуществляемый в пространстве интернета, это – языковая игра. Интернет предполагает построение таких правил взаимодействия между его посетителями, которые ориентируют только на движение в поле дискурсов. В пространстве интернета мир превращается в один сплошной текст-контекст, где главное – обмен информацией и хаотично построенными рассуждениями, которые благодаря технологическим возможностям интернета моментально отрываются от ситуаций, в которых они были порождены, и обезличиваются.
Тип общения между людьми, опосредуемый интернетом, предстает либо как безличный обмен блоками информационных текстов, либо как чисто техническое взаимодействие.
Способы коммуникации в виртуальном пространстве: чат, веб-конференции, форумы, электронная почта, ICQ, персональные веб-сайты, тематические порталы
Современное образование должно способствовать реализации ресурса свободы, расширять поле выбора для каждого человека, получающего образование. Задача обеспечения социальной мобильности граждан требует модернизации системы доступа к релевантной, актуальной информации по всем отраслям знания.
При этом существующие технологии обучения и фактор неограниченного доступа к информации формируют особый тип личности – «интеллектуального потребителя», для которого знание перестает оставаться неизменным.
Человеку в современных условиях жизни необходимо иметь возможности непрерывного оперативного совершенствования знаний, переквалификации или переподготовки. Прогресс в области передачи информации на расстоянии с использованием компьютерных средств коммуникации позволяет поставить образовательные услуги на качественно новый уровень.
С точки зрения пользователя коммуникация в виртуальном пространстве имеет несколько педагогически важных аспектов:
– получение информации; (какой именно: о системе образовательных учреждений РБ, доступ к электронным библиотекам и т.д.)
– самообразование (обучение) – возможность изучение интересующей области знаний путем использования специализированных учебно-методических комплексов, видеоуроков, тестирования знаний полученных после изучения курса и др.
– самоорганизация – создание специализированного модуля для конструирования индивидуальных электронных обучающих оболочек.
– саммоаттестация (мониторинг качества образования школьников, студентов, педагогов, учреждений в целом)