Добавление нового элемента в список

End.

Begin

Repeat

Begin

5 -3 -12

Begin

Begin

New(q);

q^.Inf := i*i;

q^.Next := head;

head := q;

End;

После создания этого списка значением переменной head будет являться ссылка на его первый элемент. Прочитаем созданный список – выведем на экран информационные поля его элементов, начиная с первого:

q := head; указатель – на первый элемент списка

While (q<>Nil) Do пока ссылка не пустая (последний элемент)

Write(q^.Inf:6); выводим значение очередного элемента

q := q^.Next; делаем шаг по списку – берем следующий элемент

End;

В данном случае при выполнении цикла While значением указателя q будут являться поочередно ссылки на первый, второй, третий и т.д. элементы списка, и, наконец, Nil. Это происходит потому, что после присваивания

q := q^.Next;

значением переменной q будет или ссылка на следующий элемент списка, хранящаяся в ссылочной части этого текущего элемента, или Nil, если достигнут конец списка.

Пользуясь этим способом перехода от предыдущего элемента к последующему, можно просмотреть или весь список от начала до конца, или его часть.

Пример: ввести с клавиатуры последовательность целых чисел (конец ввода – число 0), сформировать из них список, определить количество введенных чисел, вывести список на экран.

Интерфейс:

Первое число: -12

Следующее число: -3

Следующее число: 5

Следующее число: 0

Введено чисел: 3

Введенные числа:

Программа:

Program Spisok;

Uses CRT;

Type TPoint = ^TElement;

TElement = Record

Inf: Integer;

Next: TPoint;

End;

Var head, q : TPoint;

ClrScr;

New(head); head -указатель на голову списка

head^.Inf := 0;количество элементов в списке

head^.Next := Nil; списка еще нет

New(q); формируем первый элемент

Write(‘Первое число: ’);

ReadLn(q^.Inf);вводим его информационную часть

If (q^.Inf=0)если ввели 0,

Then Exit; то выходим из программы

head^.Inf := 1;в списке один элемент

q^.Next := head^.Next;вставляем его в голову списка

head^.Next := q; в head^.Next адрес головы списка

New(q);формируем очередной элемент

Write(‘Очередное число: ’);

ReadLn(q^.Inf);вводим его информационную часть

If (q^.Inf=0) если ввели 0,

Then Break;то выходим из цикла ввода

head^.Inf := head^.Inf + 1;увеличиваем счетчик элементов на 1

q^.Next := head^.Next;вставляем элемент в голову списка

head^.Next := q;в head^.Next адрес головы списка

Until (q^.Inf = 0);

WriteLn(‘Введено чисел: ’, head^.Inf);

WriteLn(‘Введенные числа:’);

q := head^.Next;текущую ссылку – на первый элемент

While (q <> Nil) Doпока не конец списка

Write(q^.Inf:5); выводим очередной элемент

q := q^.Next; ссылку – на следующий элемент

End;

WriteLn;

ReadLn;

Основное преимущество связных списков перед статическими структурами данных, например, массивами, заключается в том, что их можно изменять, включая в них новые элементы или исключая ненужные, причем эти операции могут производиться в любом месте списка.

 

Пусть имеется связный список из трех чисел: 5, -3, -12.

Добавим в описание переменных переменную ссылочного типа r:

Var head, q, r: TPoint;

Список сформирован, и значениями переменных head и q является ссылка на первый элемент списка:

 

 

Необходимо после элемента -3вставить элемент с информационной частью, равной 17.

Для включения нового элемента в готовый список выполняются следующие действия:

 

1. создается новый элемент и заполняется его информационное поле:

New(r);

r^.Inf := 17;

2. в списке находится элемент, после которого должен стоять новый, в данном случае элемент -3; для этого используем переменную q :

While (q <> Nil) Do пока не дошли до конца списка

If (q^.Inf = -3) если нашли нужный элемент,

Then Break то выходим из цикла поиска,

Else q := q^.Next; иначе делаем шаг по списку

сейчас ссылка q указывает на элемент -3 , то есть q^.Inf = -3, а поле q^.Next содержит адрес элемента -12:

 

3. в ссылочное поле нового элемента r^.Next помещается адрес, стоящий в ссылочном поле найденного элемента (адрес следующего за ним элемента, в данном случае элемента -12, этот адрес хранится в q^.Next):

r^.Next := q^.Next;

 

сейчас оба элемента (17 и -3) будут соединены с элементом -12,

4. в ссылочное поле найденного элемента -3 q^.Next помещается адрес нового элемента 17, который хранится на ссылке r:

q^.Next := r;

 

 

Пример: сформировать список из элементов 5, -3, 17, -12 и вывести его на экран. Добавлять с клавиатуры новые элементы после заданных (конец ввода – число 0), каждый раз выводя новый список на экран.

Интерфейс: