Технико-экономические показатели двс
Индикаторная мощность двигателя, Вт,
,
где - частота вращения вала, об/с;
z - число цилиндров;
τ - коэффициент тактности (для четырехтактного двигателя τ = 2, для двухтактного τ =1);
Li - индикаторная работа, совершаемая в одном цилиндре за один цикл, Дж:
,
где - среднее индикаторное давление, представляющее собой такое условно-постоянное давление, которое, действуя на поршень в течение одного хода совершает работу, равную работе газов за весь цикл, Па.
Индикаторный КПД - доля подведенной теплоты Q, превращенной в индикаторную работу:
,
где В - секундный расход топлива, кг/с;
- низшая теплота сгорания, Дж/кг.
Индикаторный КПД у карбюраторных двигателей = 0,25 - 0,40; у дизелей = 0,40 - 0,53.
Эффективная мощность () - это мощность на валу двигателя, она меньше индикаторной мощности на механические потери в узлах трения двигателя, а также мощности, расходуемой на привод вспомогательных механизмов и агрегатов.
Механический КПД оценивает механические потери в узлах трения двигателя, а также мощности, расходуемой на привод вспомогательных механизмов и агрегатов:
.
составляет 0,7 – 0,92.
Эффективный КПД есть доля подведенной к двигателю теплоты, превращенной в эффективную работу:
.
Эффективный и индикаторный КПД связаны между собой соотношением:
.
Эффективный КПД у карбюраторных двигателей = 0,22 - 0,3, а у дизелей = 0,34 - 0,42.
Удельный эффективный расход топлива - это расход топлива, приходящийся на единицу эффективной мощности двигателя:
.
Для разных типов двигателей = 162 - 330 г/(кВтч), причем наименьшие показатели . имеют четырехтактные дизели.