Этот процесс и в настоящее время еще не завершен.
Кроме того, при правильной организации и оплате труда, различных формах собственности, стимулирующих экономические интересы производителей (например, акционерной), крупные хозяйства за счет применения системы высокопроизводительных машин, прогрессивных технологий получают ощутимые преимущества перед мелкими, что приводит к разорению мелких товаропроизводителей.
Следует, однако, отметить, что при наделении крестьян землей, в особенности при их крайней бедности, определенная степень производственной кооперации абсолютно необходима.
В дальнейшем, когда их доходы возрастают, производственная кооперация заменяется агросервисной и маркетинговой.
К началу XX в. страны Южной, Юго-Восточной и Центральной Азиинаходились в колониальной зависимости от европейских держав. Они представляли собой феодальные общества, ориентированные в основном на аграрный сектор экономики, с замедленным развитием и преобладанием помещичьего землевладения.
Освобождение от колониальной зависимости, необходимость роста промышленности и сельского хозяйства потребовали коренных преобразований в экономике.
При проведении земельных реформ эти страны шли двумя путями:
развитие капиталистических земельных отношений, основанных на частной собственности на землю, аренде земель, переходе к сельскохозяйственным предприятиям предпринимательского
типа и индивидуальным крестьянским хозяйствам (Индия, Южная Корея, Пакистан и др.);
переход на коллективные формы ведения сельского хозяйства, развитие кооперации, социалистических производственных отношений (Монголия, Китай, Вьетнам, Северная Корея).
В ходе реформы использовались различные методы: национализация земель, их экспроприация, регулирование землевладения и землепользования законодательными мерами и экономическими средствами (кредитование, субсидирование, налогообложение), которые имели свои особенности в различных странах.
Так, в Индии преобладали следующие виды землевладения и землепользования:
государство передало часть обширных территорий в качестве «хасских» земель землевладельцам (заминдарам), которые владели этими землями и сами обрабатывали их;
часть земель была отдана заминдарам для сбора арендной платы с крестьян, обрабатывающих эти земли. Заминдары ежегодно за счет сбора арендной платы выплачивали государству определенную сумму в виде земельного налога;
некоторые земли были выделены крупным феодальным землевладельцам в качестве вознафаждения за особые заслуги перед государством (военные, экономические, управленческие). К ним относились «инамы» — так называемые дарованные права на земли, с которых собирался земельный налог в пользу землевладельца, а также «джагиры» — землевладения, которые частично или полностью освобождались от уплаты земельного налога;
часть земель находилась в непосредственном владении крестьян, которые обрабатывали ее и платили земельный налог непосредственно правительству;
имелись также земли (в основном на севере и северо-востоке страны), находящиеся под контролем общины (деревни) и передававшиеся в пользование ее членам (жителям) для обработки. Землевладелец являлся хозяином земли, пока продолжал жить в деревне. Когда он уезжал, его земля возвращалась общине, которая затем передавала ее любому другому члену. Такая система переходящей обработки называлась «джум».
Представляет интерес и опыт британской администрации по стимулированию сельскохозяйственного производства в Индии путем земельных преобразований, осуществившихся в первой половине XX в.
Цель их заключалась в изменении системы использования земли и получении за счет этого максимальной прибыли для государства за счет разрушения помещичьего землевладения, расширения частной собственности крестьян и повышения их заинтересованности в росте сельскохозяйственного производства.
Были апробированы следующие системы.
1. Так называемая «английская система» развития помещичьего землевладения, когда ставилась задача, с одной стороны, заинтересовать заминдаров-помещиков во вложении дополнительных средств в сельское хозяйство и активизации сельскохозяйственного производства, с другой — перераспределить в пользу частных предпринимателей и заселить часть неэффективно используемых помещичьих земель.
Эти участки были объявлены свободными и продавались на аукционах. Кроме того, британцы ввели так называемый «Постоянный сеттельмент», то есть установили навечно для заминдаров фиксированную сумму земельного налога, дав возможность оставлять себе весь дополнительный доход за счет обложения налогом крестьян-землепользователей.
Действие указанной системы ограничивалось в основном восточными частями Индии (штаты Западная Бенгалия, Бихар и Орисса). В целом она себя не оправдала, так как на аукционах заминдары предлагали за свои бывшие земли максимальную цену, входя в огромные долги, но сохраняя тем самым свои привилегии.
Вместе с тем сеттельмент привел к тому, что крестьяне насильственно были обложены большой арендной платой, что способствовало их обнищанию и увеличению социальной напряженности. Заминдары же продолжали жить как рантье и были заинтересованы в максимальном налогообложении крестьянства.
2. В Мадрасе и Бомбее британцы использовали французскую модель насаждения крестьянской собственности, которая в Индии получила название системы «райотвари».
При этой системе земля передавалась в собственность крестьянам непосредственно государством по специальному согласованию, благодаря которому крестьянин признавался собственником земли с правом отдать ее в поднаем, заложить, подарить или продать. Крестьянин-землевладелец был защищен от выселения, пока платил
правительству установленный земельный налог.
Другой тип землевладения («махалвари») был установлен в Объединенных провинциях вплоть до границ штата Пенджаб и заключался в оформлении договора с целой деревней. При этом дополнительно к индивидуальному государству выплачивался и коллективный земельный налог.
Все эти системы также не прижились, так как были навязанными сверху, приводили к изъятию у крестьян практически всей прибыли в форме земельного налога и не пробуждали интереса к развитию сельскохозяйственного производства.
После приобретения Индией независимости назрела необхо-
димость в осуществлении новой земельной реформы. Ее основное содержание сводилось к следующему:
отмене системы крупного землевладения (системы заминдари);
установлению, закреплению и охране прав арендаторов;
введению ограничений на максимальный размер землевладений;
объединению землевладений.
Отмена системы заминдари производилась на основании законов, принятых штатами; суть ее заключалась в ликвидации посредников между государством и крестьянами.
Таким образом, была сделана попытка ликвидировать остатки феодализма в земледелии и подготовить почву для развития эффективного сельскохозяйственного производства.
За отдаваемые земли помещики получали денежную компенсацию, учитывающую уровень земельного налога и размер годового дохода. В распоряжении землевладельцев тем не менее продолжали оставаться обширные площади земель (приусадебные земли, земли в деревнях и собственные хасские земли, обрабатываемые самими землевладельцами своими силами или с использованием наемного труда и арендаторов).
Государство получило от бывших частных владельцев около 173 млн акров земли (69,9 млн га) и установило прямые отношения с 73 млн землевладельцев.
Развитие сельского хозяйства связывалось также с укреплением прав арендаторов земли, которые притеснялись помещиками и даже выселялись с арендуемых земель, не получая никаких других источников существования.
Было рекомендовано всем землевладельцам и землепользователям подтвердить свои права на земельные участки (поземельные книги, договора аренды, квитанции об уплате арендной платы и др.). В ходе земельной реформы были налажены учет земель и регистрация земельных сделок; осуществлялась эта работа налоговыми инспекциями.
В ряде штатов были приняты законы, упорядочивавшие взимание арендной платы и приравнивающие издольщиков к арендаторам.
Конечная цель передачи земель арендаторам в собственность не была достигнута, так как большинство из них не имело средств, достаточных для выкупа земли. Кроме того, крупные земельные собственники всячески препятствовали осуществлению реформы, находили в законах различные лазейки, чтобы сохранить свои владения.
Ограничения на предельный размер участков вводились для изъятия излишков земли у крупных собственников и ее перераспределения безземельным крестьянам или мелким производителям. Законодательство о максимальных наделах находилось в юрисдикции штатов; каждый из них принимал соответствующие законы, которые затем корректировались, исходя из единой общегосударственной политики.
Согласно законам штатов 7,2 млн акров (2,9 млн га) земель были объявлены излишками, из них 4,4 млн (1,8 млн га) были перераспределены, а остальные или остались неперераспределенными, или по ним ведутся судебные процессы.
Площадь перераспределенных земель была гораздо меньше ожидаемой, поскольку, предчувствуя введение максимальных норм, крупные землевладельцы прибегали к фиктивному разделу своих владений, к передаче их части другим лицам. Кроме того, в отношении максимальных размеров владений для некоторых групп землевладельцев существовали льготы, которые препятствовали разделу их участков. Инициаторы реформы были плохо организованы и не задействовали административный механизм, необходимый для ее осуществления.
Параллельно в ряде штатов страны (Пенджаб, Харьяна, Уттар-Прадеш и др.) шла работа по укрупнению мелких землевладений. Мелкоземелье, дробление и раздел участков в этих регионах усиливались с каждым поколением, что было связано с традициями и законами наследования. Поэтому проводилась ко-массация земель с целью создания условий для роста производительности сельского хозяйства.
В целом из опыта земельных реформ в Индии можно сделать следующие выводы.
1. Для успешного осуществления реформы, помимо политических установок и экономических мер, необходимы определенные организационные мероприятия, создание специальных органов или расширение функций действующих.
2. Требуются полная и достоверная информация о составе землевладельцев, границах и площадях закрепленных за ними земель, налаженный земельный кадастр, позволяющий вести регистрацию землевладений и землепользовании, учет и контроль за использованием земель а также их оценку; на этой основе можно осуществлять систему экономических мероприятий (предоставление кредитов, налогообложение и др.).
3. Для юридически правильных и технически грамотных отводов и перераспределения земель, организации их рационального и экономически выгодного использования необходимо землеустройство.
В Западной Европеоснову земельных отношений составляет частная собственность на землю и фермерское хозяйство.
Этот земельный строй складывался постепенно, начиная с французской революции 1789 г. Основным содержанием реформ стала отмена феодальной системы прав на землю (включающей привилегии знати и подчиненные права крестьянского землевладения).
Частная собственность на землю не была введена в Велико-
британии, где статус собственности обозначается как «поместье, наследуемое без ограничений», что, впрочем, подразумевает абсолютное владение землей, несмотря на то, что формально она принадлежит государству.
Развитие частной собственности на землю в странах Западной Европы позволило решить следующие вопросы:
создать новый социальный слой фермеров за счет разрушения крупного землевладения;
обеспечить социальную защиту и личную независимость фермеров, свободу распоряжения землей и произведенной продукцией с учетом общественных интересов;
увеличить производительность сельского хозяйства за счет повышения заинтересованности фермерства в росте производства;
обеспечить фермерам возможность получения кредитов и долгосрочных ссуд, в том числе под залог земли, находящейся в собственности;
предоставить фермерам свободу принятия решений относительно использования земли, передачи ее в аренду, по наследству и т. д.