Критерии эффективности воспитательных систем
При оценке эффективности гуманистической ВС необходимо, прежде всего, исходить из развития личности воспитанников. Исходя из этого, можно выделить количественную и качественную оценки эффективности ВСШ
1. Количественная оценка включает:
§ имеющийся у детей фонд знаний
§ овладение разнообразными видами деятельности
§ степень сложности проблем, которые может решить ребенок
§ продуктивное мышления
§ быстрая обучаемость
§ умение применять знания в различных условиях, находить новые способы деятельности
2. Качественная оценка (по М. И. Шиловой)
Критерий оценки | Проявление воспитанности |
Эрудиция | Прочность и глубина знаний Использование дополнительных источников знаний Культура речи Доказательность и аргументированность суждений Сообразительность |
Прилежание | Старательность Добросовестность Регулярность и систематичность учебной работы Самостоятельность, внимательность, взаимопомощь |
Трудолюбие | Организованность и собранность Стремление совершенствовать результат Бережливость Привычки к самообслуживанию Эстетика и культура труда Следование правилам безопасности в работе |
Отношение к природе | Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде Оказание помощи природе |
Нравственные качества и сознательная дисциплинированность | Выполнение правил поведения учащихся и внутреннего распорядка школы Следование норма и правилам человеческого общения Терпимость к недостаткам и слабостям других Милосердие, участие в жизни класса и школы |
Эстетические вкусы | Аккуратность, опрятность, внесение элементов эстетики в свою жизнь Эмоциональный отклик на прекрасное Посещение учреждений культуры |
Навыки самосовершенствования | Умение организовать свое время Соблюдение санитарно-гигиенических правил ЗОЖ Отсутствие вредных привычек |
Степень сформированности качеств целесообразно оценивать по пятибалльной шкале:
1 – качество не проявляется
2 – качество проявляется редко
3 - качество проявляется почти всегда, но под воздействием взрослого
4 - качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью ребенка, требует контроля
5 – качество проявляется всегда, стало внутренней потребностью
Сферограмма позволяет выявить сферы направленности личности детей (я, семья, товарищи, знакомые, другие)
Детям предлагается ответить на 2 вопроса:
- Что бы ты хотел иметь больше всего на свете?
- Что бы ты стал с ним делать, если бы у тебя было его слишком много?
Недописанный тезис и т.д.
Конечный результат диагностики воспитанности – педагогический диагноз, т.е. определение каждого воспитанника к одной из заранее выделенных групп воспитанности. Например, можно выделить 4 группы, характеризующие состояние направленности, устойчивости и активности позиций личности учащихся.
1 группа. Активная позиция
Группа воспитанников, в которой принята социально позитивная система ценностей и члены группы своим поведением подтверждают ее устойчивость. Группа активно стремиться распространять эту систему в другой среде.
2 группа. Пассивная позитивная позиция
У членов группы устойчивая позитивная позиция личности, но они не проявляют активности в ее реализации, когда необходимы усилия по утверждению своих ценностей. Задача воспитателя-побуждение детей к реализации своей позиции.
3 группа. Неустойчивая позиция
Направленность позиций детей в целом позитивна, но поведение неустойчиво и зависит от ситуации. Если положительное поведение проявляется, то оно не соответствует характеру ценностей, воспринимаемых ребенком на уровне знаемого, а не эмоционально значимого.
4 группа. Негативная позиция
Нарушение социально одобряемых норм поведения воспринимается детьми как норма, ин нравится совершать дурные поступки.