ЗНАЧЕНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
России
Земельные реформы и землеустройство в
Одной из важнейших частей землеустройства является межевание — установление границ землевладений и землепользовании и оформление документов на них.
В удельный период (XII—XV вв.) на Руси существовали лишь зачаточные формы межевания: разграничение земельных владений самими владельцами, описание границ и наказание за порчу граничных знаков. Позднее, по мере централизации русских земель под властью московских царей, постепенно сложился единообразный порядок установления границ и выработались методы их юридической защиты.
Соборное уложение 1649г. является первым законо-дательным актом в России, который официально устанавливал межевание как юридическое действие.
Наиболее известными и крупномасштабными землеустроительными работами в России, связанными с укреплением прав земельной собственности, были:
писцовые описания;
Генеральное и специальное межевание;
поземельное устройство на основе земельных реформ 1861 и 1906 гг.;
землеустройство в период национализации земли;
землеустройство в период коллективизации сельского хозяйства.
Писцовые описания или межевания, проводившиеся в эпоху Московского государства (XV—XVII вв.), были необходимы для создания и укрепления поместной системы.
В это время вся земля считалась государственной, она передавалась во владение за службу. Так возникло поместное землепользование, прекращавшееся с окончанием службы; оно дополняло прежнее наследуемое владение, называемое вотчинным.
Для управления всеми земельными делами в Москве был организован Поместный приказ (Поместная изба). Так как поместья жаловались всем служилым людям, объем работ Поместного приказа был очень большим. Осуществлялись учет поместий и землепользователей, отводы земель, ведение книг, хранение документов, проводились судебные разбирательства.
Поместный приказ неоднократно проводил сплошные (валовые) описания земель всей России. Так, с 1680 по 1686 г. специальными писцовыми партиями была проведена опись всех земель государства, начиная от уездных городов и постепенно распространяясь по волостям. Границы владений устанавливались в натуре, укреплялись столбами и ямами, измерялись веревками и записывались в полевую книгу. Писцы старались уничтожить запутанность в общих пользованиях, по возможности ликвидировать чересполосицу, указать ценность участков.
В результате валового описания землевладения и землепользования приобрели достаточную ясность и прочность. Описание не включало графического изображения участков в виде планов или карт, так как в то время в России еще не было лиц, знакомых с геометрическими измерениями и инструментами; они появились лишь в начале XVIII в.
Генеральное (сплошное) межевание проводилось в период с 1765 по 1861 г. Оно преследовало три цели:
проверку земельных прав владельцев и выявление захваченных казенных земель;
разграничение земель и ликвидацию запутанности земельных отношений;
уничтожение общности и чересполосности владений.
Юридической основой Генерального межевания был правительственный манифест, опубликованный 19 сентября 1765 г., который предусматривал закрепление всех земель, находившихся в фактическом владении землевладельца, при условии отсутствия спора с соседями. В противном случае при межевании запрашивались документы, удостоверяющие права владения на спорные участки.
Генеральное межевание проводилось по инициативе государства и носило обязательный для всех землевладельцев характер. Работы проводились землемерными партиями, которые подчинялись губернским межевым конторам. Руководство и надзор за ними, а также разрешение земельных споров, которые не решались в губерниях, осуществляла московская Межевая канцелярия. При сенате была образована межевая экспедиция — высший специальный орган по проведению Генерального межевания и последняя инстанция по спорным судебно-межевым делам.
Таким образом, для осуществления земельной политики государством был создан специальный аппарат (межевая служба), который и проводил ее в жизнь.
При Генеральном межевании использовались самые точные для того времени измерительные приборы: астролябия и мерная цепь. Межевание велось по дачам — участкам земли, ограничиваемым в натуре.
В дачу могли войти различные земли (помещичьи, церковные и др.) или же земли одного крупного по размерам имения. Дачи составляли также земли, тяготеющие к одному или нескольким селениям. На каждую дачу Генерального межевания составлялся план, а на уезд — генеральный план в масштабе 500 сажен в одном дюйме.
В процессе межевания выполнялся большой объем землемерных работ, требующих специальных знаний. Подготовленных кадров не хватало, поэтому привлекались все лица, знающие основы землемерия и геодезии, в том числе офицеры артиллерии, армейских полков, ученики академии и других учебных заведений, где преподавалась геодезия, а также служащие ранее существовавших межевых учреждений. С 1779 г. соответствующих специалистов начала готовить Землемерная школа, преобра-
зованная в 1819 г. в Землемерное училище, на базе которого в 1835 г. был организован Межевой институт — ныне Государственный университет по землеустройству.
За период Генерального межевания, длившийся почти 100 лет, было обмежевано 188264 дачи в 32 губерниях на площади 300,75 млн га. Генеральное межевание использовалось для укрепления помещичьего землевладения и системы крепостного права.
Специальное межевание проводилось в первой половине XIX в. Ставилась задача повысить интенсивность помещичьего хозяйства, обеспечить развитие рыночного оборота земли.
Для установления ясности в землепользовании общие дачи Генерального межевания развёрстывались на дачи отдельных землевладельцев. Все владельцы в пределах дачи с помощью общего посредника составляли «полюбовную сказку» — предварительный договор, в котором подробно описывался предполагаемый порядок размежевания. После утверждения «полюбовной сказки» землемером производилось межевание в натуре с установлением межевых знаков и с составлением новых планов и межевых книг.
Так как съемка при межевании проводилась астролябией и цепью, планы составлялись по магнитному меридиану, по румбам, с указанием склонения магнитной стрелки. На планах надписывались румбы, углы и меры линий. В связи с тем что цифровой материал на плане мог от времени стираться, пропадать, весь план и все его цифровые данные описывались словами в межевой книге. Таким образом, при утере плана его можно было восстановить по межевой книге.
Установленное еще с 1767 г. специальное межевание проводилось с 1806 г. через уездных землемеров. Однако слабые; темпы межевых работ заставили правительство принять экономические меры для их ускорения. Поэтому по закону 1842 г. всем кредитным учреждениям России запрещалось выдавать ссуды под не-размежеванные имения. Был также ограничен залог чересполосных владений.
Всего за время специального межевания было землеустроено около 143 тыс. дач Генерального межевания на площади около 165 млн га.
Поземельное устройство, проведенное на основе реформы 1861 г., было связано с развитием капитализма в России. Крепостной строй сдерживал развитие сельского хозяйства, препят-савовал росту его товарности и интенсивности. Обострение социальных конфликтов, крупные буржуазно-демократические и буржуазно-национальные преобразования в Европе вынудили Царское правительство пойти на отмену крепостного права и проведение реформ.
Крестьянская реформа исходила из положения, что право собственности на всю землю принадлежит помещикам. Несмотря на то что крестьянам выделялось определенное количество земли для обработки, они находились в зависимости от помещиков, отбывая барщинные или оброчные повинности, оставаясь на положении «временнообязанных». Только после подписания с помещиком сделки о выкупе земли крестьяне становились ее собственниками. Выкуп осуществлялся только с согласия помещиков, которые старались затянуть этот процесс. В результате даже через 20 лет после реформ 1861 г. до 1/7 части бывших помещичьих крестьян оставались «временнообязанными».
Реформа привела к заметному сокращению площадей крестьянского землепользования, так как помещики имели право отрезать от наделов, которыми крестьяне пользовались до реформы, всю площадь, превышающую норму отвода. В целом по стране доля таких «отрезков» достигала 20 %. Отрезанными оказались особенно плодородные, удобные по местоположению земельные угодья, что ставило крестьян в полную экономическую зависимость от помещиков, поскольку малоземельный крестьянин, формально освободившийся от личной зависимости, чтобы прокормить семью, должен был работать на своего бывшего хозяина.
Свои уменьшенные и ухудшенные наделы крестьяне должны были выкупать по цене, существенно превышающей рыночную стоимость земли. В связи с отсутствием у большей их части денежных средств правительство произвело компенсацию 80 % выкупной суммы, выдав ее помещикам. Этот долг (с процентами) крестьяне должны были погашать казне в течение 49 лет. Выкупные платежи тяжелым бременем лежали на крестьянстве вплоть до революции 1905—1907 гг., во время которой они были отменены.
В ходе поземельного устройства крестьян, выходивших из крепостной зависимости, производились следующие работы:
определение размеров земельного надела и повинностей с него;
составление уставных грамот;
определение величины выкупных платежей;
отвод земельных наделов в натуре;
разверстание и отграничение крестьянских земель от помещичьих владений.
Для проведения землеустроительных действий по разграничению крестьянских наделов помещики могли приглашать частных землемеров за свой счет или же проводили перечисленные мероприятия сами. Государство ограничивалось назначением из числа местных дворян по их взаимному соглашению мировых посредников, которые санкционировали действия помещиков и приводили крестьян к соглашению с ними. Все это делалось главным образом в интересах дворян-землевладельцев. Поэтому в ряде случаев крестьяне, не доверяя помещичьим землемерам, приглашали землемеров за свой счет для проверки выполненных измерений.
Все землеустроительные работы проводились на основе положения «О порядке межевых действий при разграничении или разверстании угодий и отмежевании выкупленных крестьянами земель». Инструментальная съемка земель не предусматривалась; отвод осуществлялся по планам Генерального или специального межеваний. Земли отграничивались на местности.
Несмотря на тяжелое положение крестьянства, реформа спо-собствовала быстрому развитию России, превращая ее из феодально-крепостнического в капиталистическое государство.
В то же время обилие крепостнических пережитков тормозило дальнейший прогресс, особенно в сельском хозяйстве, что привело к необходимости новых преобразований.
Столыпинское землеустройство проводилось после революции 1905 г.
Его целью было постепенное уничтожение крестьянского общин-ного землевладения и превращение его в частную земельную собст-венность.
Общинное землевладение, связанное с многополосным мел-
ким натуральном хозяйством и постоянными переделами земли, уже не могло обеспечить страну продовольствием. Расслоение деревни, развитие крестьянских «крепких хозяйств» требовало постоянного, независимого от переделов владения землей, а применение машин и прогрессивных систем земледелия — укрупнения земельных участков, ликвидации чересполосицы и других недостатков.
В этих условиях правительство перешло от традиционной политики охраны общины к политике ее полного разрушения путем насаждения индивидуальной собственности на надельных крестьянских землях, снятия почти всех ограничений на размер крестьянского землевладения, продажи крупным хозяйствам зажиточных крестьян удельных и казенных земель в единоличное владение.
Для развития товарного крестьянского хозяйства правительство П. А. Столыпина организовало землеустроительные мероприятия по устранению внутриселенной чересполосицы, образованию хуторов и отрубов.
Это потребовало больших затрат. За 7 лет, с 1906 по 1913 г. включительно, на содержание землеустроительных организаций было отпущено около 63 млн руб., на выдачу крестьянам ссуд и пособий при землеустройстве — свьше 22 млн. Если добавить расходы на мелиоративные работы и на агрономическую помощь, а также ассигнования из средств Казенного Крестьянского банка, то общая сумма затрат правительства значительно превысила 100 млн руб.
В Государственной Думе, говоря о роли землеустройства в осуществлении аграрных преобразований, председатель Совета Министров П. А. Столыпин заявил: «Землеустроительные начинания правительства имеют не только экономическое, но и глубоко общественное и политическое значение».
Устройство хуторов и отрубов при столыпинском землеустройстве происходило путем добровольного или принудительного разверстывания надельной крестьянской земли на старопахотных основных землях, а также в процессе переселения крестьян в восточные районы страны (Сибирь, Казахстан).
Переселение крестьян было частью аграрной реформы. В первые годы переселенцам выдавались пособия, были установлены льготы для проезда по железной дороге и свобода выхода из общины. Поэтому переселенческое движение охватило все центральные губернии России. Если до 1905 г. ежегодно в среднем переселялись 70 тыс., то в 1906—1911 гг. — 500 тыс. человек. Однако с 1909 г. все большее число переселенцев стало возвращаться назад, не найдя необходимых условий для жизни. Не получая от государства должной помощи или не справляясь с ведением хозяйства на малопригодных землях, которые часто находились среди лесов, болот, глухой тайги, без воды, в условиях полнейшего бездорожья, огромные массы переселенцев вконец разорялись и пополняли армию батраков в деревнях и безработных в городах. В целом по России поток обратных переселенцев в 1910 г. составлял 30—40 %, а в 1911 г. - 60 %.
За 10 лет, предшествовавших революции 1917 г., хутора и отруба были устроены на площади 16 млн дес. для 1 612 690 крестьянских хозяйств (10,5 % их общего числа). Часть хуторов и отрубов (18,5 %) были устроены на банковских и казенных землях, все остальные — на надельных.
В период столыпинской аграрной реформы осуществлялось также внутриселенное групповое, межселенное и межвладельческое землеустройство. В основном решались задачи упорядочения использования земель, рациональной организации сельского хозяйства.
Реформа привела к определенным успехам в российском сельском хозяйстве. Шире стали применяться новые машины и орудия труда, прогрессивные системы ведения хозяйства, увеличились посевные площади культур. Если в первые годы реформы рост производства сельскохозяйственной продукции был незначительным ввиду коренной ломки хозяйства, то в последующем он существенно увеличился.
Так, общий среднегодовой сбор хлеба за 1904—1910 гг. по сравнению с 1895—1900 гг. возрос на 19 %, а в 1911 — 1912 гг. — на 34 %. Вместе с тем реформа не решила всех проблем в сельском хозяйстве и к тому же обострила социальные противоречия в деревне.
Первая мировая война усугубила положение крестьянства, что в немалой мере способствовало успеху социалистической революции.
В первые годы советской власти главной задачей землеустройства стало проведение в жизнь Декрета о земле, согласно которому конфискованные помещичьи, церковные, монастырские и другие земли (более 150 млн га) передавались в пользование трудового крестьянства.
Все работы осуществлялись на основе декрета ВЦИК «О социализации земли», опубликованного 19 февраля 1918 г., а также положения «О социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию», утвержденного ВЦИК 14 февраля 1919 г., и Земельного кодекса РСФСР (принят 30 октября 1922 г.).
Основное содержание землеустроительных работ в 1918— 1927 гг. сводилось к созданию трудового крестьянского землепользования, образованию землепользовании коллективных хозяйств (коммун, сельскохозяйственных артелей, совхозов), устранению недостатков землепользования, разделению земель крупных селений, ликвидации узко-, много- и мелкополосицы с разверстанием земель на поля севооборотов.
Большое значение приобрело землеустройство в 1928— 1932 гг., в период сплошной коллективизации.
В это время при участии землеустроительных органов происходили массовое объединение единоличных крестьянских хозяйств в колхозы, организация новых совхозов. В связи с нехваткой специалистов, необходимостью оперативного проведения работ по формированию землепользовании коллективных хозяйств землеустройство проводилось упрощенными методами (так называемые землеуказания).
Землеуказания определяли площади и границы новых хозяйств. При этом новых съемок и обследований территории не проводилось, использовался планово-картографический материал прежних лет. Тем самым было ускорено создание нового земельного строя, основанного на крупном коллективном хозяйстве и жестком централизованном управлении.
Если в период с 1919 по 1927 г. было землеустроено 5129 колхозов на площади 1410,6 тыс. га, то только в полевую кампанию 1928 г. — 12 083 хозяйства на площади 3039,4 тыс. га. В 1930—1932 гг. землеуказания были проведены на площади в несколько сотен миллионов гектаров, а землеустройство новых совхозов — на площади 80 млн га.
В последующем, вплоть до конца 80-х годов, центр тяжести землеустройства постепенно перемещался от создания и укрепления коллективного землепользования к организации и планированию использования земель и внутрихозяйственному устройству территории. Земельные отношения в этот период развивались эволюционно.
Анализ развития землеустройства в России позволяет сделать следующие выводы:
1. Во всех общественно-экономических формациях земле
устройство является орудием в руках государства, предназначен
ным для укрепления прав собственности на землю и организа
ции ее использования в интересах господствующих классов, про
ведения в жизнь государственной земельной политики.
2. Успех земельных реформ обеспечивался только в тех случаях, когда государство создавало новые или укрепляло существующие землеустроительные органы, создавало соответствующую законодательную базу, осуществляло финансирование землеустройства и подготовку кадров.
3. Преследуя первоначально чисто технические и юридические цели по измерениям, отводам, отграничению земель и закреплению прав земельной собственности, землеустройство в последующем перерастает в сложное и многогранное социально-экономическое явление. Экономические интересы землевладельцев и землепользователей удовлетворяются не только путем закрепления и охраны их права. Закономерно возникают вопросы, связанные с плодородием и местоположением земель, конфигурацией, составом угодий и т. д. Тем самым землеустройство приобретает организационно-хозяйственное содержание и начинает непосредственно влиять на экономику устраиваемых хозяйств.
4. Землеустройство как инструмент экономической и аграрной политики государства подкрепляется, как правило, другими экономическими, организационными и техническими мерами: инвестиционной политикой, экономическим и политическим стимулированием, организацией переселения, мелиорацией земель и т. д.
В условиях рынка содержание и задачи землеустройства существенным образом изменяются. Это объясняется главным образом тем, что земля становится не только главным средством производства, пространственным базисом, природным ресурсом, но и превращается в товар.
Возникают новые функции землеустройства, в том числе:
формирование рыночного земельного фонда с установлением местоположения, площадей и границ земельных участков, определением их качественных и стоимостных характеристик;
оценка всех земель, установление спроса и предложения на землю и отслеживание динамики земельного рынка;
осуществление операций с землей (разделение, объединение,
предоставление, изъятие и др.), выдача документов, удостоверяющих права на землю;
регистрация земельных сделок;
обеспечение реализации прав собственности на землю экономическими и правовыми мерами, определение особого режима и условий использования земли;
подготовка информации для передачи прав собственности, налогообложения, применения мер экономического стимулирования и экономических санкций.
Включение земли в товарный оборот требует создания законодательной (правовой) и экономической базы, сложной инфраструктуры земельного рынка (регистрационных и кадастровых бюро, земельных банков, земельных судов и т. д.), реорганизации системы земельного кадастра, мониторинга земель и землеустройства. Расширяется состав землеустроительных действий, усложняются землеустроительный процесс и документация, изменяются цели землеустроительной службы, ее функции и задачи, возникает необходимость в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров.
Для упорядочения рыночных земельных отношений, предотвращения недостатков землевладений и землепользовании, парцелляции земельных участков, проведения торговых и иных операций с землей создается рыночный земельный фонд. При этом все операции, связанные с куплей-продажей земельных участков, переделом земельной собственности, образованием новых и упорядочением существующих землевладений и землепользовании, предоставлением и изъятием земель, устройством их территории, должны обязательно базироваться на проектах землеустройства.
Контрольные вопросы
1.Что такое земельная собственность и из каких элементов она слагается?
2. Каковы основные виды земельной собственности?
3. Что такое сервитуты и каковы основные их виды?
4. Чем отличается право земельной собственности от права землепользования?
5. Перечислите землеустроительные действия, связанные с образованием и перераспределением земельной собственности.
6. Чемотличается конфискация земель от их экспроприации? Что такое национализация и приватизация земель?
7. Какие методы использовались при осуществлении земельных реформ за рубежом?
8.Какое значение имело землеустройство в ходе проведения земельных реформ?
9.Основные земельные реформы в России и причины, определявшие их успехили неудачу.
10. Как изменяется содержание землеустройства в условиях рыночной экономики?