Вопрос Развитие Конституции России.

В Российском государстве основы конституционного строя и первые законодательные акты, которые носили конституционный характер возникли только в начале двадцатого века. Только революция 1905 года привела к необходимости превращения неограниченной самодержавной власти в конс­титуционную монархию.

Первым законодательным актом, имевшим конституционное значение стал Манифест 17 октября 1905 года, который провозгласил введение гражданских свобод и создание законодательного органа в виде Государс­твенной Думы, которая ограничивала самодержавную власть монарха. В ап­реле 1906 года были приняты "Основные государственные законы", опреде­лившие двухпалатную парламентскую систему, однако устанавливающие, что вместе с Думой и Государственным советом законодательную власть осу­ществляет император, без утверждения которым ни один закон не приобре­тает силы. В октябре 1905 года актом "О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений" была осуществлена реор­ганизация Совета Министров, превращенного в постоянно действующий ор­ган. С 1906 года каждое губернское земское собрание получило право вы­бирать по одному члену Государственного совета. Указом "Об изменение положения о выборах в Государственную думу" от 11 декабря 1905 года значительно расширен круг избирателей.

О конституционном характере "Основных государственных законов" свидетельствует то, что их изменение могло осуществляться только по инициативе императора.

До 1917 года принят ряд актов, развивающих положения основных за­конов: Закон о военно-полевых судах; Указ об уравнении крестьян в пра­вах с другими сословиями; Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы; новое положение о выборах; Закон о порядке издания касающихся Финлянлии законов и постановлений; Указ о роспуске Государственной ду­мы от 25 февраля 1917 года.

Ряд актов конституционного значения был принят в период между Февральской и Октябрьской революциями. Они издавались временным прави­тельством,способствовали демократизации общественной жизни,однако в большинстве своем реализованы не были.

Победа Октябрьской революции в России привела к смене обществен­но-экономической формации, приходу к государственной власти новой по­литической силы. Этот обусловило необходимость разработки и принятия конституции социалистического типа. Первая Советская Конституция Рос­сии была принята 10 июля 1918 года пятым Всероссийским съездом Сове­тов. В этой Конституции было осуществлено:

закрепление диктатуры пролетариата и полновластия Советов рабо­чих, солдатских и крестьянских депутатов, установление социалистичес­кой собственности на средства и орудия производства и ликвидация экс­плуатации человека человеком;

установление полного национального равноправия и права наций на государственное самоопределение;

создание новой системы государственных органов и принципов их ор­ганизации и деятельности, равноправие трудящихся. Конституция РСФСР 1918 года носила четко выраженный классовый характер, являлась средс­твом юридического закрепления диктатуры пролетариата, полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Она явилась образцом для конституций других независимых советских республик: Белорусской (1919 года), Украинской (1919 года), Азербайджанской (1921 года), Армянской (1922 года), Грузинской (1922 года).

Несколько цитат из конституции 1918 года:

1. ст.3 - задачи молодого демократического государства:

- победа социализма во всех странах;

- аннулирование (уничтожение) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар по международному бан­ковскому финансовому капиталу. Советская власть пойдет твердо по этому пути - вплоть до полной победы международного рабочего восстания про­тив ига капитала.

Согласно ст. 64 этой конституции лишались избирательных прав:

- лица, прибегающие к наемному труду;

- лица, живущие на нетрудовые доходы как то: проценты с капита­ла, доходы с предприятий, поступления имущества;

- частные торговцы, торговые и коммерческие посредники.

( Конституции и конституционные акты РСФР. - М., 1940 г., Из-во Вед. Верховного Совета РФСР, под общей редакцией академика Вышинского

А.Я.).

Постановление Совета Народных Комиссаров от 5 сентября 1918 года "О Красном терроре": "необходимо обеспечить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях. Подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским органи­зациям, заговорам и мятежам.

( в той же книге).

После образования Союза ССР в 1922 году на основе Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая общесоюзная Конститу­ция СССР 1924 года, а на ее основе - новая Конституция РСФСР 1925 г. Дальнейшее развитие Российской Конституции шло на основе и в строгом соответствие с общесоюзной конституцией.

В середине 30-х годов в советском союзном государстве было про­возглашено построение основ социализма. Социалистические общественные отношения стали господствующими в экономике, политике, социально-куль­турной области. Эти изменения потребовали конституционного закрепле­ния.

В декабре 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял новую общесоюзную Конституцию, на основе которой в 1937 г. была приня­та новая Конституция РСФСР. Эта Конституция отразила факт победы соци­ализма в стране; закрепила господство социалистической системы хозяйс­тва и социалистической собственности на орудия и средства производс­тва; провозгласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство; установила конституционный принцип равенства граждан, отменила все ограничения избирательных прав; ввела новую сис­тему представительных органов государственной власти; расширила конс­титуционно закрепленный круг прав и свобод граждан.

В 1977 г. в связи провозглашением построения социализма и обще­народного государства в СССР была принята после всенародного обсужде­ния новая Конституция. На ее основе в 1978 г. была принята Конституция РСФСР, действовавшая до декабря 1993 г., хотя и со значительными изме­нениями и дополнениями,принятыми в 1991-1993 гг.

В декабре 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция Российской Федерации, которая явилась завершением очередного исторического эта развития России, стала началом нового эта конституционного развития страны.

Как нами уже отмечалось, конституция любого государства с точки зрения ее сущности и предназначения является отражением объективных процессов общественного развития, отражением сложившегося в обществе реального соотношения политических сил. Любые крупные изменения этого соотношения, как показывает опыт конституционного строительства, неиз­бежно влекут за собой изменения в содержании основного закона.

Какие принципиально новые положения содержатся в Конституции Российской Федерации 1993 г.?

По новому закреплены основополагающие принципы общественного устройства, которые сформулированы в главе 1 "Основы конституционного строя". Нормы эти практически полностью деидеологизированы в отличие от ранее действовавших конституций России социалистического типа.

Российская Федерация провозглашается демократическим федератив­ным правовым государством с республиканской формой правления. Закреп­лено, что носителем суверенитета и единственным источником власти яв­ляется многонациональный народ России.

К числу основ конституционного строя отнесено признание челове­ка, его прав и свобод высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод является обязанностью государства.

В Конституции РФ 1993 г. последовательно проведен классический принцип государственности - разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, которые являются самостоятельными (ст.10).

Важной конституционной новеллой является положение об особой за­щите установленной системы государственной власти. Как подчеркивается в ст.3 "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Зах­ват власти или присвоение властных полномочий преследуется по феде­ральному закону".

В отличие от Конституции РСФСР 1978 г. в Конституции РФ нет спе­циальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы нашли свое отражение. В частности, конституционно закреплен институт частной собственности, в том числе и на землю (ст.ст.8,9,35,36), уста­новлено признание и равная защита частной, государственной, муници­пальной и иных форм собственности.

В целях недопущения господства той или иной идеологии в общест­ве, Конституция РФ 1993 г. устанавливает принцип идеологического мно­гообразия. Согласно ст.13 никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства общественных объ­единений перед законом.

Впервые в Российском конституционном законодательстве Конститу­ция РФ 1993 г. устанавливает светский характер Российской Федерации. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Российская Федерация провозглашена правовым государством. В этой связи к основам конституционного строя отнесены положения о высшей юридической силе Конституции РФ и ее прямом действии на всей террито­рии государства; о соответствии Конституции РФ законов и иных правовых актов; об обязательности Конституции и законов для органов государс­твенной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. В Конституции 1993 г. впервые в нашем зако­нодательстве устанавливается, что законы подлежат официальному опубли­кованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-пра­вовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст.15).

Впервые в Конституции закреплено положение о том, что общеприз­нанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междуна­родного договора.

Все положения, включенные в содержание первой главы Конституции РФ, составляют основы конституционного строя Российской Федерации и нахо­дятся под повышенной правовой охраной. В частности установлено, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя. Кроме того, предусмотрен особый поря­док изменения этих положений, которые не могут быть пересмотрены Феде­ральным Собранием. Если такие предложения будут поддержаны тремя пяты­ми от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законодательст­вом созывается Конституционное Собрание, которое и будет решать данный вопрос (ст.135).

По сравнению с предшествующими конституциями Конституция РФ 1993 г. внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина. Оценивая характер этих изменений в це­лом, следует отметить, что в нормах главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" в обобщенном виде использованы все действующие междуна­родноправовые акты в этой области. Закреплен принцип неотчуждаемости прав и свобод и принадлежности их каждому от рождения. Установлены но­вые для нашего конституционного законодательства права и свободы: пра­во на жизнь; запрет пыток, насилия, жестокого и унижающего достоинство обращения или наказания; защита частной жизни; право определения и указания национальности; право свободного передвижения и выбора места жительства; право на частную собственность и предпринимательскую дея­тельность; запрет принудительного труда; право на альтернативную служ­бу и др.

Несмотря на то, что конституционный круг прав и свобод весьма ши­рок, Конституция РФ устанавливает, что их перечисление в конституции

не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных

прав и свобод.

Важное значение имеет также впервые закрепленный в Конституции РФ принцип непосредственного действия конституционных прав и свобод.

В Конституции 1993 г. содержится ряд важнейших положений, направ­ленных на укрепление единства Российской Федерации, на сохранение Рос-

сии как единого федеративного государства. Важно отметить, что боль­шинство этих положений включено в содержание основ конституционного строя, которые, как мы отмечали выше, под повышенной правовой защитой. В этом отношении принципиальный характер носят положения статей 4 и 5 Конституции РФ, в которых закреплено, что суверенитет Российской Феде­рации распространяется на всю ее территорию; конституция и законы фе­дерации имеют верховенство на всей территории Российской Федерации; Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории; федеративное устройство Российской Федерации основа­но на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти.

Для сохранения целостности, да и самого существования России прин­ципиальный характер имеет ликвидация в Конституции РФ 1993 г. понятия

суверенитета республик, входящих в Российскую Федерацию. В Конституции

установлено, что во взаимоотношениях с федеральными органами власти

все субъекты федерации равноправны. В отличие от ранее действующих

Конституция РФ 1993 г. более четко разграничивает предмет ведения фе­дерации и ее субъектов.

Конституция РФ 1993 г. содержит ряд новых положений в сфере органи­зации и деятельности системы органов государственной власти. Закрепив принцип разделения властей, Конституция 1993 г. выводит Президента РФ из системы исполнительной власти и ставит его на особое самостоятель­ное место в системе высших органов. По существу Президент как глава государства, гарант конституционного стоя стоит над ветвями власти. Это проявляется также в том, что на него возложено определение основ­ных направлений внутренний и внешней политики, функции своеобразного арбитра в спорах между органами власти федерации и др.

Ликвидировав систему советов, Конституция 1993 г. внесла серьезные изменения в порядок формирования и деятельности высшего представитель-

ного органа. Парламентом Российской Федерации является Федеральное

Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В отличие от ранее действующих конституций, устанавливающих принцип равенства палат Верховного Совета, Конституция РФ 1993 г. ус­танавливает различный порядок формирования, численность, особый ста­тус, сферу полномочий, порядок работы каждой из палат Федерального Собрания. По существу, в Конституции РФ проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты, свойственное большинству двухпалатных пар­ламентов.

Значительные изменения внесены в законодательный процесс. Консти­туция вводит ранее неизвестный вид законодательного акта - федеральный конституционный закон и устанавливает особый порядок его принятия.

К числу важных изменений в конституционном закреплении системы государственных органов относится прекращение деятельности местных ор­ганов государственной власти в лице Советов народных депутатов и вве­дение системы местного самоуправления.

Более подробно нормы и институты Конституции РФ 1993 г. будут рассмотрены в последующих главах учебника.

3. Вопрос Основные принципы и юридические свойства Конституции.

Термин "принцип" (от лат. principium - начало, основа) означает то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений, понятий, фак­тов. Принцип - центральное понятие, руководящая идея, основание систе­мы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован.

Под принципами конституции в юридической науке понимаются осново­полагающие идеи и положения, определяющие наиболее существенные черты, качественные свойства Конституции как Основного Закона государства.

Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения, ее нормы являются исходными для всех иных отраслей правовой системы. Поэ­тому и конституционные принципы являются основополагающими принципами для всех отраслей права.

Основными принципами Конституции РФ 1993 г. являются:

1. Демократизм полновластие народа.

Сущность этого принципа состоит в том, что ст.3 Конституции РФ устанавливает принадлежность народу всей полноты власти в государстве. "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, подчеркивается в этой статье, является ее многонациональный народ." Конституция закрепляет также основные формы реализации народом своего суверенитета.

Демократизм Российского государства проявляется и в том, что Пре­зидент РФ, Федеральное Собрание избираются путем всеобщих выборов, на­иболее важные вопросы выносятся на референдумы, примером чему является принятие Конституции 1993г.

Конституция ввела систему местного самоуправления, которое осу­ществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы самоуправления (ст.130).

2. Законность.

Провозглашение Российской Федерации правовым государством предпо­лагает закрепление в Конституции РФ принципа законности, суть которого состоит в строгом соблюдении требований законодательства. Этот принцип нашел свое отражение в ст.15 Конституции РФ, устанавливающей высшую юридическую силу и прямое действие Конституции на всей территории Рос­сийской Федерации. В пункте 2 статьи 15 закрепляется также, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Принцип законности нашел свое закрепление и в нормах главы 7 Конституции РФ, устанавливающей систему органов власти, принципы их организации и деятельности.

3.Равноправие и полноправие граждан. Гарантированность прав и свобод.

Этот принцип состоит в признании человека, его прав и свобод выс­шей ценностью. Статья 19 Конституции РФ устанавливает: "Все равны пе­ред законом и судом." И далее подчеркивается, что государство гаранти­рует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должност­ного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социаль­ной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Рассматривая содержание принципа равноправия граждан, следует подчеркнуть, что речь идет о юридическом равенстве, предоставлении каждому равных юридических возможностей пользоваться правами и свобо­дами. Фактическое равенство невозможно, в силу целого ряда причин объ­ективного и субъективного порядка.

Конституция РФ гарантирует гражданам возможность реализации прав и свобод. Как установлено в ст.2 Конституции РФ "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государс­тва". Конкретные гарантии реализации прав о свобод содержатся в нормах второй главы Конституции РФ.

4.Гуманизм. В конституционном признании человека высшей ценностью отражен принцип гуманизма, что означает заботу о человеке, о всемерном развитии его духовных и физических качеств, материальных условиях жиз­ни. Духом гуманизма пронизаны все конституционные нормы, закрепляющие права и свободы человека и гражданина. Наиболее ярко это проявляется в положениях ст.17, провозглашающей неотчуждаемость прав и свобод чело­века и их принадлежность каждому от рождения; ст.20 - право каждого на жизнь; ст.21 - охране достоинства личности, запрет пыток, насилия; ст.22 - право на свободу и личную неприкосновенность; ст.42 - право на благоприятную окружающую среду и т.д.

5.Государственное единство. Для федеративного многонационального государства решающее значение имеет проведение в Конституции принципа государственного единства. Этот принцип нашел свое закрепление в Пре­амбуле Конституции РФ, ст.4, устанавливающей, что суверенитет Российс­кой Федерации распространяется на всю ее территорию, верховенство Конституции РФ на всей территории, Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. О принципе госу­дарственного единства свидетельствует и положение ст.8, закрепляющей единство экономического пространства; ст.67 - единство территории; ст.68 - устанавливающей русский язык в качестве единого государствен­ного языка; ст.74 - закрепляющей установление на территории России та­моженных границ, пошлин, сборов; ст.75 - установившей рубль в качестве единой денежной единицы и т.д.

6.Равноправие и самоопределение народов.

Принцип государственного единства диалектически сочетается с конституционным принципом равноправия и самоопределения народов в сос­таве Российской Федерации. Этот принцип обусловлен многонациональным характером России и ее федеративным устройством. Этот принцип закреп­лен в Преамбуле Конституции РФ, в ст.5 - устанавливающей перечень субъектов федерации и указывающий, что во взаимоотношениях с федераль­ными органами государственной власти все субъекты равноправны; ст.73 - закрепляющей, что вне пределов ведения федерации и совместного ведения федерации и субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно ст.66 Конституции РФ статус субъекта Российской Федера­ции может быть изменен по взаимному согласию федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Данный принцип отражен в ст.69, которая устанавливает, что Рос­сийская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов.

7.Разделение властей.

Этот принцип является новым в Российском конституционном законо­дательстве и закреплен в ст.ст.10-11 Конституции РФ. Его суть состоит в том, что государственная власть в Российской Федерации осуществляет­ся на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной,исполнительной и судебной властисамостоятель­ны.

8.Идеологическое многообразие, многопартийность.

В связи с коренными преобразованиями в общественной жизни Консти­туция РФ закрепляет в своем содержании неизвестный ранее законодатель­ству России принцип идеологического многообразия и многопартийности. Согласно ст.13 Конституции РФ никакая идеология в России не может ус­танавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российс­кой Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом.

Юридические свойства конституции.

Конституция как основной закон государства регулирует наиболее важные коренные общественные отношения. Она не предназначена для де­тального регулирования конкретного вида общественных отношений. В этой связи конституция носит как правило стабильный долгосрочный характер.

Конституции свойственны признаки, отличающие ее от актов текущего законодательства, которые в государствоведческой науке именуются юри­дическими свойствами.

Основными юридическими свойствами Конституции РФ являются ее вер­ховенствов системе законодательных актов государства. Именно верхо­венство определяет и все другие юридические свойства основного закона. Это свойство конституциировано в самом тексте основного закона. Статья 15 Конституции РФ устанавливает, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей

территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принима­емые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Рос­сийской Федерации."

В Конституции РФ таким образом содержатся основные началавсех иных законодательных актов, всех отраслей права. Следует отметить, что в самом тексте Конституции РФ 1993 г. содержится отсылка к 14 феде­ральным конституционным законам и к более 40 федеральным законам. Дан­ные свойства придают Конституции высшую юридическую силу, что нашло свое закрепление в ст.15 Конституции РФ.

В случае коллизии между требованиями Конституции и других нормативно-правовых актов, действует конституционная норма, а акт ей проти­воречащий, подлежит изменению или отмене. Так ст.85 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ право приостанавливать действие актов ор­ганов исполнительной власти субъектов федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ до решения этого вопроса соответствующим су­дом.

В связи с федеративным устройством России важным юридическим свойством является прямое действиеКонституции на всей территорииРос­сийской Федерации. Принятие и изменение Конституции РФ, контроль за ее исполнением находится в введение Российской Федерации, то есть отно­сится к ее исключительной компетенции (ст.71). К предмету совместного ведения федерации и ее субъектов, согласно ст.72 Конституции РФ, отно­сится обеспечение соответствия конституций республик Конституции Рос­сийской Федерации.

Юридическим свойством Конституции является и то, что на ее нормах и принципах базируется все текущее законодательствокак федерации, так и ее субъектов. Принятие новой Конституции влечет за собой коренную переработку всех отраслей законодательства. Вместе с тем, анализ про­цесса конституционного строительства показывает, что соотношение между Конституцией текущей и текущим законодательством нельзя сводить только к определяющему влиянию основного закона. Существует и обратная связь, которая заключается в воздействии отраслевого законодательства на со­держание Конституции.

Важным юридическим свойством является особый порядок ее принятия или изменения. Этот порядок установлен в гл.9 "Конституционные поправ­ки и пересмотр Конституции. "В нормах данной главы установлен перечень субъектов, наделенных правом вносить предложения о поправках и перес­мотре Конституции - Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов, группы депутатов Совета Федерации или Государственной Думы числен­ностью не менее одной пятой палаты.

В Конституции установлен различный порядок для изменения глав 1,2 и 9 и глав 3-8. Положения глав 1,2 и 9 вообще не могут быть пересмот­рены Федеральным Собранием. Если же такие предложения поступят и будут поддержаны тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федера­ции и депутатов Государственной Думы, то в соответствии федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя пяты­ми голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное го­лосование. При проведении всенародного голосования Конституция счита­ется принятой, если за нее проголосовало более половины избирате­лей,принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Поправки и изменения к гл.3-8 Конституции РФ принимаются в поряд­ке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, который предусматривает одобрение большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа Государственной Думы. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов федерации.