Вопрос. Анализ структуры педагогики по стандарту ВПО 2 поколения

Наименование журнала:Высшее образование в России № 5, 1999

О. Абдуллина, профессор,
Н. Маркова, доцент
Московский педагогический государственный университет

Инновации и стандарты
Мониторинг педагогического образования
(стр. 78-82)

Мониторинг учебных программ в педагогических вузах показывает, насколько важно установить рациональное соотношение, согласованность и сопряженность содержания разных педагогических дисциплин. Между тем, в ряде современных вузовских учебных программ наблюдается дублирование материалов и проблем — например, в курсах «Философия образования», «Педагогические теории, системы, технологии», «Социальная педагогика». Обнаруживается недостаточная разработанность содержания курсов «Управление педагогическими системами», «Коррекционная педагогика». Возникает много споров о правомерности термина «коррекционная педагогика», наряду с которым появилось самостоятельное понятие — «лечебная педагогика». Все это вызывает необходимость активизировать инновационные процессы в разработке содержания педагогических дисциплин. Разумеется, с учетом накопленного положительного опыта.


Стандарты высшего педагогического образования второго поколения более рационально определяют методологическую и профессиональную направленность и ведущие ценностные ориентиры каждой учебной дисциплины.

Кратко охарактеризуем эти дисциплины с учетом образовательных стандартов второго поколения.

«Введение в педагогическую профессию» является вводным профессионально-ориентирующим курсом, призванным уже на начальном этапе обучения знакомить будущих специалистов со спецификой педагогической профессии и системой подготовки к ней, с типами образовательных учреждений, в которых им предстоит работать, стимулировать профессионально-личностное развитие и самовоспитание будущих педагогов, помочь адаптироваться к особенностям учебно-воспитательного процесса в высшей педагогической школе.
Главные ценностные ориентиры курса: личность школьника как объект и субъект воспитания, личность педагога как субъект самовоспитания, образовательно-воспитательные учреждения как объекты педагогической деятельности.

Ведущая учебная дисциплина — «Педагогика», или иначе — «Педагогические теории, системы, технологии». Само название курса говорит о его направленности — обеспечить теоретико-практическую подготовку к самостоятельной педагогической деятельности. Ценностные ориентиры — научно-педагогические знания как теоретико-методический фундамент практической деятельности педагога; воспитание как взаимодействие общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности; образование как основа общей культуры индивида; обучение как непрерывный и целостный процесс развития личности; целостность учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; взаимодействие школы, семьи, учреждений дополнительного образования в воспитании детей; связь изучения педагогической науки с практикой воспитания, образования и обучения.

В курсе «История образования и педагогической мысли»изучается развитие мирового педагогического процесса, теории и практики воспитания и обучения в различные исторические периоды. Ведущими ценностными ориентирами являются: воспитание как историко-педагогический процесс; генезис педагогических концепций, теорий, понятий; обусловленность целей, содержания и методов организации педагогической деятельности общественно-историческими обстоятельствами; оптимальные педагогические методы и приемы, разработанные прогрессивными педагогами; многообразие подходов в системе образования разных стран; лучшие педагогические традиции мирового и отечественного образования.