Вопрос № 3. Стилистика флорариумов.
При выборе стиля флорариума важно учитывать дизайн интерьера в целом. Традиционные прямоугольные витрины с природными композициями внутри хорошо дополняют классические интерьеры. Современный дизайн предполагает хорошо подобранную форму сосудов и растения с выразительной графикой.
Природный стиль Природный (экологический) флорариум представляет собой воссозданный в миниатюре уголок природы (леса, скального пейзажа, полупустыни, болота или другого растительного сообщества). Он идеально подходит для создания атмосферы покоя и релаксации. Природный флорариум может создаваться преимущественно как декоративная композиция, где главным является общее сходство с природной картиной. Часто встречаются «ботанические» флорариумы, представляющие собой красиво оформленную коллекцию растений, происходящих из одной местности. В другом случае это может быть коллекция видов определенного рода, например, орхидариум.
- «Лесной флорариум». За основу таких композиций берутся богатые растительностью пейзажи влажных тропических лесов
Для композиций в природном стиле обычно требуется больше пространства, т.е. крупная ёмкость, где есть возможность использовать большое разнообразие видов растений. Форма сосуда играет здесь второстепенную роль, т.к. миниатюрные ландшафты рассматривают изнутри (за исключением случаев, когда форма сосуда играет роль декоративного элемента). Часто такие флорариумы оформляют в виде зеленых витрин. При подборе ассортимента растений учитываются следующие принципы:
1) умеренный рост и компактная форма
2) потребность в высокой влажности воздуха
3) схожее отношение к почвенным условиям и освещенности
4) декоративные формы и сорта с разнообразно окрашенными листьями используют умеренно
Используемые растения: папоротники, кислица, пеперомии, маранты, фикус Бенджамина, фуксия, аспарагус, почвопокровные растения (пилеи, пеллионии, фиттонии, хелксина).
Чтобы воссоздать пейзаж тропического леса, необходимо разместить растения в несколько ярусов с учетом их высоты и потребности в свете. Здесь хорошо будут смотреться живописно изогнутые ветки, изображающие остатки усохших деревьев, эпифитные и лазающие растения. Нередко эпифитные папоротники, орхидеи, бромелиевые дизайнеры подвешивают на разном уровне в горшочках верхней части композиции, задекорировав горшочки сфагнумом или корой. Субстрат декорируют почвопокровными растениями. Композицию дополнят камень оригинальной формы или коряга.
- Дезертарий (пустынный пейзаж). Оптимальной для такого флорариума является ёмкость с широким отверстием, т.к. сухой воздух помещений вполне подходит суккулентам. Ёмкость может быть и закрытой, например в прогреваемых и освещаемых террариумах, где содержатся пустынные животные (террариум). Как и в любом флорариуме, в такой композиции растения делятся на структурные, растения второго плана и почвопокровные. Растений первой группы в небольшом флорариуме обычно от 1 до 3-х видов. В качестве структурных используют компактные сансевьеры, молочаи, алоэ, стапели, древовидная крассула, крупные кактусы. Они задают тон и стиль всей композиции, должны гармонировать по форме с ёмкостью и иметь выразительный вид. Растения для среднего яруса должны сочетаться со структурными, подчеркивать особенности их внешнего вида по принципу контраста, подобия или нюанса. Для этого используют гастерии, хавортии, небольшие маммиллярии, толстянки, приземистые виды алоэ. Седумы, стелющиеся крассули или куртины литопсов помогут местами создать напочвенный покров, что придаст ландшафту естественный вид. Миниатюрный пустынный ландшафт будет более реалистичным, если не перегружать его посадочным материалом. С этой же целью следует продумать характер декоративного материала (камень, песок, гравий). Подобранный материал должен хорошо сочетаться по цвету – не рекомендуется использовать более 2-3-х видов. Желательно, чтобы песок или гравий содержали вкрапления того же цвета, что и более крупные камни, или полностью представляли собой его же мелкую фракцию. Камни не должны иметь округлую, окатанную форму.
- Горный ландшафт . Условно горные растения тропических широт можно подразделить на 2 группы: первая принадлежит к лесным фитоценозам (влажный горный ландшафт), другая – к пустынным. Это деление происходит от разнообразия экологических условий горных систем. Характерной чертой скального ландшафта являются выветренные камни, уложенные естественным образом и имитирующие скальные выступы, каскады. Однако композиции из камня создают проблемы при выборе сосуда: ёмкости из дутого стекла подойдут только для очень маленьких композиций. Для выразительного живописного каменистого склона потребуется стеклянная витрина с прочным основанием. Ассортимент растений для горного флорариума в целом тот же, что и для двух предыдущих природных стилей. Сухим горным пейзажам соответствуют растения пустынь и полупустынь, влажным – обитатели влажных лесов.
Технология устройства аналогична технологии строительства комнатного рокария с той разницей, что во флорариуме не обязательно камни скреплять раствором – для этой цели достаточно водостойкого клея. Кроме того, такая композиция рассчитана на односторонний обзор и задняя стенка флорариума должна быть хорошо укреплена.
Абстрактный стиль Композиции в абстрактном стиле – это прежде всего яркий акцент, подчеркивающий индивидуальность интерьера и его функциональное назначение. Дизайн такой композиции обычно построен на стремлении воплотить чувства, абстрактные понятия, эмоции или фантазийный сюжет в виде зрительных образов. Те же принципы, что используются в общих случаях, важны при подборе сосуда, субстрата и аксессуаров в абстрактных композициях. Они играют существенную роль и могут подбираться по принцип подобия, нюанса или контраста. Применение нюанса ограничено; в то же время подобие и контраст позволяют подчеркнуть основную идею или сюжет.
При устройстве флорариума в абстрактном стиле лучше придерживаться следующих принципов:
1) Обычно для флорариума выбирают небольшие экземпляры растений. Чтобы они смотрелись и вблизи и издалека и воспринимались как единое целое, важно объединить детали композиции общим цветовым решением: это может быть гармония контрастов или нюансное решение, но чаще всего используется принцип подобия. Выбрав растение определенной окраски или рисунком листьев и подобрав в тон ему декоративный гравий или аксессуары, можно получить цветовой акцент в интерьере, который будет выглядеть ещё эффектнее, если он контрастирует с фоном интерьера.
2) Чтобы подчеркнуть какое-нибудь декоративное свойство, часто используется принцип контраста. Опушенные или колючие растения хорошо смотрятся на фоне гладких камешков или марблз, использованных в качестве мульчирующего материала. Растения с темными кожистыми листьями гармонируют с различными аксессуарами с гладкой поверхностью и золотым блеском. Правило контраста по цвету чаще всего удачно применяется лишь в случае крупных композиций. В противоположность им небольшие флорариумы не должны быть насыщены элементами: это приведет к пестроте и к тому, что они «растворятся» в интерьере, сделавшись менее заметными.
3) Если есть сомнения относительно удачности контрастных сочетаний, лучше воспользоваться принципом подобия. Выбрав растение определенной окраски или рисунком листьев и подобрав в тон ему декоративный гравий или аксессуары, можно получить цветовой акцент в интерьере, который будет выглядеть ещё эффектнее, если он контрастирует с фоном интерьера.
4) В таких композициях используется не более 2-3 видов растений. Для декоративного флорариума, построенного по сюжетному принципу, достаточно и одного растения, но обязательно яркого и выдающегося.
Ассортимент растений, рекомендуемый для флорариума абстрактного стиля:
Нертера, гипоэстес, фиттонии, кротон, пестролистные фикусы Бенджамина, фикус карликовый, брахихитон, драцена Сандера, цикламены, пеперомия, дизиготека, селягинелла, суккуленты и кактусы компактных видов