Теория насилия

Отдельные мнения о схожести государства и права человеческому организму высказывались еще древними греками - знаменитыми Платоном и Аристотелем . Платон , например , сравнивал структуру и функции государства со способностями человека и отдельными проявлениями его души. Благоприятную почву органическая теория происхождения государства и права нашла в конце ХVIII -начале ХIХ века после того , как в философии состоялся методологический переворот , который был связан с тем , что осуществился переход от механистических представлений о развитии общества к органического миравспрымання . Сторонники органической доктрины считают , что общество - это живой организм , который развивается естественным путем ( от зародышевого до развитого состояния) , который не зависит от своих элементов , а , напротив , определяет их судьбу. Государство в соответствии с данной концепцией - организм в организме или жизненно важный его орган, функционирующий объективно , в соответствии с программой , которая заложена в генотипе - зародыши государства .

Живые существа развиваются от низших видов к высшим, а от них - к человеку. Государство является разновидностью организма, она возникает одновременно с людьми , государственная власть по своей сути есть естественное господство целого ( организма , человеческого общества ) над разделами ( индивидом , группами индивидов ) .

Между обществом, государством и биологическим организмом есть большое сходство в принципах организации и развития, а потому , подобно развитию биологического организма и согласно закономерностями его организации и развития , можно исследовать закономерности развития и функционирования общества и государства. Поскольку характерной особенностью живого целого является его рост , дифференциация строения и специализация функций , а также размножение и смертность , то и общество полностью подчиняется этим же закономерностям . Общество развивается , как и биологические организмы , от простых к более сложным формам . Мелкие человеческие группы объединяются в более крупные и сложные объединения - племена , союзы племен , города-государства , империи , в нем образуются различные сословия , различные общественные классы , устанавливаются все более и более разнородные общественные учреждения , возрастает специализация занятий . Специализация и дифференциация органов и учреждений государства происходит так , как произошла дифференциация нервной системы. Известно, что в низших животных одна нервная система , в высших их две. Так же и в государстве , изначально военное управление совпадает с гражданским , а в результате дальнейшего развития общества эти системы управления обособляются друг от друга .

Человек - первоначальная клетка человеческого сообщества, а тип общества является , по его мнению , продолжением качеств индивидов . В первобытном обществе по причине роста и совершенствования техники произошло разделение труда между людьми. Именно из него выросли « низший класс », которому суждено добывать средства существования общества - это руки и ноги человека , и «высший класс » , который должен управлять обществом , быть во главе ее - это мозг , глаза человека . Такое разделение в обществе произошел еще в начале социальной жизни и будет существовать вечно . Государство и сильная государственная регламентация жизнедеятельности общества возникла уже на самых ранних этапах развития человеческого общества, когда военная деятельность была главной формой существования различных племен. Эта деятельность требовала отдельного , принудительного типа политической организации общества , максимальной мобилизации и интеграции всех его членов. Так возникает , а затем и развивается по законам развития биологического организма государство .

Сторонники теории насилия утверждают , что основной причиной возникновения государства является насилие в форме завоевания одного племени другим или в результате насилия одной части общества над другой.