Три исторических типа общества

Доиндустриальное

аграрное

традиционное

Индустриальное

западное

Постиндустриальное

информационное

 

1. основа производства - земля, сельское хозяйство, труд

1.промышленность

1.знания, информация, высокие технологии

 

2. преобладание ручного труда

2. крупная машинная промышленность

2.компьютеризация, широкое применение машинной техники

 

3.приспособление к окружающей среде, слияние с природой

3. преобразование окружающей среды

3. преобразование окружающей среды

 

4. экстенсивный путь развития

4. интенсивный путь развития

4. интенсивный путь развития

 

5. основной вид экспорта - сырьё

5. средства производства

5. интеллектуальные продукты ( программы, изобретения)

 

6.коллективные формы общежития

6. индивидуализм

6.индивидуализм

 

7.высокая роль традиций, обычаев

7.снижение

7.снижение

 

8.высокая роль религии

8. секуляризация

8. главное- образование, наука

 

9.диктаторские режимы, низкая соцмобильность, слияние власти и собственности.

9. демократия, наличие соцмобильности

9. стремление к правовому государству и гражданскому обществу, отношения личности и государства строятся на взаимной ответственности, высокая мобильность

 

10.неграмотность большинства населения

10. решаются задачи преодоления неграмотности

10. непрерывное образование

 

11.средняя продолжительность жизни- около 40 лет

11. до 70 лет

11. более 70 лет

 

 

Законы развития общества:

закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на предыдущую

 

закон неравномерного развития отдельных народов

 

Законы развития общества:

закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на предыдущую

 

закон неравномерного развития отдельных народов

 

Пути развития общества:

Прогресс- переход от менее совершенного уровня развития к более совершенному.

 

Впервые выдвинул теорию прогресса Тюрго.

 

Критерии прогресса:

 

Тюрго, Кондорсе-разум

 

Гегель-свобода

 

Шеллинг-приближение к правовому государству

 

Маркс-развитие производства

 

Утописты -нравственное развитие

 

Виды прогресса:

Реформа -частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, не затрагивающие основ существующего строя.

 

Постепенные

 

сверху

 

частичные

 

не во всех сферах

 

Виды реформ:

 

1. экономические

 

2. политические

 

3. социальные

 

4. духовные

 

1. прогрессивные

 

2. регрессивные

Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающие основы существующего строя.

 

Скачкообразные

 

снизу

 

полное

 

все сферы

 

Виды революций:

 

1. кратковременные

 

2. долговременные ( промышленный переворот, неолитическая революция)

 

Маркс « революция- локомотив истории»

 

Минусы революции:

 

- не все изменения отвечают интересам широких слоев

 

- утверждение диктатуры

 

- зачастую связаны с гражданской войной

 

Поппер -прогрессирует не общество, а только отдельный человек

 

Универсальный критерий- развитие техники+возможность самореализации человека в различных сферах деятельности( гуманизм)

 

2. Регресс- движение от лучшего к худшему.

 

Гесиод « тезис о золотом веке» : золотой, серебряный, медный, бронзовый, железный со злом, алчностью, корыстью, отсутствием справедливости.

 

Доказательства регресса:

 

- проблема перенаселения

 

- экология

 

- убывающее плодородие почвы

 

- радиационная опасность

 

- падение нравственности

 

- рост заболеваний

 

В целом общество развивается по пути прогресса.

 

Модернизация( англ) - осовременивание.

 

Модернизация- изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям.

 

Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.

 

Виды модернизации:

органическая. Подготовлена всем предшествующим ходом развития. Начинается с культуры и изменения общественного сознания.

Неорганическая. Ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран .Начинается в экономической. Политической и социальной сферах.

 

Глобализация - исторический процесс сближения народов, превращающий человечество в единую систему.

 

Факторы глобализации:

экономический ( транснациональные корпорации)

политический ( ООН)

социальный ( Интерпол)

духовный ( туризм).

 

Опасности глобализации:

 

- унификация национальных культур

 

- неравномерность процессов глобализации, дифференциация стран по уровню развития

 

-глобальные проблемы.

 

Цивилизация и формация.

 

Различают 2 подхода к изучению истории:

 

- стадиально-поступательный ( формационный) — история рассматривается в качестве единого поступательного развития, в котором выделяются общие для всех народов стадии.

 

Вико:

варварство

феодализм

эпоха законов и разума

 

Фергюсон, Энгельс, Морган

дикость

варварство

цивилизация

 

Смит, Тюрго

охотничье-собирательский ( пастушеский)

земледельческий

торгово-промышленный

 

Маркс

 

см. философия

 

Тоффлер ( волны)

аграрная ( доиндустриальная)

индустриальная

постиндустриальная ( технотронная0

 

Ростоу ( стадии роста)

традиционное общество

переходное

стадия сдвига

стадия зрелости ( индустриальное)

общество высокого массового потребления

 

Плюсы подхода:

можно увидеть общее в развитии различных народов

выделить закономерности

предложить периодизацию истории

 

Минусы подхода:

многие народы не проходят все стадии развития

схематичность

личный фактор на заднем плане

навязывание линейного пути развития

спорный вопрос о месте социализма

утопия коммунизма

 

- цивилизационный- каждая цивилизация воспринимается как уникальная и неповторимая

 

Тойнби- замкнутые цивилизации проходят определенный кругооборот, а затем исчезают с исторической арены; для цивилизации характерны духовные традиции и географические рамки. Цивилизация- синоним культуры.

 

Данилевский- первичные( нет ведущего начала - египетская), односновные ( 1 выраженное начало - еврейская, религия),2хосновные ( европа - политика, культура),объединительная ( славянская). « Россия и Европа».

 

Хантингтон - цивилизации различаются по религии, языку, истории, традициям; отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как невозможно примирить ценности и убеждения.

 

Выделил волны демократизации:

США, начало 19 века- 1 мировая война- возникновение первых демократических государств, заканчивается возникновением сталинизма и фашизма

конец 2 мировой войны- 60-е годы 20 века- победа над фашизмом, антиколониальные революции

2 половина 70х-настоящее время- падение авторитарных режимов, установление демократии

принесет демократию в восточные страны и бедные регионы страны

 

Цивилизация ( лат)- государственный, гражданский.

 

Цивилизация:

 

- определенная стадия в локальном развитии культур ( Шпенглер)

 

- ступень исторического развития ( Морган, Тоффлер)

 

- синоним культуры ( Тойнби)

 

- ступень развития региона или этноса

 

Цивилизация- устойчивая социально-культурная система, которая характеризуется общностью экономических, политических, социальных отношений, географическими рамками, системой ценностей.

 

Признаки цивилизации:

географическая среда

система ведения хозяйства

письменность

политико-правовая система

социальная система

религия

духовные ценности

 

Критерии развития цивилизации:

развитие техники

развитие социально-правовой сферы, которая обеспечивает права и свободы человека.

 

Главное свойство- менталитет.

 

Менталитет- образ мышления, мировоззрение, присущее индивиду или социальной группе.

 

Шпенглер- противопоставлял культуру и цивилизацию, считал, что смерть культуры начинается с возникновения цивилизации. « Закат Европы».

 

Плюсы подхода:

можно глубоко изучить историю отдельных народов

человек- в центре подхода

изучаются все стороны общественной жизни

 

Минусы подхода:

нет взгляда на историю как на единый процесс

нельзя выделить закономерности

проповедует изоляцию развития

 

Исторический процесс и его участники

 

Исторический процесс - последовательная череда сменяющих друг друга событий в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

 

Социальное развитие - изменения, которые приводят к качественным сдвигам в развитии общества.

 

Формы социальных изменений:

 

- эволюция

 

- реформа

 

- революция

 

Типы социальной динамики:

 

- линейное

 

- циклическое

 

- спиралевидное

 

Субъект исторического процесса - участник ист.процесса, который осознает свое место в обществе, имеет социально-значимые цели.

 

Народные массы - соцобщности, сложившиеся на определенной территории, имеющие единый менталитет и культуру, сообща создающие материальные и духовные ценности.

 

Роль народных масс в истории:

создают материальные ценности

создают культурные ценности

борятся за улучшение жизни

защищают Отечество

 

Маркс- народ- творец истории

 

Ключевский - этнографическое и этническое содержание, единство судеб

 

Герцен-консерватор по инстинкту

 

Бердяев - не может иметь демократических убеждений

 

Ортега-и-Гасет -масса людей без особых достоинств

 

Ясперс -осознает себя в культуре, отличал народ от толпы

 

Элита - наиболее активные люди, имеющие в обществе высокий статус, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массами.

 

Историческая личность- личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий.

 

Роль личности в истории. Личность оказывает влияние на историю, деятельность ист.деятеля моет быть оценена с учетом особенности событий эпохи, его морального выбора.

 

Объект истории - историческая действительность.

 

Свобода- самостоятельность социальных субъектов, выражающая их способность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

 

Фаталисты - отрицают свободу, считая, что жизнь человека связана с судьбой и роком ( Лютер)

 

Волюнтаристы - человек пользуется неограниченной свободой и может изменять законы природы и общества.

 

Притча о Буридановом осле.

 

Марксисты называют свободу осознанной необходимостью.

 

Необходимость- объективно данные индивиду условия существования.

 

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Полная свобода ведёт к полному произволу в отношении других людей.

 

Границы свободы:

внешние -законы природы и общества

внутренние -моральные ограничения.

 

Критерий свободы - возможность самореализации человека в различных сферах деятельности.

 

Социальные условия реализации свободы:

формы общественной деятельности

уровень развития обшества

социализация

социальный статус

социальные нормы

 

Ответственность- вид взаимодействия между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

 

Во Всеобщей Декларации прав человека указано, что человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить уважение и признание прав других людей.

 

Деятельность

 

Деятельность- форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

 

Субъект- тот, кто осуществляет деятельность

 

Объект

 

Субъект и объект могут совпадать.

 

Структура деятельности:

Цель - осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность.

Средства- приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.

Действия - конкретные шаги для достижения цели.

 

Виды действий по Веберу:

 

1. целерациональные - в основе продуманная цель

 

2. ценностнорациональные - принципы и убеждения

 

3. аффективные - эмоциональное состояние

 

4. традиционные -привычка

Результат- итог.

 

Мотив- побуждение к деятельности.

 

Мотивами деятельности являются:

Потребности - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

 

2. Социальные установки - предрасположенность действовать определенным образом( семьянин)

 

3. Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы, принципы

 

4. Интерес- отношение человека к предметам и явлениям действительности.

 

Общение

 

Общение- процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

 

Общение и деятельность?

 

Общение как способ передачи информации.

 

Коммуникация- односторонний процесс передачи информации ( телеграмма)

 

Общение как взаимодействие.

 

Виды общения:

 

по средствам

вербальное. Коммуникатор-сообщение-реципиент.

невербальное ( жесты, мимика, пантомимика( позы), паралингвистическая система ( качество голоса, диапазон, тональность),экстралингвистическая система ( паузы, темп речи, эмоции).

Непосредственное – с помощью естественных органов – рук, головы, голосовых связок

Опосредованное – с помощью специальных приспособлений – газета, компакт – диск

Прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга

Косвенное – через посредников

 

По субъектам

между реальными партнерами

между реальным и иллюзорным партнером ( человек-животное, игрушки)

между реальным и воображаемым партнером ( человек -внутренний голос)

между воображаемыми партнерами ( герои книг)

 

Участники общения:

доминантный ( активный, авторитарный, не умеет слушать)

недоминантный ( нерешительный, нуждается в похвале)

 

1. мобильный ( легко переключается с темы, отвлекается, множество идей)

 

2. ригидный ( основателен, вдумчив)

экстраверт ( на других)

интраверт

 

Формы общения:

служебное ( деловое)

повседневное ( бытовое)

убеждающее

ритуальное( этикет)

межкультурное

развлекательное( досуговое)

 

Общение как понимание.

 

Механизмы социальной перцепции- способы, посредством которых люди воспринимают, понимают и оценивают друг друга.

 

Виды механизмов:

внешний вид

эмпатия- умение понять и почувствовать другого.

 

Формы эмпатии:

 

- повторение ( плач 1 ребенка в ответ на плач другого)

 

-переживание

 

-сопереживание ( откликнуться на чувство другого)

аттракция- возникновение положительных чувств по отношению к другому

казуальная атрибуция-приписывание причин поведения другим людям.

 

- личностная ( причина конкретный человек-ваза упала, т.к. плохо поставил)

 

- обстоятельственная- ваза упала, т.к. был ветер)

 

- стимульная ( причина-предмет, ваза упала т.к. плохо стояла)

индентификация- уподобление себя другим ( Холмс который ставит себя на место преступника)

рефлексия- самовосприятие собственных действий и их влияния на других людей

стереотип

 

Виды стереотипов:

 

- идолы рода- под влиянием общественного мнения ( Петросян-жизнерадостный человек)

 

- идолы пещеры- под влиянием общения ( эффект края)

 

- идолы рынка- под давлением авторитетов ( фальсификация истории)

 

Роль общения в жизни общества:

дает знания об окружающем мире

передача знаний

усвоение социальных норм

способ взаимодействия

помогает развитию понимания

оценка других людей

развитие личности

самооценка