Проверка и оценка результатов обучения.

Зоологический отдел

Д. Отдел биологии растений

Г. Отдел декоративных растений

В. Плодово-ягодный отдел

Б. Отдел овощных растений

А. Отдел полезных растений

I – пар;

II – злаки;

III – травы;

IV – прядильные и масличные растения;

V – пропашные;

VI – эфиромасличные и лекарственные растения;

VII – модели севооборотов;

VIII – метеорологическая станция.

а – парники;

б – компост;

I – листовые культуры;

II – плодовые;

III – корнеплоды;

IV – бобовые;

V – многолетние культуры.

I – питомник 1, 2, 3 и 4-го годов;

II – земляника;

III – ягодные культуры;

IV – вишни и сливы;

V – яблони приземленные, кустовые и штамбовые;

VI – дендрологическая коллекция.

I – однолетние растения;

II – многолетние растения;

I – семейства;

II – хвойные и споровые растения;

III – весенние растения;

IV – морфология растений;

V – цветочные часы;

V – цветочный календарь;

VII – приспособленность;

VIII – альпийская горка;

IX – дикорастущие полезные растений;

X – опыты по общей биологии;

XI – дарвиновская площадка;

XII - водоем

 

Проверка результатов обучения – необходимый этап процесса обучения. Цель её – выявить уровень усвоения учебного материала, состояние знаний и умений каждого ученика и всего класса в целом.

Проверка знаний и умений всегда одновременно является и средством повторения, углубления, закрепления и систематизации знаний. Проверка помогает учителю глубоко анализировать результаты своей работы и принимать меры к устранению имеющихся недостатков. Основные требования к проверке успеваемости учащихся – регулярность и объективность оценки.

В практике применяют устную, письменную и практическую проверку знаний и умений.

Главные способы проверки:

· устные (индивидуальный, уплотненный, фронтальный опрос);

· письменные (контрольные работы, диктанты);

· программированный контроль;

· практическая проверка знаний и умений;

· проверка выполнения домашних заданий.

Так же все формы внеклассной работы могут служить хорошим средством проверки тех или иных знаний и умений.

Выбор форм проверки зависит от содержания проверяемых знаний. Проверка сложных теоретических вопросов осуществляется обычно при индивидуальном опросе.

В оценке знаний бывает довольно много субъективизма. Необходимыми для проверки и оценки являются такие качества знаний, как правильность, полнота, прочность, осознанность, действенность, системность.

Правильность знаний – степень соответствия эталону, современному уровню биологической науки.

Полнота знаний – это их объем, который определяют соответствием знаний ученика требованиям программы и изложению в учебнике.

Осознанность (глубина) знаний означает понимание значимости знаний, внутренних связей, умений анализировать и сравнивать, доказывать и обобщать, оценивать и объяснять. Требования к этому качеству знаний определяются рубрикой программы «Ученики должны уметь».

Действенность знаний выражается в умении применять знания в различных ситуациях.

Системность знаний предполагает установление иерархии знаний, понимание их места в структуре научной теории.

Под прочностью знаний обычно понимают наличие и устойчивость всех перечисленных качеств, то есть она является интегральным производным качеством.

При оценке устных и письменных ответов учитывается число и характер допущенных учениками ошибок и недочетов. В связи с этим различают грубые, негрубые ошибки и недочеты.

Грубые (существенные) ошибки связаны в основном с глубиной и осознанностью ответа. Грубыми считаются ошибки, показывающие, что учащийся: неправильно указал основные признаки понятий, явлений; не усвоил биологических закономерностей; не может читать карт, графиков, схем; не смог применить теоретические знания для объяснения явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения, классификации живых организмов, веществ и процессов; не знает приемов решения задач, рассмотренных в классе, неправильно истолковывает условие задачи.

Негрубые (несущественные) ошибки связаны в основном с неполнотой ответа. К негрубым ошибкам относятся: упущение какого-либо факта при описании биологического объекта или явления; неточность чертежа, графика, схемы, пропуск или неточное написание наименования единицы измерения. При оценке выполнения письменной контрольной орфографические ошибки можно считать наравне с несущественными ошибками по биологии.

Недочетами можно считать: отдельные погрешности в формулировках; ошибки вычислительного характера; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков. К таким ошибкам можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.

Качественное оценивание ответов учащихся всегда должно предшествовать выставлению количественной оценки в баллах.

С 2002/ 2003 учебного года в школах Беларуси введена 10-балльная система оценки результатов учебной деятельности учащихся. В основе десятибалльной системы оценивания заложена возможность овладения учащимися учебным материалом на пяти уровнях учебной деятельности (усвоения учебного материала).

Первый уровень – действия на узнавание, распознавание понятий (объекта), различие и установление подобия.

Второй уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне памяти.

Третий уровень – действия по воспроизведению учебного материала (объекта изучения) на уровне понимания (осознанное воспроизведение, описание и анализ действия с объектом изучения).

Четвертый уровень – действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу, выполнение действий с четко обозначенными правилами, применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень – применение знаний (умений) в незнакомой ситуации, для решения нового круга задач, творческий перенос знаний (самостоятельное использование ранее усвоенных знаний в новой ситуации, для решения проблемы; видение проблемы и способов её решения).

 

 

Таблица 3. Интегральная 10-балльная шкала оценки