Экологическая правосубъектность юридических и физических лиц

Юридические лица как субъекты экологического права выступают участниками разнообразных природоохранных и природоресурсовых отношений. Юридическим лицам в экологических общественных отношениях, равно как в других отношениях, свойственны следующие признаки: организационное единство, т. е. способности выступать в экологических отношениях в соответствии со своими учредительными документами как единое целое в лице своих коллегиальных или единоначальных органов управления; обладание обособленными материальными и денежными средствами, имущественными и неимущественными ценностями на праве собственности, пользования, полного хозяйственного ведения или оперативного управления; вступать в правовые отношения от своего имени ив целях обеспечения собственных интересов; способности нести самостоятельную юридическую ответственность по своим договорным, внедоговорным и иным обязательствам. Эти общецивилистические признаки юридическое лицо приобретает в соответствии с гражданским законодательством и Законом «О предприятиях в Украине»[3], как правило, с момента своей государственной регистрации.

Юридическими лицами являються предприятия, учреждения и организации не зависимо от государственной принадлежности, форм собственности или административно-управленческой подчинённости, времени их создания или введения в эксплуатацию и т.п. Так, согласно ст. 51 Закона, предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связанная с вредным воздействием на окружающую природную среду, независимо от времени введения их в действие должны быть оборудованы сооружениями, оборудованием и устройствами для очистки выбросов и сбросов или их обезвреживания, снижения воздействия вредных факторов, а также приборами контроля за количеством и составом загрязняющих веществ и за характеристиками их вредных факторов.

Проекты хозяйственной и иной деятельности предприятий должны иметь материалы оценки их влияния на природную среду и здоровье людей. Такая оценка осуществляется с учетом требований природоохранного законодательства, экологической ёмкости данной территории, состояния окружающей среды в месте, где планируется размещение объектов, экологических прогнозов, перспектив социально-экономического развития региона, мощности и видов совокупного влияния вредных факторов и объектов на окружающую среду. Запрещается введение в действие предприятий, сооружений и других объектов, на которых не обеспечено в полном объеме соблюдение всех экологических требований и выполнение мероприятий, предусмотренных в проектах на их строительство, реконструкцию, расширение или техническое переоснащение.

Приведенные и многие другие предписания норм экологического права предприятия, учреждения и организации обязаны выполнять в силу требований, предусмотренных в природоохранном законодательстве. Законодатель возлагает на них аналогичные требования в связи с признанием общей экологической правосубъектности предприятий, учреждений и организаций и они обязаны их исполнять в силу требований закона, не зависимо от вступления в конкретные правовые отношения.

Однако предприятия, учреждения и организации зачастую выступают в качестве специальных субъектов экологического права. Это имеет место, например, при использовании природных ресурсов на основании права собственности или права природопользования сельскохозяйственными предприятиями, при осуществлении видов деятельности, отнесенных природоохранным мероприятиям[4] или связанных с использованием природной среды для утилизации отходов и т. п. Так, согласно ст. 55 природоохранного закона субъекты права собственности на отходы должны принимать эффективные меры по снижению объемов образования отходов, а также их утилизации, обезвреживанию или размещению. Утилизация и размещение отходов осуществляется лишь при наличии специальных разрешений на определенных местными Советами территориях в пределах установленных лимитов, с соблюдением санитарных и экологических норм способами, создающими возможности их дальнейшего использования как вторичного сырья и обеспечивающими безопасность для окружающей природной среды и здоровья людей.

Специальная экологическая правосубъектность юридических лиц может иметь место при осуществлении соответствующих видов хозяйственной деятельности. Например, предприятия, учреждения, организации, осуществляющие проектирование, производство, эксплуатацию и обслуживание автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, а также производство и снабжение горюче-смазочными материалами, в силу требований ст. 56 экологического закона, обязаны разрабатывать и осуществлять комплекс мероприятий по снижению токсичности и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в выбросах и сбросах транспортных средств, переходу на менее токсичные виды энергии и горючего, соблюдению режима эксплуатации транспортных средств и другие меры, направленные на предотвращение и уменьшение выбросов и сбросов в окружающую среду загрязняющих веществ и соблюдения установленных уровней физических воздействий на неё. Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств и установок, в выбросах и сбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы, не допускается. Руководители транспортных организаций и собственники транспортных средств несут ответственность за соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и предельно допустимых уровней физических влияний на окружающую природную среду, установленных для соответствующих типов транспорта.

Физическими лицами, признаваемыми субъектами экологического права действующим законодательством, прежде всего, являются граждане нашего государства, т.к. для них природная среда является постоянным местом проживания, основным средством существования и главным условием жизнедеятельности. Экологическая правосубъектность граждан составляет необходимую предпосылку для обладания ими экологическими правами и возложения на них природоохранных обязанностей, т. е. быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Экологическая правосубъектность граждан в наибольшей степени отражает их взаимосвязи с государством, проявляющиеся в дозволениях и притязаниях друг к другу. Так, в соответствии со ст. 16 Конституции, обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы - катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа является обязанностью государства.

Правосубъектность граждан как общественно-юридическое качество, определяемое характером самих общественных отношений, в месте с тем, зависит от содержания законов, принятых на их основе. Главным принципом украинского права в целом, и экологической правосубъектности в частности, является принцип равенства граждан. Это отражено, например, в ст. 50 Конституции, в которой закреплено, что каждый гражданин имеет право на безопасные для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причинённого нарушением этого права вреда. Каждому гражданину гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды. Такая информация ни кем не может быть засекречена. Эти права граждан неотъемлемо присущи индивиду, носят личный характер и являются неотчуждаемыми.

Приведенные конституционные положения об экологической правосубъектности граждан нашли свою конкретизацию и детализацию в их правах и обязанностях по охране окружающей среды, закреплённых в экологическом законодательстве. Так, согласно ст. 9 экологического закона, каждый гражданин имеет право на: безопасное для его жизни и здоровья окружающую природную среду; участие в обсуждении проектов законодательных актов, материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды, и внесение предложений в государственные и хозяйственные органы, учреждения и организации по этим вопросам; участие в разработке и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному и комплексному использованию природных ресурсов; осуществление общего и специального использования природных ресурсов; объединение в общественные природоохранные формирования; получение в установленном порядке полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее влияния на здоровье населения; участие в проведении общественной экологической экспертизы; получение экологического образования; предъявление в суде исков к государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие отрицательного воздействия на окружающую природную среду. Действующими законодательными актами предусмотрены и другие экологические права для граждан нашего государства. Не во многих современных государствах граждане наделены таким широким кругом экологических прав. Само по себе это свидетельствует о прогрессивном характере украинского экологического законодательства, но, к сожалению, в современных условиях его положения не оказывают существенного воздействия на реальное состояние окружающей природной среды.

Вместе с тем экологическое законодательство возлагает на граждан ряд природоохранных обязанностей. В соответствии со ст. 12 природоохранного закона, граждане обязаны: беречь природу, охранять ее богатства и рационально использовать природные ресурсы в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды; осуществлять свои виды деятельности с соблюдением требований экологической безопасности и других экологических нормативов и лимитов использования природных ресурсов; не нарушать экологические права и законные интересы других субъектов; вносить плату за специальное использование природных ресурсов и штрафы за экологические правонарушения; компенсировать вред, причиненный загрязнением и иным отрицательным воздействием на окружающую природную среду. Граждане обязаны выполнять и другие обязанности в области охраны окружающей среды, предусмотренные законодательством.

Украинское законодательство признаёт субъектами экологического права иностранных граждан и лиц без гражданства, предоставляя им в целом национальный эколого–правовой статус, за определёнными изъятиями из него. Не могут, например, граждане иностранных государств и лиц без гражданства выступать с инициативой о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечением экологической безопасности в нашей стране, и тем более принимать участие в таких референдумах. Пользование же другими экологическими правами иностранные граждане и лица без гражданства могут осуществлять наравне с украинскими гражданами.

Отечественное экологическое законодательство предусматривает и некоторые обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. Так, согласно ст. 72 Закона иностранные граждане и лица без гражданства, равно как и иностранные юридические лица, обязаны на территории нашей страны соблюдать требования экологических законодательных актов в области охраны окружающей природной среды, и несут ответственность за их нарушения в соответствии с законодательством Украины.

Применительно к правовым категориям правоспособности и дееспособности физических лиц, гражданского состояния как совокупности фактов, определяющих их статус в качестве субъектов экологического права и т. п., применяются соответствующие положения гражданского законодательства. Это позволяет говорить о постепенном отдалении административно-правовых методов в регулировании природоохранных отношений, в том числе сфере экологический правосубъектности, и сближении экологического права с семейством цивилистических учебно-правовых дисциплин.

 

Основные нормативные акты и специальная литература

Конституция Украины. //Ведомости. - 1996. - №30. - Ст. 141.

Гражданский кодекс Украины. К., 1998.

Об охране окружающей природной среды: Закон Украины от 25 июня 1991 года. //Ведомости. – 1991. – № 41. – Ст. 546 с последующими изменениями и дополнениями.

О местном самоуправлении в Украине: Закон Украины от 21 мая 1997 года. //Ведомости. - 1997. - № 24. - Ст. 1.

О местных государственных администрациях: Закон Украины от 9 апреля 1999 года.

О предприятиях в Украине: Закон Украины 27 марта 1991 года. //Ведомости. – 1991. - № 24. - Ст. 272 с последующими изменениями и дополнениями.

Основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Утверждены постановлением Верховной Рады Украины № 188/98 от 5 марта 1998 года. //Ведомости. - 1998. - № 38-39. - Ст. 248.

Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти. Указ Президента Украины № 1573/99 от 15 декабря 1999 года, которым изменены наименования и функции указанных органов управления. //Урядовий кур’єр № 237 от 17 декабря 1999 года.

Перечень видов деятельности, которые относятся к природоохранным мероприятиям. Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины № 1147 от 17 сентября 1996 года. //СП. – 1996. – № 18. – Ст. 506.

 

Андрейцева В.І. Екологічне право: Курс лекцій в схемах. К., 1996.

Бобылев А.И., Балашенко С. А. Вопросы общей теории экологического права. Минск, 1991.

Бринчук М.М. Экологическое право. М., 1998.

Екологічне право України (загальна частина). Навчальний пособник. Харків, 1995.

Ерофеев Б.В. Экологическое право. М., 1992.

Костицький В.В. Екологічне право України: деякі проблеми теорії та кодифікації. //Право України, 1998, № 1.

Котюк В.О. Основи держави і права. К., 1995.

Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.

Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. К., 1981.


[1] См.: Бринчук М.М. Экологическое право. М., 1998, с. 141.

[2] См.: Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти. Указ Президента Украины № 1573/99 от 15 декабря 1999 года, которым изменены наименования и функции указанных органов управления. //Урядовий кур’єр № 237 от 17 декабря 1999 года.

[3] См. О предприятиях в Украине: Закон Украины 27 марта 1991 года. //Ведомости. – 1991. - № 24. - Ст. 272 с последующими изменениями и дополнениями.

[4] Перечень видов деятельности, которые относятся к природоохранным мероприятиям. Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины № 1147 от 17 сентября 1996 года. //СП. – 1996. – № 18. – Ст. 506.