Художественно-религиозный образ природы.

С древнейших времен природа предстает перед человеком как нечто таинственное, безграничное и вечное. Как бы человек не осваивал природу, как бы глубоко не проникал в макро- и микромир, всегда остается и возможность и необходимость дальнейшего познания бесконечного бытия природы. Вечной и неизменной первоначально видится человеку природа. Поэтому первейшие формы обнаружения атрибутов природы было обращение к ее пространственному существованию. Человека беспокоил вопрос, почему природы неизменна и безгранична, а человеческая жизнь приходящая и ограниченная. Это мучило человека с самого раннего периода существования. Ответ в стремлении осуществить себя с природой, перенести на нее свои признаки, очеловечить природу, увидеть в ней свою вечность. Раз природа вечна, то должно быть что - то вечное и в человеке. Так возникали элементы религиозного начала в мифологическом сознании. Возник и образ конкретного выражения всеобщих свойств вечности. Он возникал в тотемных знаках, фетишах, в анимизме, в антропоморфных всесильных существах – Богах. Но человек в ощущениях пространства каждый раз сталкивался с безграничностью и беспредметностью. Пространство не улавливалось в конкретных признаках, человек стремился найти универсальные способы объяснения пространства в пантеизме, где Бог разлит во всем мире, охватывает собою все, он всеобщее и особенное, и единичное в этом мире.

Другое, что поражало человека своей вечностью – это свет, т.к. он делал зримым реальный мир. Свет представлял собой форму бытия. В искусстве свет становился способом осмысления бытия. Человек считал свет высшей формой существования божественного начала и находил носителей света в природе, это солнце, луна, звезды, они, как правило, имели антропоморфный облик.

Помимо света человека всегда беспокоило время. Оно не воспринималось как последовательность. У древних народов время – это всегда сейчас. На первоначальных стадиях человеческого развития не существует образа времени, исторического знака, символа временного бытия мира и человека. Впервые символический образ времени возникает в ранней античной мифологии, выражается понятием хаоса – нечто существующее до времени, порядка, последовательности. Позже появляется понятие хроноса. Оно фиксирует изменения движения. Тогда и появляется художественно-религиозный образ природы. Внешне – единый, внутренне – противоречивый. Так и возникает первая историческая форма художественно-религиозного образа природы, являющегося синтезом времени, света, пространства. А искусство все это облекает в конкретные формы (построение храмов, изображение символических животных, цветов), а теологи придают этому религиозную форму.

 

12.11.12

21 век характеризуется все расширяющимся использованием техники в самых различных областях человеческой жизни. Техника влияет на стиль жизни, влияет на предметную сферу, ценности, определяет пути социального развития. Технику характеризуют как некую социальную силу. В силу этого обстоятельства техника становится объектом и философского и культурологического познания. При этом в разных мировоззренческих парадигмах техника рассматривается то как надежда и спасение от бед, то как причина деградации, упадка и культуры и человека. Техника также стара, как и само человечество. Хотя само слово техника появилось только в греческом языке, где понятие «techne» обозначалось как умение, мастерство, искусная деятельность. Сегодня слово техника ассоциируется с машинами, различными орудиями, с более сложными системами, которые пронизывают все сферы человеческой деятельности. Сохранилось и старое значение этого слова: говорим о технике музыканта-виртуоза, спортсмена и т.д. Умение как определенный опыт. По сути техника представляет собой артефакт, т.к. она специально изготавливается, создается человеком, поэтому она является неотъемлемой частью культуры, как искусственно созданной реальностью. Ее можно трактовать как вторую природу, т.к. техника разрушила ту стену, что всегда пролегала между человеком и миром.

Изучение техносферы стало чуть ли не главной проблемой для философии культуры 20 века. Немецкий мыслитель К.Ясперс говорит о том, что техника – это главная проблема современного мира, она перекраивает мышление, меняет историю, даже не позволяет проводить аналогию между прошлым и настоящим.

В новое время французские просветители стараются описывать ремесла, технические нововведения, изобретения. Когда Гегель пишет 2 работы: «Реальная философия», «Философия права», то он во-первых, связал возникновение машины с разделением труда, во-вторых, дал первый философский анализ орудийного отношения человека к природе. В этот период философия отдавала предпочтение теоретическому знанию перед практическим. Только позднее, в кон.19 – нач.20в. в Германии, Франции, России, когда были созданы технические науки, возникла и рефлексия техники в форме философии техники. Философия техники связывала все проблемы техники с жизнью, деятельностью, мышлением. Эта связь обязывала ставить вопросы о моральной ответственности человека, о перспективах развития техники и роли техники в прогрессе. Бекман книга «Руководство по технологии или познание ремесел фабрик и мануфактур». Э.Капп «Основные черты философии техники» 1877г. Основная идея книги Каппа – объяснить феномен техники на базе «органопроекции», т.е. путем выведения техники из развития самой природы. Техника – искусственная среда, но она идет от природы. Машина – не что иное, как проекция органов человека на природный материал.

Энгельмейер – один из первых теоретиков техники в России. Он относит технику к сфере материальной культуры. Техника своими приспособлениями усилила слух, зрение, силу, ловкость человека, сократила время, расстояние, увеличила производительность труда. Этим она стимулировала прогресс. Он провел свою классификацию искусств, разделив их на изящные (эстетические) и полезные (утилитарные). Он определяет, что такое польза. Полезно все то, что облегчает достижение намеченных целей, увеличивает производительность труда, это и есть основная цель техники, ее функция. Т.о. он определяет технику, как искусство, направленное на пользу, художество направлено на красоту.

Техницизм – строительство жизни, оно осуществляется через 3 акта творчества. Человек творит искусственный мир, который называется культурой, в нем различается культура вещественная (внешний человек) и духовная (искусственный мир внутри человека). Техницизм является учением о человеческой деятельности, а значит о человеческой жизни, т.к. она неразрывно связана с деятельностью.

М.Хайдегер, К.Ясперс, Тофлер, О.Шпенглер, рус. – Н.Бердяев, П.Флоренский.

По мнению Хайдегера, техника – способ самореализации человечества. Это первооснова, корневое человеческое начало. Техника не просто конструирует технический мир, она подчиняет своему диктату все пространство человеческого бытия. Хайдегер не склонен поддерживать традицию европейской философии и техники, традицию, которая все внимание сосредотачивала на очевидных достояниях человечества. Он вопреки этой традиции говорит: вторжения техники очень многообразны и в отдаленной перспективе трудно предсказуемы.

Еще более пессимистические выводы высказал Шпенглер «Закат Европы» 1918-22гг. Второй том, глава «Машина». Машина у него – это итоговый символ фаустовской души и всей западноевропейской цивилизации. Шпенглер объявил смерть культуры под воздействием технического прогресса. Назвал это внутренним законом развития культуры. Выступил с рядом предположений о будущем. История у Шпенглера – путь к цивилизации при помощи техники. Он утверждает, что все явления культуры, кроме технических изобретений, как орудие борьбы за власть, постепенно утрачивают свое значение. Общественный прогресс со временем прекращается. Культура Запада достигает своей кульминации, человечество вступает в цивилизацию, где культура покоряется технике и умирает. Эта идея нашла свое признание среди некоторых русских мыслителей. Особенно остро ее пережил Бердяев 1874-1948гг. Именно от Шпенглера он воспринимает негативный взгляд на техническую цивилизацию. В отличие от Шпенглера у Б. культура и цивилизация существуют одновременно. Но это 2 качественно различных состояния общества, существующих в один и тот же момент времени.

В 1915г. Бердяев пытается сформулировать проблему отношения человека и техники. Статья «Дух и машина». Эта статья была направлена против пробужденных первой мировой войной неославянских индузий о превосходстве «силы русского национального духа над бездуховной мощью германского техницизма». Он рассматривает технику как освобождающее дух человека начало. Он пишет, что с вхождением машины в человеческую жизнь умерщвляется, прежде всего, плоть. Поэтому боязнь и страх машины есть материализм и слабость духа. Он призывает, отречься от славянофильского и народнического утопизма и мужественно перейти к сложному развитию и мышлению. В нач.20-х гг. он снова возвращается к этой теме, но ставит проблему уже в историософском аспекте. В книге «Смысл истории». Его мысль: «вхождение машины – величайшая эволюция, какую только знала история, это кризис рода человеческого». Суть кризиса – машины не только покоряют человеку природные стихии, но она покоряет и самого человека. В этом процессе наступает конец традиционного гуманизма и его ценностей.

В 1933г. снова ставит вопрос о человеке и технике. «Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техники». «Вопрос о технике стал вопросом о судьбе человека и о судьбе культуры. И эта судьба трагична». Но люди ошибаются, говоря, что машина калечит человека. Виновата не машина. Это человек виновен в страшной власти машинизма. Не машина обездушила человека, а сам человек обездушился. Машина может быть великим орудием в руках человека, это орудие может быть и созидающим и разрушающим.

К.Ясперс 1883-1969гг. С его т.з. техника – совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой. Цель этих действий: придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окр.среды. Как природа меняет свой облик под воздействием техники, так и сам человек меняется под воздействием технической деятельности. Человек сам задохнется во второй природе, которую он создал (техника). Ясперс говорит: технизация распространяясь все шире, переходит к подчинению всей жизни человека. В 20в. человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке, становится своего рода машиной.

Ж.Эллюль подчеркивает, что техника как социальное явление порождена машиной, но было бы неверно отождествлять их. Машина не является сущностью техники. Технику он связывает со всеобщей рационализацией мира, в ходе которой происходит вытеснение из мышления эмоциональных элементов. Техника превращает средство в цель, стандартизирует человеческое поведение. Делает человека объектом «калькуляции и манипуляции».

 

21.11.12

Хосе Ортега – и – Гассет 1883-1955гг.

Пишет о влиянии техники на формирование типа личности джентльмена, главной чертой которого является обостренное чувство жизненной свободы. Оно возникает из представлений человека о власти над обстоятельствами и такую власть человеку дает техника. Именно она дает возможность сосредоточиться на себе, поддерживать собственные силы ощущением полной независимости, она дает обеспеченность, диктует определенный способ бытия человеку, более того она не только связана с нравственностью, но она формирует особые этические нормы как некоторые культурные ценности. И господство джентльменства в Англии соотносит с развитием техники. Упадок джентльменства связывает со снижением уровня техники.

В 1951г. он вынашивает еще одну тему – миф о человечестве без техники, где тема развивается так: усовершенствование техники ведет к возникновению современной проблемы – отмирания и иссякания способности человека к воображению и желанию. В прошлом в большинстве случаев люди осознавали, что есть некие вещи, которые они не в состоянии делать. И если человек этого прошлого все-таки выстраивал для себя определенный проект, то в течении долгих лет он должен был тратить свою энергию для реализации любого запроектированного идеала. Сейчас же люди утратили всякую способность желать цель и стремиться к ней. Человек вложил в новую технику столько веры, что совершенно забыл «быть техником и только техником означает быть всем, а, следовательно, быть ничем». В руках техников (они не способны на воображение) техника есть лишь пустая форма, такая техника неспособна определять содержание и смысл жизни. Основывающийся на науке техник зависит от источника, с которым он не в состоянии справиться. Запад, скорее всего, будет вынужден обратиться к техникам Азии (не лишены способности воображения).

На протяжении становления всего философского знания всегда признавалось, что техника является важнейшей культурной ценностью. Для него, кроме духовной, существует еще материальная часть культуры. К ней относится техника, которая воплощает в себе человеческие знания. Всякий прогресс технич.средств предполагает умения и навыки их использования, а это всегда означало важнейшие факторы в развитии и функционировании культуры. Кроме этого, технический уровень непроизводственной сферы, материальные основы духовной культуры существенно характеризуют уровень развития культуры общества в целом. Техника раскрывает внутреннее богатство культуры, разнообразие ее содержания, никогда не забывайте, что техника выступает как фактор культуры только в соединении с человеком. Это некая проекция человеческих качеств на природу.

Винер: «Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя». Подобная мысль подчеркивается Тоффлером (говорил о том, что современное общество нуждается в инициативных, изобретательных, образованных рабочих).

Печчеи: проблем человека в том, что он оказался неспособным идти в ногу с теми изменениями, которые он сам производит. Все в современном мире очень быстро меняется, так должен меняться и сам человек. Но ныне в человеке ослабли те качества, которые раньше ему были нужны в борьбе за существование. Он ослаб физически, притупилась его биологическая активность. Развитие интеллектуальных способностей продолжается, но нарушено равновесие меду прогрессом среды и биологическими возможностями человека. Суть проблемы заключается в несоответствии между созданной человеком действительностью и тем, как он ее воспринимает. Более того, как он учитывает это в своем поведении, зачастую он не способен это учитывать. Поэтому Печчеи говорит: возникла необходимость перейти от концепции, ориентированной на потребности человека, к концепции, нацеленной на развитие человека, его способностей. Надо перейти от научно-технической к человеческой революции. Он имеет в виду человеческую революцию, которая призвана восстановить культурную гармонию человека и всей общественной системы. Поэтому должны зародиться новые ценности, мотивации, взгляды, поведение. Печчеи говорит, что человек всегда должен быть в центре современного мира, надо задуматься над его образом жизни.