Этот процесс и в настоящее время еще не завершен.

Кроме того, при правильной организации и оплате труда, различных формах собственности, стимулирующих экономические интере­сы производителей (например, акционерной), крупные хозяйства за счет применения системы высокопроизводительных машин, прогрессивных технологий получают ощутимые преимущества перед мелкими, что приводит к разорению мелких товаропрои­зводителей.

Следует, однако, отметить, что при наделении крестьян зем­лей, в особенности при их крайней бедности, определенная сте­пень производственной кооперации абсолютно необходима.

В дальнейшем, когда их доходы возрастают, производственная ко­операция заменяется агросервисной и маркетинговой.

 

К началу XX в. страны Южной, Юго-Восточной и Централь­ной Азиинаходились в колониальной зависимости от европей­ских держав. Они представляли собой феодальные общества, ориентированные в основном на аграрный сектор экономики, с замедленным развитием и преобладанием помещичьего земле­владения.

Освобождение от колониальной зависимости, необходимость роста промышленности и сельского хозяйства потребовали ко­ренных преобразований в экономике.

При проведении земель­ных реформ эти страны шли двумя путями:

развитие капиталистических земельных отношений, основан­ных на частной собственности на землю, аренде земель, переходе к сельскохозяйственным предприятиям предпринимательского

типа и индивидуальным крестьянским хозяйствам (Индия, Южная Корея, Пакистан и др.);

переход на коллективные формы ведения сельского хозяйства, развитие кооперации, социалистических производственных отно­шений (Монголия, Китай, Вьетнам, Северная Корея).

В ходе реформы использовались различные методы: национа­лизация земель, их экспроприация, регулирование землевладения и землепользования законодательными мерами и экономически­ми средствами (кредитование, субсидирование, налогообложе­ние), которые имели свои особенности в различных странах.

Так, в Индии преобладали следующие виды землевладения и землепользования:

государство передало часть обширных территорий в качестве «хасских» земель землевладельцам (заминдарам), которые владе­ли этими землями и сами обрабатывали их;

часть земель была отдана заминдарам для сбора арендной платы с крестьян, обрабатывающих эти земли. Заминдары еже­годно за счет сбора арендной платы выплачивали государству определенную сумму в виде земельного налога;

некоторые земли были выделены крупным феодальным зем­левладельцам в качестве вознафаждения за особые заслуги перед государством (военные, экономические, управленческие). К ним относились «инамы» — так называемые дарованные права на земли, с которых собирался земельный налог в пользу землевла­дельца, а также «джагиры» — землевладения, которые частично или полностью освобождались от уплаты земельного налога;

часть земель находилась в непосредственном владении крес­тьян, которые обрабатывали ее и платили земельный налог непо­средственно правительству;

имелись также земли (в основном на севере и северо-востоке страны), находящиеся под контролем общины (деревни) и пере­дававшиеся в пользование ее членам (жителям) для обработки. Землевладелец являлся хозяином земли, пока продолжал жить в деревне. Когда он уезжал, его земля возвращалась общине, кото­рая затем передавала ее любому другому члену. Такая система переходящей обработки называлась «джум».

Представляет интерес и опыт британской администрации по стимулированию сельскохозяйственного производства в Индии путем земельных преобразований, осуществившихся в первой половине XX в.

Цель их заключалась в изменении системы ис­пользования земли и получении за счет этого максимальной прибыли для государства за счет разрушения помещичьего зем­левладения, расширения частной собственности крестьян и по­вышения их заинтересованности в росте сельскохозяйственного производства.

 

Были апробированы следующие системы.

1. Так называемая «английская система» развития помещичье­го землевладения, когда ставилась задача, с одной стороны, за­интересовать заминдаров-помещиков во вложении дополнитель­ных средств в сельское хозяйство и активизации сельскохозяйст­венного производства, с другой — перераспределить в пользу частных предпринимателей и заселить часть неэффективно ис­пользуемых помещичьих земель.

Эти участки были объявлены свободными и продавались на аукционах. Кроме того, британцы ввели так называемый «Посто­янный сеттельмент», то есть установили навечно для заминдаров фиксированную сумму земельного налога, дав возможность ос­тавлять себе весь дополнительный доход за счет обложения на­логом крестьян-землепользователей.

Действие указанной системы ограничивалось в основном вос­точными частями Индии (штаты Западная Бенгалия, Бихар и Орисса). В целом она себя не оправдала, так как на аукционах заминдары предлагали за свои бывшие земли максимальную цену, входя в огромные долги, но сохраняя тем самым свои привилегии.

Вместе с тем сеттельмент привел к тому, что крестьяне на­сильственно были обложены большой арендной платой, что спо­собствовало их обнищанию и увеличению социальной напряжен­ности. Заминдары же продолжали жить как рантье и были заин­тересованы в максимальном налогообложении крестьянства.

2. В Мадрасе и Бомбее британцы использовали французскую модель насаждения крестьянской собственности, которая в Индии получила название системы «райотвари».

При этой систе­ме земля передавалась в собственность крестьянам непосредст­венно государством по специальному согласованию, благодаря которому крестьянин признавался собственником земли с пра­вом отдать ее в поднаем, заложить, подарить или продать. Крес­тьянин-землевладелец был защищен от выселения, пока платил
правительству установленный земельный налог.

Другой тип землевладения («махалвари») был установлен в Объединенных провинциях вплоть до границ штата Пенджаб и заключался в оформлении договора с целой деревней. При этом дополнительно к индивидуальному государству выплачивался и коллективный земельный налог.

Все эти системы также не прижились, так как были навязан­ными сверху, приводили к изъятию у крестьян практически всей прибыли в форме земельного налога и не пробуждали интереса к развитию сельскохозяйственного производства.

После приобретения Индией независимости назрела необхо-

димость в осуществлении новой земельной реформы. Ее основ­ное содержание сводилось к следующему:

отмене системы крупного землевладения (системы заминдари);

установлению, закреплению и охране прав арендаторов;

введению ограничений на максимальный размер землевладе­ний;

объединению землевладений.

Отмена системы заминдари производилась на основании за­конов, принятых штатами; суть ее заключалась в ликвидации посредников между государством и крестьянами.

Таким образом, была сделана попытка ликвидировать остатки феодализма в зем­леделии и подготовить почву для развития эффективного сель­скохозяйственного производства.

За отдаваемые земли помещики получали денежную компен­сацию, учитывающую уровень земельного налога и размер годо­вого дохода. В распоряжении землевладельцев тем не менее про­должали оставаться обширные площади земель (приусадебные земли, земли в деревнях и собственные хасские земли, обрабаты­ваемые самими землевладельцами своими силами или с исполь­зованием наемного труда и арендаторов).

Государство получило от бывших частных владельцев около 173 млн акров земли (69,9 млн га) и установило прямые отноше­ния с 73 млн землевладельцев.

 

Развитие сельского хозяйства связывалось также с укреплени­ем прав арендаторов земли, которые притеснялись помещиками и даже выселялись с арендуемых земель, не получая никаких других источников существования.

Было рекомендовано всем землевладельцам и землепользова­телям подтвердить свои права на земельные участки (поземель­ные книги, договора аренды, квитанции об уплате арендной платы и др.). В ходе земельной реформы были налажены учет земель и регистрация земельных сделок; осуществлялась эта ра­бота налоговыми инспекциями.

В ряде штатов были приняты законы, упорядочивавшие взи­мание арендной платы и приравнивающие издольщиков к арен­даторам.

Конечная цель передачи земель арендаторам в собственность не была достигнута, так как большинство из них не имело средств, достаточных для выкупа земли. Кроме того, крупные земельные собственники всячески препятствовали осуществле­нию реформы, находили в законах различные лазейки, чтобы сохранить свои владения.

Ограничения на предельный размер участков вводились для изъятия излишков земли у крупных собственников и ее перерас­пределения безземельным крестьянам или мелким производите­лям. Законодательство о максимальных наделах находилось в юрисдикции штатов; каждый из них принимал соответствующие законы, которые затем корректировались, исходя из единой об­щегосударственной политики.

Согласно законам штатов 7,2 млн акров (2,9 млн га) земель были объявлены излишками, из них 4,4 млн (1,8 млн га) были перераспределены, а остальные или остались неперераспределенными, или по ним ведутся судебные процессы.

Площадь перераспределенных земель была гораздо меньше ожидаемой, поскольку, предчувствуя введение максимальных норм, крупные землевладельцы прибегали к фиктивному разделу своих владений, к передаче их части другим лицам. Кроме того, в отношении максимальных размеров владений для некоторых групп землевладельцев существовали льготы, которые препятст­вовали разделу их участков. Инициаторы реформы были плохо организованы и не задействовали административный механизм, необходимый для ее осуществления.

Параллельно в ряде штатов страны (Пенджаб, Харьяна, Уттар-Прадеш и др.) шла работа по укрупнению мелких земле­владений. Мелкоземелье, дробление и раздел участков в этих регионах усиливались с каждым поколением, что было связано с традициями и законами наследования. Поэтому проводилась ко-массация земель с целью создания условий для роста производи­тельности сельского хозяйства.

В целом из опыта земельных реформ в Индии можно сделать следующие выводы.

1. Для успешного осуществления реформы, помимо полити­ческих установок и экономических мер, необходимы определен­ные организационные мероприятия, создание специальных орга­нов или расширение функций действующих.

2. Требуются полная и достоверная информация о составе землевладельцев, границах и площадях закрепленных за ними земель, налаженный земельный кадастр, позволяющий вести ре­гистрацию землевладений и землепользовании, учет и контроль за использованием земель а также их оценку; на этой основе можно осуществлять систему экономических мероприятий (предоставле­ние кредитов, налогообложение и др.).

3. Для юридически правильных и технически грамотных отво­дов и перераспределения земель, организации их рационального и экономически выгодного использования необходимо земле­устройство.

 

В Западной Европеоснову земельных отношений составляет частная собственность на землю и фермерское хозяйство.

Этот земельный строй складывался постепенно, начиная с француз­ской революции 1789 г. Основным содержанием реформ стала отмена феодальной системы прав на землю (включающей приви­легии знати и подчиненные права крестьянского землевладения).

Частная собственность на землю не была введена в Велико-

британии, где статус собственности обозначается как «поместье, наследуемое без ограничений», что, впрочем, подразумевает аб­солютное владение землей, несмотря на то, что формально она принадлежит государству.

Развитие частной собственности на землю в странах Западной Европы позволило решить следующие вопросы:

создать новый социальный слой фермеров за счет разрушения крупного землевладения;

обеспечить социальную защиту и личную независимость фер­меров, свободу распоряжения землей и произведенной продук­цией с учетом общественных интересов;

увеличить производительность сельского хозяйства за счет по­вышения заинтересованности фермерства в росте производства;

обеспечить фермерам возможность получения кредитов и дол­госрочных ссуд, в том числе под залог земли, находящейся в собственности;

предоставить фермерам свободу принятия решений относи­тельно использования земли, передачи ее в аренду, по наследству и т. д.