Три исторических типа общества
Доиндустриальное
аграрное
традиционное
Индустриальное
западное
Постиндустриальное
информационное
1. основа производства - земля, сельское хозяйство, труд
1.промышленность
1.знания, информация, высокие технологии
2. преобладание ручного труда
2. крупная машинная промышленность
2.компьютеризация, широкое применение машинной техники
3.приспособление к окружающей среде, слияние с природой
3. преобразование окружающей среды
3. преобразование окружающей среды
4. экстенсивный путь развития
4. интенсивный путь развития
4. интенсивный путь развития
5. основной вид экспорта - сырьё
5. средства производства
5. интеллектуальные продукты ( программы, изобретения)
6.коллективные формы общежития
6. индивидуализм
6.индивидуализм
7.высокая роль традиций, обычаев
7.снижение
7.снижение
8.высокая роль религии
8. секуляризация
8. главное- образование, наука
9.диктаторские режимы, низкая соцмобильность, слияние власти и собственности.
9. демократия, наличие соцмобильности
9. стремление к правовому государству и гражданскому обществу, отношения личности и государства строятся на взаимной ответственности, высокая мобильность
10.неграмотность большинства населения
10. решаются задачи преодоления неграмотности
10. непрерывное образование
11.средняя продолжительность жизни- около 40 лет
11. до 70 лет
11. более 70 лет
Законы развития общества:
закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на предыдущую
закон неравномерного развития отдельных народов
Законы развития общества:
закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на предыдущую
закон неравномерного развития отдельных народов
Пути развития общества:
Прогресс- переход от менее совершенного уровня развития к более совершенному.
Впервые выдвинул теорию прогресса Тюрго.
Критерии прогресса:
Тюрго, Кондорсе-разум
Гегель-свобода
Шеллинг-приближение к правовому государству
Маркс-развитие производства
Утописты -нравственное развитие
Виды прогресса:
Реформа -частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, не затрагивающие основ существующего строя.
Постепенные
сверху
частичные
не во всех сферах
Виды реформ:
1. экономические
2. политические
3. социальные
4. духовные
1. прогрессивные
2. регрессивные
Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающие основы существующего строя.
Скачкообразные
снизу
полное
все сферы
Виды революций:
1. кратковременные
2. долговременные ( промышленный переворот, неолитическая революция)
Маркс « революция- локомотив истории»
Минусы революции:
- не все изменения отвечают интересам широких слоев
- утверждение диктатуры
- зачастую связаны с гражданской войной
Поппер -прогрессирует не общество, а только отдельный человек
Универсальный критерий- развитие техники+возможность самореализации человека в различных сферах деятельности( гуманизм)
2. Регресс- движение от лучшего к худшему.
Гесиод « тезис о золотом веке» : золотой, серебряный, медный, бронзовый, железный со злом, алчностью, корыстью, отсутствием справедливости.
Доказательства регресса:
- проблема перенаселения
- экология
- убывающее плодородие почвы
- радиационная опасность
- падение нравственности
- рост заболеваний
В целом общество развивается по пути прогресса.
Модернизация( англ) - осовременивание.
Модернизация- изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям.
Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.
Виды модернизации:
органическая. Подготовлена всем предшествующим ходом развития. Начинается с культуры и изменения общественного сознания.
Неорганическая. Ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран .Начинается в экономической. Политической и социальной сферах.
Глобализация - исторический процесс сближения народов, превращающий человечество в единую систему.
Факторы глобализации:
экономический ( транснациональные корпорации)
политический ( ООН)
социальный ( Интерпол)
духовный ( туризм).
Опасности глобализации:
- унификация национальных культур
- неравномерность процессов глобализации, дифференциация стран по уровню развития
-глобальные проблемы.
Цивилизация и формация.
Различают 2 подхода к изучению истории:
- стадиально-поступательный ( формационный) — история рассматривается в качестве единого поступательного развития, в котором выделяются общие для всех народов стадии.
Вико:
варварство
феодализм
эпоха законов и разума
Фергюсон, Энгельс, Морган
дикость
варварство
цивилизация
Смит, Тюрго
охотничье-собирательский ( пастушеский)
земледельческий
торгово-промышленный
Маркс
см. философия
Тоффлер ( волны)
аграрная ( доиндустриальная)
индустриальная
постиндустриальная ( технотронная0
Ростоу ( стадии роста)
традиционное общество
переходное
стадия сдвига
стадия зрелости ( индустриальное)
общество высокого массового потребления
Плюсы подхода:
можно увидеть общее в развитии различных народов
выделить закономерности
предложить периодизацию истории
Минусы подхода:
многие народы не проходят все стадии развития
схематичность
личный фактор на заднем плане
навязывание линейного пути развития
спорный вопрос о месте социализма
утопия коммунизма
- цивилизационный- каждая цивилизация воспринимается как уникальная и неповторимая
Тойнби- замкнутые цивилизации проходят определенный кругооборот, а затем исчезают с исторической арены; для цивилизации характерны духовные традиции и географические рамки. Цивилизация- синоним культуры.
Данилевский- первичные( нет ведущего начала - египетская), односновные ( 1 выраженное начало - еврейская, религия),2хосновные ( европа - политика, культура),объединительная ( славянская). « Россия и Европа».
Хантингтон - цивилизации различаются по религии, языку, истории, традициям; отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как невозможно примирить ценности и убеждения.
Выделил волны демократизации:
США, начало 19 века- 1 мировая война- возникновение первых демократических государств, заканчивается возникновением сталинизма и фашизма
конец 2 мировой войны- 60-е годы 20 века- победа над фашизмом, антиколониальные революции
2 половина 70х-настоящее время- падение авторитарных режимов, установление демократии
принесет демократию в восточные страны и бедные регионы страны
Цивилизация ( лат)- государственный, гражданский.
Цивилизация:
- определенная стадия в локальном развитии культур ( Шпенглер)
- ступень исторического развития ( Морган, Тоффлер)
- синоним культуры ( Тойнби)
- ступень развития региона или этноса
Цивилизация- устойчивая социально-культурная система, которая характеризуется общностью экономических, политических, социальных отношений, географическими рамками, системой ценностей.
Признаки цивилизации:
географическая среда
система ведения хозяйства
письменность
политико-правовая система
социальная система
религия
духовные ценности
Критерии развития цивилизации:
развитие техники
развитие социально-правовой сферы, которая обеспечивает права и свободы человека.
Главное свойство- менталитет.
Менталитет- образ мышления, мировоззрение, присущее индивиду или социальной группе.
Шпенглер- противопоставлял культуру и цивилизацию, считал, что смерть культуры начинается с возникновения цивилизации. « Закат Европы».
Плюсы подхода:
можно глубоко изучить историю отдельных народов
человек- в центре подхода
изучаются все стороны общественной жизни
Минусы подхода:
нет взгляда на историю как на единый процесс
нельзя выделить закономерности
проповедует изоляцию развития
Исторический процесс и его участники
Исторический процесс - последовательная череда сменяющих друг друга событий в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
Социальное развитие - изменения, которые приводят к качественным сдвигам в развитии общества.
Формы социальных изменений:
- эволюция
- реформа
- революция
Типы социальной динамики:
- линейное
- циклическое
- спиралевидное
Субъект исторического процесса - участник ист.процесса, который осознает свое место в обществе, имеет социально-значимые цели.
Народные массы - соцобщности, сложившиеся на определенной территории, имеющие единый менталитет и культуру, сообща создающие материальные и духовные ценности.
Роль народных масс в истории:
создают материальные ценности
создают культурные ценности
борятся за улучшение жизни
защищают Отечество
Маркс- народ- творец истории
Ключевский - этнографическое и этническое содержание, единство судеб
Герцен-консерватор по инстинкту
Бердяев - не может иметь демократических убеждений
Ортега-и-Гасет -масса людей без особых достоинств
Ясперс -осознает себя в культуре, отличал народ от толпы
Элита - наиболее активные люди, имеющие в обществе высокий статус, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массами.
Историческая личность- личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий.
Роль личности в истории. Личность оказывает влияние на историю, деятельность ист.деятеля моет быть оценена с учетом особенности событий эпохи, его морального выбора.
Объект истории - историческая действительность.
Свобода- самостоятельность социальных субъектов, выражающая их способность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Фаталисты - отрицают свободу, считая, что жизнь человека связана с судьбой и роком ( Лютер)
Волюнтаристы - человек пользуется неограниченной свободой и может изменять законы природы и общества.
Притча о Буридановом осле.
Марксисты называют свободу осознанной необходимостью.
Необходимость- объективно данные индивиду условия существования.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Полная свобода ведёт к полному произволу в отношении других людей.
Границы свободы:
внешние -законы природы и общества
внутренние -моральные ограничения.
Критерий свободы - возможность самореализации человека в различных сферах деятельности.
Социальные условия реализации свободы:
формы общественной деятельности
уровень развития обшества
социализация
социальный статус
социальные нормы
Ответственность- вид взаимодействия между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Во Всеобщей Декларации прав человека указано, что человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить уважение и признание прав других людей.
Деятельность
Деятельность- форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Субъект- тот, кто осуществляет деятельность
Объект
Субъект и объект могут совпадать.
Структура деятельности:
Цель - осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность.
Средства- приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.
Действия - конкретные шаги для достижения цели.
Виды действий по Веберу:
1. целерациональные - в основе продуманная цель
2. ценностнорациональные - принципы и убеждения
3. аффективные - эмоциональное состояние
4. традиционные -привычка
Результат- итог.
Мотив- побуждение к деятельности.
Мотивами деятельности являются:
Потребности - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
2. Социальные установки - предрасположенность действовать определенным образом( семьянин)
3. Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы, принципы
4. Интерес- отношение человека к предметам и явлениям действительности.
Общение
Общение- процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Общение и деятельность?
Общение как способ передачи информации.
Коммуникация- односторонний процесс передачи информации ( телеграмма)
Общение как взаимодействие.
Виды общения:
по средствам
вербальное. Коммуникатор-сообщение-реципиент.
невербальное ( жесты, мимика, пантомимика( позы), паралингвистическая система ( качество голоса, диапазон, тональность),экстралингвистическая система ( паузы, темп речи, эмоции).
Непосредственное – с помощью естественных органов – рук, головы, голосовых связок
Опосредованное – с помощью специальных приспособлений – газета, компакт – диск
Прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга
Косвенное – через посредников
По субъектам
между реальными партнерами
между реальным и иллюзорным партнером ( человек-животное, игрушки)
между реальным и воображаемым партнером ( человек -внутренний голос)
между воображаемыми партнерами ( герои книг)
Участники общения:
доминантный ( активный, авторитарный, не умеет слушать)
недоминантный ( нерешительный, нуждается в похвале)
1. мобильный ( легко переключается с темы, отвлекается, множество идей)
2. ригидный ( основателен, вдумчив)
экстраверт ( на других)
интраверт
Формы общения:
служебное ( деловое)
повседневное ( бытовое)
убеждающее
ритуальное( этикет)
межкультурное
развлекательное( досуговое)
Общение как понимание.
Механизмы социальной перцепции- способы, посредством которых люди воспринимают, понимают и оценивают друг друга.
Виды механизмов:
внешний вид
эмпатия- умение понять и почувствовать другого.
Формы эмпатии:
- повторение ( плач 1 ребенка в ответ на плач другого)
-переживание
-сопереживание ( откликнуться на чувство другого)
аттракция- возникновение положительных чувств по отношению к другому
казуальная атрибуция-приписывание причин поведения другим людям.
- личностная ( причина конкретный человек-ваза упала, т.к. плохо поставил)
- обстоятельственная- ваза упала, т.к. был ветер)
- стимульная ( причина-предмет, ваза упала т.к. плохо стояла)
индентификация- уподобление себя другим ( Холмс который ставит себя на место преступника)
рефлексия- самовосприятие собственных действий и их влияния на других людей
стереотип
Виды стереотипов:
- идолы рода- под влиянием общественного мнения ( Петросян-жизнерадостный человек)
- идолы пещеры- под влиянием общения ( эффект края)
- идолы рынка- под давлением авторитетов ( фальсификация истории)
Роль общения в жизни общества:
дает знания об окружающем мире
передача знаний
усвоение социальных норм
способ взаимодействия
помогает развитию понимания
оценка других людей
развитие личности
самооценка