Стили родительского отношения, влияющие на социальное развитие ребенка
Стиль отношения | Характеристика родительского отношения |
Понимающий | Хорошо знают и понимают своего ребенка, принимая его таким, какой он есть, адекватно оценивают его поступки, диалогичны, чувствительны, часто говорят о ребенке, переживают за него и вместе с ним, способны защитить его в любой ситуации. |
Покровительствующий | Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них, однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной. |
Безразличный | Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, чем о их причинах. Эмоциональное отношение к ребенку выражено слабо, чаще заняты решением своих проблем, однако дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе. |
Подавляющий | Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, множеством запретов и приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения с детьми отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер |
Тревожный | Родители отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью. В реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны (чувствительны) по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому иногда бывают жестоки к ребенку. Отношения неустойчивые, амбивалентные. |
Отстраненный | Ригидная (негибкая) родительская позиция, полное отсутствие диалогичности а отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему. |
Отвергающий | Родители отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживаний ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о детях достаточно адекватны |
Теории развития личности
Чарлз Кули – считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этого люди создают свое «Я»
Джордж Мид считал, что «Я» -продукт социальный формирующийся на основе взаимоотношений с другими людьми. По его мнению, процесс формирования личности включает 3 этапа: имитация – на этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его; игровая стадия – дети понимают поведение человека как выполнение им определенных ролей; стадия коллективных игр – дети учатся понимать поведение и требования не только одного человека, но и всей группы.
По теории Зигмунда Фрейда личность всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Психическая структура личности состоит из трех частей:
- «Оно» (Ид) - источник энергии, направленной на получение удовольствия, Ид содержит в себе безудержные сексуальные и агрессивные влечения;
- «Я» (эго) – несет функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, контролирует поведение человека;
- «Сверх - Я» (супер-эго) - осуществляет нравственную и оценочную функции, функцию совести.
Жан Пиажеутверждал, что на каждой стадии умственного развития формируются новые навыки в соответствии с уровнем развития ребенка.
Колберг придавал значение нравственному воспитанию детей. Он выделил 6 стадий нравственного развития личности: стремление избежать наказания, заслужить похвалу, заслужить социальное одобрение, формирование нравственного сознания, формирование нравственных убеждений, формирование нравственных принципов.
Л. С. Выготский– условиями психического развития личности служат обучение и воспитание, изменение жизнедеятельности ребенка.