Эквивалентные преобразования расчетных схем электрической цепи
Всякое эквивалентное преобразование схем электрической цепи выполняется с целью упрощения расчета цепи и выполняется при условии, что напряжения и токи на зажимах преобразуемого участка цепи не изменяются.
а) Эквивалентное преобразование участка цепи с последовательным соединением сопротивлений (рис.2).
 Ток в цепи:
Ток в цепи:
|   | (3.5) | 
 Заменим схему эквивалентной (рис. 2)
Заменим схему эквивалентной (рис. 2)
Ток в цепи:
|   | (3.6) | 
Так как ток в цепи остается без изменения, то, приравняв (3.5) и (3.6), находим, что
| Rэ = R1 + R2 + R3, | (3.7) | 
т.е. эквивалентное сопротивление равно сумме последовательно соединенных сопротивлений.
б) Эквивалентное преобразование участка цепи с параллельно соединенными сопротивлениями (рис. 4).
Ток в цепи:

|   | (3.8) | 
Заменим схему эквивалентной (рис. 61)
| 
 | 
|  | 
|   | (3.9) | 
Так как ток в цепи остается без изменения, то, приравняв (3.8) и (3.9), находим
|   | (3.10) | 
Введем понятие проводимости цепи, под которой будем понимать физическую величину обратную сопротивлению, т.е.
|   | (3.11) | 
Перепишем уравнение (3.11) с учетом введенного понятия проводимости:
| gэ = g1 + g2 + g3, | (3.12) | 
т.е. эквивалентная проводимость равна сумме проводимостей параллельно соединенных участков.
Очевидно, что, если график цепи содержит всего два параллельно соединенных сопротивления R1 и R2, то эквивалентное равно
|   | (3.13) | 
в) Эквивалентное преобразование участка цепи со смешанным соединением сопротивлений (рис. 6).
 В этом случае вначале участок цепи с параллельно соединенными сопротивлениями заменяется эквивалентным R23, а затем эквивалентная схема с последовательно соединенными сопротивлениями R1, и R23 (рис. 7) заменяется эквивалентной (рис. 8).
В этом случае вначале участок цепи с параллельно соединенными сопротивлениями заменяется эквивалентным R23, а затем эквивалентная схема с последовательно соединенными сопротивлениями R1, и R23 (рис. 7) заменяется эквивалентной (рис. 8).
|   | (3.14) | 
|  | 
