Алгоритм анализа педагогической ситуации
Методы самооценки
Поощрение и наказание — метод педагогического стимулирования, который, побуждая воспитанников к определенной деятельности, вместе с тем тормозит их не-желательные действия и поступки. Содержание поощрения и наказания состоит во внесения; корректив в отдельные права и обязанности учащихся как членов коллектива, а также в моральной оценке их деятельности.
Характеристика педагогической системы.
1. Назовите условия и обстоятельства, при которых происходит действие.
2.Дайте оценку уровня развития педагогической системы.
3.Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в этой системе?
Выявление объектов и субъектов воспитания.
- Определите какую позицию по отношению друг к другу занимают участники ситуации (объектную или субъектную).
- Дайте их характеристику: индивидуальные и личностные особенности, цели, мотивы поведения в данной ситуации.
Характеристика взаимоотношений субъектов.
1.Определите стили отношений, руководства, общения педагога.
2.Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе.
3.Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
Формулирование педагогических проблем и педагогических задач.
1.Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе.
2.Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации.
3. Конкретизируйте задачу, которую следует решить.
Алгоритм решения педагогической задачи
Выдвижение гипотезы.
1 Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания.
2 Прогнозирование их результативности.
3 Рассмотрение различных вариантов действий педагога.
Выбор оптимального варианта действий педагога.
1. Выбор методов педагогического воздействия.
2.Определение соответствующих методических приемов.
3. Выбор организационных форм.
4.Подбор, способствующих решению задачи.
Детализация: продумывание оперативной структуры действий педагога.
Анализ предполагаемых результатов: характеристика изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.
Рекомендуемая литература
БелухияД.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. — М.: Воронеж, 1997.
Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Под ред. Л.И.Рувинского. — М., 1989.
Натанэон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., 1972. :
Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. - М., 1991.
Педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1995.
Педагогика: Учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Н. Е. Шиянов. -' М., 1997.
ПитюковВ.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. - М., 1997.
Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М., 1996.
Российская педагогическая энциклопедия. — М., 1993. Т.1.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. дня учителя. — М,, 1991.
СидоркинА.М. Методы воспитания // Магистр -11992.
№ 1.
Теория и практика воспитания: Учебное пособие / Под ред. Л.А.Байковой, Л.К.Гребенкиной, О.В.Еремкинои. — Рязанъ, 1997.
Щуркова НЕ., Питюков В.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М., 1994.