Критерии эффективности воспитательных систем

При оценке эффективности гуманистической ВС необходимо, прежде всего, исходить из развития личности воспитанников. Исходя из этого, можно выделить количественную и качественную оценки эффективности ВСШ

1. Количественная оценка включает:

§ имеющийся у детей фонд знаний

§ овладение разнообразными видами деятельности

§ степень сложности проблем, которые может решить ребенок

§ продуктивное мышления

§ быстрая обучаемость

§ умение применять знания в различных условиях, находить новые способы деятельности

2. Качественная оценка (по М. И. Шиловой)

Критерий оценки Проявление воспитанности
Эрудиция Прочность и глубина знаний Использование дополнительных источников знаний Культура речи Доказательность и аргументированность суждений Сообразительность
Прилежание Старательность Добросовестность Регулярность и систематичность учебной работы Самостоятельность, внимательность, взаимопомощь
Трудолюбие Организованность и собранность Стремление совершенствовать результат Бережливость Привычки к самообслуживанию Эстетика и культура труда Следование правилам безопасности в работе
Отношение к природе Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности и труде Оказание помощи природе
Нравственные качества и сознательная дисциплинированность Выполнение правил поведения учащихся и внутреннего распорядка школы Следование норма и правилам человеческого общения Терпимость к недостаткам и слабостям других Милосердие, участие в жизни класса и школы
Эстетические вкусы Аккуратность, опрятность, внесение элементов эстетики в свою жизнь Эмоциональный отклик на прекрасное Посещение учреждений культуры
Навыки самосовершенствования Умение организовать свое время Соблюдение санитарно-гигиенических правил ЗОЖ Отсутствие вредных привычек

Степень сформированности качеств целесообразно оценивать по пятибалльной шкале:

1 – качество не проявляется

2 – качество проявляется редко

3 - качество проявляется почти всегда, но под воздействием взрослого

4 - качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью ребенка, требует контроля

5 – качество проявляется всегда, стало внутренней потребностью

Сферограмма позволяет выявить сферы направленности личности детей (я, семья, товарищи, знакомые, другие)

Детям предлагается ответить на 2 вопроса:

- Что бы ты хотел иметь больше всего на свете?

- Что бы ты стал с ним делать, если бы у тебя было его слишком много?

Недописанный тезис и т.д.

Конечный результат диагностики воспитанности – педагогический диагноз, т.е. определение каждого воспитанника к одной из заранее выделенных групп воспитанности. Например, можно выделить 4 группы, характеризующие состояние направленности, устойчивости и активности позиций личности учащихся.

1 группа. Активная позиция

Группа воспитанников, в которой принята социально позитивная система ценностей и члены группы своим поведением подтверждают ее устойчивость. Группа активно стремиться распространять эту систему в другой среде.

2 группа. Пассивная позитивная позиция

У членов группы устойчивая позитивная позиция личности, но они не проявляют активности в ее реализации, когда необходимы усилия по утверждению своих ценностей. Задача воспитателя-побуждение детей к реализации своей позиции.

3 группа. Неустойчивая позиция

Направленность позиций детей в целом позитивна, но поведение неустойчиво и зависит от ситуации. Если положительное поведение проявляется, то оно не соответствует характеру ценностей, воспринимаемых ребенком на уровне знаемого, а не эмоционально значимого.

4 группа. Негативная позиция

Нарушение социально одобряемых норм поведения воспринимается детьми как норма, ин нравится совершать дурные поступки.