Лекция 18.

1. Создание Южного федерального округа.

2. Юг России - проблемы и противоречия современного развития.

А.) Как и для чего был создан Южный федеральный округ?

Федеральные округа были введены Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (См.: Российская газета. 2000. № 92, 93.)

Целью создания федеральных округов и преобразования института полномочных представителей Президента в регионах в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах стало обеспечение реализации Главой государства его конституционных полномочий, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля над исполнением их решений. Указом были утверждены Положение о полномочном представителе Президента в федеральном округе и перечень семи федеральных округов с указанием субъектов, выполняющих функции центра федерального округа.

В качестве основной предпосылки образования федеральных округов и института полномочных представителей Президента в них называют ослабление вертикали власти. Рассуждения о создании федеральных округов и назначении в них полномочных представителей Президента, как правило, связываются с темой усиления государства, укрепления вертикали государственной власти. Мотив утраченной управляемости государством как причина государственно-правовых преобразований в России с 2000 г. звучит почти во всех работах, посвященных проблемам федеральных округов.

Причиной создания федеральных округов стало стремление нового Президента восстановить подорванную за десятилетие вертикаль исполнительной власти. В то же время институт полномочного представителя Президента в федеральном округе можно было рассматривать прежде всего как инструмент временного, антикризисного управления. Порожденный общим, закономерным стремлением к укреплению государства и обладающий исключительно большими полномочиями, этот институт может наиболее полно раскрыть свои возможности лишь в условиях централизации, жесткой вертикали власти. Следовательно, реализация его компетенции в полном объеме предполагает осуществление этой централизации путем ослабления всех других властных региональных институтов.

Территориальные институты федеральной власти, призванные обеспечивать реализацию Конституции и федеральных законов в субъектах Российской Федерации, оказались зависимыми от региональной власти. Именно в этом видится одна из наиболее значимых причин ослабления вертикали исполнительной власти. Прежде всего, речь идет о неэффективности и зависимости полномочных представителей Президента в субъектах Российской Федерации. Неспособными обеспечивать реализацию положений Конституции и федеральных законов оказались и территориальные органы федеральной государственной власти (прокуратура, МВД, Минюст и другие). В отличие от института полпредов в субъектах Федерации, указанные органы наделены реальными властными полномочиями. Однако в сложившейся системе отношений политический вес региональных лидеров был настолько высок, что они не испытывали особых проблем с данными органами. В результате во многих регионах страны — республиках, краях, областях — сложились не «диктатура закона», а режим личной власти их руководителей. Президенты, губернаторы никому не были подотчетны.

Пятая часть принятых в субъектах Федерации правовых актов противоречила Конституции страны. Самые серьезные нарушения были, когда конституции республик и уставы областей расходились с Конституцией России. Федеральные законы не соблюдались более чем в 40 регионах.

В сложившейся в середине 90-х гг. системе территориальной организации управления был превышен «порог управляемости». Возник управленческий разрыв между федеральными органами государственной власти и органами власти в субъектах Федерации. Чрезмерное количество управляемых элементов не позволяло эффективно контролировать исполнение решений. Сохранение подобной модели управления представляло серьезную опасность для государства. Так, по данным Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, из 172 прямых поручений главы государства в 1999—2000 гг. было выполнено в установленные сроки лишь 59. Из 296 поручений, содержащихся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, каждое пятое выполнялось с нарушением установленных сроков.

Указ стал в некотором смысле точкой отсчета новейшей российской государственности. Следующим шагом в этом направлении можно считать такие инициативы, как изменение порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания, создание Госсовета, введение нового порядка наделения полномочиями глав регионов и института федерального вмешательства в права регионов, т. е. право центральной федеральной власти распускать законодательные (представительные) органы субъектов РФ, снимать с должностей президентов и губернаторов субъектов, наделение главы региона правом отстранения от должности нижестоящих глав местного самоуправления.

Южный федеральный округ состоит из 8 республик, 3 областей и 2 краев. Его площадь - 589 тыс. 200 кв. км. (3,45% территории России). В составе ЮФО: республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия-Алания, Чечня; края – Краснодарский и Ставропольский; области – Астраханская, Волгоградская и Ростовская. Геополитическое место Южного федерального округа в России уникально. Округ связывает в единую систему морские и сухопутные границы России с новыми независимыми азиатскими и европейскими государствами (Казахстаном, Азербайджаном, Грузией, Туркменией и Украиной), а также Ираном, Турцией, Болгарией и Румынией. Транспортно-дорожный комплекс Юга России представляет собой совокупность практически всех видов магистрального и промышленного транспорта, обеспечивающего важнейший коммуникационный коридор Российской Федерации со странами Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока.

По данным переписи населения 2002 года в Южном федеральном округе проживало 22 млн. 907 тыс. 141 чел., что составляло 15,78% от численности всего населения России. Национальный состав:

1) Русские - 14 млн. 795 тыс. 433 чел. (64,59%)

2) Чеченцы - 1 млн. 285 тыс. 215 чел. (5,61%)

3) Аварцы - 785 тыс. 314 чел. (3,43%)

4) Армяне - 615 тыс. 123 чел. (2,69%)

5) Кабардинцы - 511 тыс. 736 чел. (2,23%)

6) Даргинцы - 488 тыс. 822 чел. (2,13%)

7) Осетины - 476 тыс. 458 чел. (2,08%)

8) Кумыки - 399 тыс. 085 чел. (1,74%)

9) Украинцы - 396 тыс. 642 чел. (1,73%)

10) Ингуши - 391 тыс. 770 чел. (1,71%)

11) Лезгины - 359 тыс. 547 чел. (1,57%)

12) Казахи - 201 тыс. 095 чел. (0,88%)

13) Карачаевцы - 187 тыс. 588 чел. (0,82%)

14) Азербайджанцы - 185 тыс. 921 чел. (0,81%)

15) Татары - 173 тыс. 578 чел. (0,76%)

16) Калмыки - 167 тыс. 055 чел. (0,73%)

17) Лакцы - 147 тыс. 964 чел. (0,65%)

18) Адыгейцы - 125 тыс. 801 чел. (0,55%)

19) Табасараны - 121 тыс. 441 чел. (0,53%)

20) Балкарцы - 106 тыс. 777 чел. (0,47%)

21) Белорусы - 85 тыс. 602 чел. (0,37%)

Полпреды Президента РФ в ЮФО: Виктор Казанцев – май 2000 – март 2004; Владимир Яковлев – март 2004 – сентябрь 2004: Дмитрий Козак – сентябрь 2004 – сентябрь 2007; Григорий Рапота – с 9 октября 2007 г.

 

Б.) Каковы перспективы развития Юга России?

На рубеже XX и XXI веков мир вступил в качественно новый этап своего исторического развития. Набирающие обороты процессы глобализации, всплеск национализма и религиозного экстремизма, возрастающее количество региональных конфликтов - все это, как и многое другое, представляет собой серьезный вызов государственности любой страны. Ответ на этот вызов — процессы децентрализации, регионализации и федерализации во всех уголках мира.

Особенно актуальна проблема федерализма для России. Представители научной общественности и политики сходятся во мнении, что в России до сих пор еще нет полноценного федеративного государства. Стремительность, а подчас и непредсказуемость событий, разворачивающихся в этой сфере, вызывает как яростную критику, так и активную поддержку, демонстрирует несовершенство модели российского федерализма. Нерешенные проблемы федеративного устройства государства приобретают затяжной характер, что требует выяснения причин сложившейся ситуации, поиска путей устранения негативных явлений в сфере федеративных отношений.

Современные политические процессы на Юге России, особенно на Северном Кавказе, имеют глубинный характер, их причины и корни заложены в сложной истории региона, его полиэтническом характере. Общество здесь еще в большой степени сохраняет родовую структуру, а власть и бизнес – клановую. Социальная трансформация и ломка традиционного общества, через которые прошла Россия при советской власти, повлияли на народы Северного Кавказа в несравненно меньшей степени, чем где бы то ни было еще на территории бывшей РСФСР.

Численность населения только основных национальностей Северного Кавказа (аварцы, даргинцы, ингуши, карачаевцы, лезгины, осетины, чеченцы) выросла на фоне демографического спада в России в среднем в 1,5 раза. При этом именно национальные республики Северного Кавказа являются реципиентами федерального бюджета, причем 5 из них входят в число 7 самых бедных субъектов федерации, получая до 90% своего бюджета из федерального центра. В этих регионах очень высок уровень теневой экономики (например, в Дагестане, по разным подсчетам, от 50 до 70% работающего населения заняты в теневом секторе). Безработица достигает 75% трудоспособного населения. Клановая структура власти приводит к феноменальной даже по российским меркам коррупции, а патриархальный уклад тормозит социальное развитие.

Средний российский житель уже не вполне воспринимает Северный Кавказ как часть своего государства и не интересуется событиями, там происходящими. Например, согласно исследованию Фонда «Общественное мнение», интерес к драматическим событиям, происходящим в Англии, у россиян заметно выше, чем к происходящему в северокавказском регионе. Если об июльской 2007 г. серии терактов в Лондоне к моменту соцопроса не знали только 8% респондентов, то о последних на момент соцопроса крупных терактах в Дагестане даже не слышали 29% граждан, причем 58% респондентов признавались, что за событиями в республике вообще не следят.

 

В.) Какова социально-экономическая ситуация в регионе?

С точки зрения ресурсной составляющей ЮФО имеет серьезные преимущества перед другими регионами России. Это запасы нефти, газа перспективные для разработки титановые, вольфрамовые, циркониевые, никель-молибден-кобальтовые, ртутные и другие месторождения. Округ также обладает крупным рыбо-хозяйственным комплексом, благоприятными природно-климатическими условиями для растениеводства (включая кормопроизводство) и животноводства.

Разнообразие природно-ресурсного потенциала обусловлено сочетанием равнинных, приморских, предгорных и высокогорных ландшафтов, наличием различных видов минеральных вод и лечебных грязей, комфортными климатическими условиями. Это способствует развитию системы курортно-рекреационного хозяйства. Главным климатообразующим, лечебным и оздоровительным фактором являются Черноморское побережье и богатейшие гидроминеральные ресурсы района Кавказских Минеральных Вод, имеющих мировое значение. Почти четверть санаторно-курортых организаций страны расположены в Южном федеральном округе, причем около 70 процентов из них находятся на территории Краснодарского и Ставропольского краев. По количеству санаториев и пансионатов с лечением, больше половины которых расположены на Черноморском побережье Краснодарского края, округ занимает первое место среди других федеральных округов.

По числу предприятий и организаций, зарегистрированных на своей территории, округ занимает четвертое место среди федеральных округов. Более 75 процентов всех его предприятий находятся в частной собственности, что соответствует среднему показателю по России. По количеству малых предприятий округ занимает пятое место. Почти половина малых предприятий функционирует в сфере торговли и общественного питания.

Экономическое развитие Южного федерального округа обусловлено высокой долей аграрного сектора в отраслевой специализации его экономики и, соответственно, низкой долей других отраслей материального производства. Такая пропорция является менее перспективной с точки зрения развития долгосрочных макроэкономических процессов. Так, если основная часть ВВП в экономике России формируется за счет промышленности, а сельское хозяйство играет второстепенную роль (28,8 процента против 6,0 в 2002 году), то для Южного федерального округа характерна существенно иная пропорция (19 процентов против 15,1).

Почти 84 процента суммарного ВВП по округу составляют пять территорий - Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская, Волгоградская и Астраханская области, причем три из них входят в перечень 24 крупнейших регионов страны (Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области), аккумулируя более 66 процентов ВВП, производимого в округе. Это означает, что и в темпах роста ВВП округа определяющую роль играют указанные территории.

Северный Кавказ испытывает намного больше сложностей в экономическом развитии, чем другие территории округа. Капитализация экономики, приватизация предприятий, протекавшая на Северном Кавказе с явными нарушениями федерального законодательства, вооруженные столкновения вызвали затянувшуюся стагнацию производства и социальную напряженность. Львиной долей некогда общегосударственной собственности отныне распоряжаются преимущественно коренные жители из числа бывших советских и партийных работников, номенклатура силовых структур, теневой капитал. В результате сложился неблагоприятный инвестиционный климат. Только Ростовская область и Краснодарский край относятся к объектам инвестирования с умеренным риском. Остальные республики для инвестиционных проектов и инноваций пока не обладают должной привлекательностью.

По сути дела, Северный Кавказ и остальная Россия живут как бы в разных эпохах. Современная Россия представляет собой посттрадиционное индустриальное общество, болезненно переживающее распад коммунистической империи, испытывающее демографический спад и одновременно страдающее мигрантофобией. Северный Кавказ – это, напротив, многочисленное, быстро растущее и активное население, которое не находит адекватного приложения своим силам. Местное общество до сих пор в значительной степени зажато в рамки традиционного уклада, но за последние десятилетия этот уклад подвергся серьезной эрозии и не способен более гасить социальные противоречия. Над населением стоит коррумпированная клановая власть, паразитирующая на дотациях из федерального центра, не имеющая потенциала для необходимых глубоких преобразований и сопротивляющаяся реформам. Социально-экономические проблемы региона составляют богатую питательную почву для экстремизма — безработица носит массовый характер, а уровень жизни в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране, а в Ингушетии— в четыре раза.

В ЮФО наиболее велика доля теневого сектора экономики (в том числе связанного с незаконными видами деятельности). В связи с этим значительная часть социально-экономической статистики является фиктивной и не дает адекватного представления о экономической ситуации. Попытки Москвы бороться с бедственным положением республик Северного Кавказа с помощью дотаций из федерального бюджета неудачны. Они, подобно наркотику, требуют повышения дозы и лишь отягощают болезнь. Не случайно, например, в Чеченской Республике увеличение федеральных финансовых вливаний сопровождается сокращением местных налоговых поступлений. По сути, на Северном Кавказе формируется иждивенческая экономическая модель, которая парализует дееспособность этого региона и развращает местные политические и бизнес-элиты.

Здесь по-прежнему высока безработица, не растет или медленно растет промышленное производство. Не уменьшается уровень теневой экономики. Не ведется планомерная работа по развитию малого бизнеса и возрождению производственной базы, по отстраиванию инфраструктуры рынка. Трудовой и природный потенциал региона не используется, а подчас эксплуатируется фактически криминальными структурами. Тяжелая экономическая ситуация – это питательная среда для роста преступности, в ней себя вольготно чувствуют не только воры, но и торговцы наркотиками, оружием, террористы.

Вопрос социально-экономической ситуации на Юге России является в настоящее время ключевым. За последние четыре года расходы в консолидированных бюджетах субъектов Федерации Юга России на душу населения возросли в 2,6 раза. Кроме того, финансовая помощь федерального центра за последние четыре года в расчете на одного жителя Юга России возросла в 3,4 раза. "Одновременно уровень безработицы за это время возрос в 1,7 раза, а официальные доходы граждан как были в 1,5 раза ниже среднероссийского, так и остались".

Новый полпред президента в Южном федеральном округе Г. Рапота заявил в октябре 2007 г. вскоре после прибытия в Ростов-на-Дону: «Само развитие событий говорит, что на каком-то этапе вопросы безопасности, борьбы с терроризмом, борьбы с преступностью были на первом месте. Сейчас на первое место все больше выходят вопросы экономики, хотя ослаблять свое внимание к вопросам безопасности не приходится. Сейчас экономикой займемся самым непосредственным образом».

9 июня 2007 г. Правительство РФ утвердило Концепцию федеральной целевой программы «Юг России» на 2008-2012 гг. В Концепции отмечено, что положение в Южном федеральном округе характеризуется значительным отставанием от среднероссийского уровня по ключевым показателям и повышенной остротой социально-экономических проблем, что ограничивает реализацию данных задач в общенациональном масштабе. По основным социально-экономическим показателям Южный федеральный округ занимает последнее место среди федеральных округов. Уровень безработицы в среднем по округу превышает 15 процентов и является самым высоким в России. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Южном федеральном округе составляет 35% (в России - 20,6%). Низкий уровень доходов трудоспособного населения округа обусловлен его занятостью преимущественно в секторах с низким уровнем производительности труда и высокой долей теневой экономики в регионах Южного федерального округа. Реализация проектов, которые способны обеспечить высокий уровень экономического роста в Южном федеральном округе, в настоящее время ограничивается отсутствием необходимой инфраструктуры (автомобильные дороги, порты, системы водоснабжения и водоотведения, объекты энергетики и газоснабжения).

Приоритетными направлениями социально-экономической политики в Концепции федеральной целевой программы «Юг России» на 2008-2012 гг. определены:

Ø повышение уровня жизни населения;

Ø повышение эффективности деятельности государственных органов власти;

Ø устранение ограничений инфраструктурного и технологического характера.

Существенное улучшение социально-экономи-ческого положения возможно только при условии значительного увеличения объема инвестиций в основной капитал в южные регионы России. Отсутствие целенаправленных действий со стороны органов государственной власти по созданию условий для привлечения инвестиций приведет к ухудшению социально-экономической ситуации и увеличению отставания от среднероссийского уровня.

Так, расчет прогнозных показателей развития ситуации в Южном федеральном округе показал, что в условиях сохранения проблемы технологического отставания экономики регионов Южного федерального округа, недостаточного качества транспортной, производственной и социальной инфраструктур экономика регионов Южного федерального округа в период с 2008 по 2012 год не сможет выйти на устойчивые темпы роста ВРП выше 5-5,5% в год. Такие темпы находятся ниже уровня, необходимого для преодоления экономического отставания Южного федерального округа от среднероссийских показателей и решения поставленных задач социального развития и повышения качества жизни населения округа.

Для обеспечения эффективного развития экономики и социальной сферы Южного федерального округа предлагается реализовать следующие принципы:

Ø концентрация ресурсов на экономически эффективных инфраструктурных объектах, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение и обеспечивающих максимальный рост производства в регионе;

Ø финансирование за счет средств федерального бюджета инженерной инфраструктуры инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется за счет частных инвестиций;

Ø выбор инвестиционных проектов с учетом экологической эффективности;

Ø развитие механизмов государственно-частного партнерства при реализации инфраструктурных проектов;

Ø создание стимулов для софинансирования инвестиционных проектов в области транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и оказания социальных услуг.

Ключевой целью Программы является повышение благосостояния и качества жизни населения Южного федерального округа. Достижение высокого уровня жизни населения возможно только при условии создания динамично развивающейся и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей высокий уровень доходов населения в регионах Южного федерального округа.

Реализация указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

Ø снятие инфраструктурных ограничений для развития экономики региона (на федеральном, региональном и местном уровнях);

Ø развитие стратегически приоритетных направлений на территории региона (туристско-рекреационный комплекс, агропромышленный и промышленный комплексы), обеспечивающих высокую добавленную стоимость, высокие темпы экономического роста и занятость населения;

Ø повышение доступности и качества социальной инфраструктуры на региональном и местном уровнях;

Ø повышение занятости населения.

 

Г.) Какова социально-политическая обстановка на Северном Кавказе?

Политическая нестабильность на Северном Кавказе, и в первую очередь чеченский конфликт с его террористической составляющей, обусловили низкую инвестиционную привлекательность республик Северного Кавказа. Растущий разрыв в уровне жизни между верхними и нижними слоями общества - мощнейший фактор роста социальной напряженности со всеми неизбежно вытекающими последствиями, которые усугубляют политическую нестабильность.

Коррупция как системный фактор политической и экономической жизни Северного Кавказа замедляет обновление и оздоровление кадрового состава региональных администраций и снижает эффективность местных властей, которые пытаются компенсировать свою слабость усилением авторитарных тенденций, с одной стороны, и негласным союзом с криминальными лидерами - с другой.

В регионе быстро развивается параллельные властные структуры в виде исламских джамаатов. Эти общины создают особое пространство, где российские социальные и правовые нормы уже не действуют. При всей разнородности целей исламские джамааты, местные коррумпированные кланы и организованная преступность на Кавказе делают сегодня одно общее дело — они посредничают в отсутствие государства. Параллельная власть заполняет возникшую пустоту на Кавказе, берет на себя выполнение функций легитимной власти. Она культивирует альтернативный кодекс чести, тем самым сеет недоверие к официальному государству. Государственные инструменты, к которым принято прибегать в подобного рода кризисах, оказались неэффективны. В каждой из республик местная милиция, по сути, воспринимается населением как одна из банд. Просто правоохранительные органы имеют форменную одежду и специальным образом окрашенный транспорт. Суд коррумпирован и явно подвержен клановому влиянию.

В 2005 г. были обнародованы данные о массовом несоответствии региональных законов федеральным. Минюст выявил подобные нарушения в конституциях Чечни, Калмыкии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, а также в уставе Ставропольского края. Федеральному законодательству не соответствуют 69 кабардино-балкарских законов, 7 – ставропольских, 7 – североосетинских и по три – чеченских и калмыцких. В Астраханской области местные управления Минюста сочли несоответствующими 11 законов, в Адыгее – 11, в Краснодарском крае – 9, в Дагестане – 8, в Ингушетии – 25, в Волгоградской области – 20 и в Карачаево-Черкесии – 17. Подобные пробелы регионального законодательства тормозят решение важнейших совместных социально-экономических задач.

 

Д.) Каково современное положение русского и русскоязычного населения в Северокавказских республиках?

Оставление центральной властью главенствующих позиций и передача большей части властных полномочий на Северном Кавказе на уровень республиканской власти, с одной стороны, и подчинение должностных лиц процедуре демократического избрания, - с другой, привели к активному государственному строительству по этническому основанию. Доминирующие этносы, их лидеры и элитные группы стремились к монополизации государственных органов и это привело к межэтнической напряженности и конфликтности. Их стремления и притязания оспаривались другими этническими группами, но русские как отдельная группа населения в северокавказских республиках не участвовали в переделе власти.

Разнородность населения региона объясняется также разными механизмами организации. Механизмом организации русской (русскоязычной) части населения выступает государственность; северокавказские народы сохранили формы традиционной самоорганизации. Распад вертикали власти привел к тому, что на первый план вышли традиционные структуры самоорганизации. На этой основе стали действовать национальные движения и организации. Среди русских тоже некогда были распространены механизмы самоорганизации – в крестьянской и казаческой средах. Но постепенно эти формы разрушились – крестьянская община в силу объективных причин, а казаческая была уничтожена во время Гражданской войны и именно по причине наличия самостоятельной, не государственной формы самоорганизации.

Таким образом, русское население республик региона оказалось и вне политических стратегий центра, и вне политических стратегий республиканской власти. Результатом этого становится массовый исход русских из региона. Поэтому причины резкого ухудшения социальных позиций русского населения в северокавказском регионе население рассматривает комплексно, отводя большую роль при этом суверенизации республик.
Дальнейший уход русских с Северного Кавказа и продолжающееся ослабление их социальных позиций ведет к нарастанию деструктивных тенденций в северокавказском обществе. На совещании с руководителями регионов Южного федерального округа в 2006 г. В.Путин в первую очередь он затронул тему коррупции и клановости, которая особенно характерна для Юга страны, с его традиционной родоплеменной структурой общества и опорой на родственные связи. «Один из острейших вопросов - это скованность, заорганизованность, зарегулированность деловой жизни во многих регионах округа», - отметил президент. Вмешательство административного ресурса в разных сферах жизни чрезмерно раздуто, местные рынки монополизированы и фактически закрыты для какой-либо деятельности извне, органы власти часто используются как инструмент недобросовестной конкуренции, а проще говоря, коррумпируются.

Центр нестабильности на Юге России в последнее время неуклонно смещается из Чечни в другие регионы Северного Кавказа, в первую очередь, в Ингушетию и Дагестан. В основе дестабилизации социально-эконо-мическая ситуация: безработица и коррупция, несправедливость в отношении к собственности и национальным богатствам республик. В результате активных партизанских действий боевиков силовые структуры почти каждодневно несут потери. При этом гибнут не только военнослужащие из линейных частей, но и представители элиты – сотрудники ФСБ, прокуратуры, крупные чиновники.

Таким образом, не смотря на некоторую стабилизацию, обстановка на Северном Кавказе, а значит и в целом в южнороссийском регионе, остается сложной и взрывоопасной.


Рекомендуемая учебная литература.

1. История народов Северного Кавказа (с древнейших времен до конца XVIII века.) М., 1988.

2. История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. – 1917 г.) М., 1988;

3. История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Регионоведение. Юг России: краткий тематический словарь / Под общ. ред. Ю.Г.Волкова, А.В.Попова – Ростов н/Д. 2003.

5. Малыхин К.Г. История Донского края: Учебное пособие — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2006.

6. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 2002.

7. Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов н/Д. 1998.

8. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Краснодар. 1992.

9. «Родина» № 3–4. 1994.

10. «Родина» № 1–2. 2000.

11. Иностранная интервенция и гражданская война на Дону и Северном Кавказе. Ростов н/Д. 1988.

12. Марченко Г.В. Государственная и национальная политика на Северном Кавказе (20-е – 40-е г.г. XX в.). Ростов н/Д. 2002.

13. Гонов А.М. Северный Кавказ: реабилитация репрессированных народов. Нальчик. 1998.

14. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М. 2001.

15. Современные проблемы геополитики Кавказа. Сб. ст. под ред. Черноуса В.В. Ростов н/Д. 2001.

16. Российский Кавказ. Книга для политиков. Под ред. В. А. Тишкова. М., 2007.

 


Хронологическая таблица

· 150 — 80 тыс. лет до н.э. – нижний палеолит. Широкое освоение первобытными людьми территории Северного Кавказа.

· 35 – 10 тыс. лет до н.э. – верхний палеолит. Появление человека современного физиологического типа и материнского рода как формы организации коллективов людей.

· 6 – 4 тыс. лет до н.э. – неолит. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Начало земледелия и животноводства в регионе.

· 5 – 3 тыс. лет до н.э. – энеолит (меднокаменный век). Переход от каменного к металлическому производству.

· III тыс. лет до н.э. – ранний бронзовый век. Археологические культуры региона: майкопская, кура-арак-ская, ямная.

· II тыс. лет до н.э. – средний бронзовый век. Археологические культуры региона: катакомбная, дольменная.

· I тыс. до н.э. – поздний бронзовый век. Начало распространения железных изделий (VIII – VII в. до н.э.). Археологические культуры региона: срубная, кобанская, меотская.

· VIII – VII вв. до н.э. – греческая колонизация Причерноморья – Приазовья.

· VII в. до н.э. – вытеснение киммерийцев ираноязычными кочевниками – скифами.

· VI в. - IV до н.э. – скифское государство в Причерноморье.

· V до н.э. - IV н.э. – Боспорское царство с центром в г. Пантикапей.

· III в. до н.э. - V в. н.э. - государство Кавказская Албания на Северо-Восточном Кавказе.

· III в. до н.э. - V в. н. э. – строительство города и крепости Дербент.

· около 370 — аланы разбиты гуннами на Дону и отступили в Кавказские горы.

· 395 — поход гуннов через Дагестан в Армению и Сирию.

· 433-453 — гуннская держава Атиллы, включавшая Северо-Восточный Кавказ.

· VIII-XII вв. — Аланское царство на территории современных Северной Осетии-Алании, Ингушетии, Чечни, Карачая и Балкарии.

· Вторая треть VII - конец XI в. — Хазарский каганат.

· Середина VII - конец IX в. — арабо-хазарские войны на Северо-Восточном Кавказе.

· 737-739 — разгром халифом Мерваном Хазарского каганата.

· 965 — разгром хазар киевским князем Святославом Игоревичем.

· 1036 г. - победа киевского князя Ярослава Мудрого над печенегами.

· 1220-1223 — первый поход монголов на Закавказье и Северный Кавказ.

· 1238-1240 – второй поход монголов на Северный Кавказ. Регион входит в состав Золотой Орды.

· 1395-1396 — завоевание Северо-Восточного Кавказа Тимуром.

· XVI-XVII вв. — ирано-турецкие войны за владычество на Кавказе

· 1552-1557 — частичное вступление в подданство России кабардинцев, северо-западных адыгов, абазинов и др.

· 1556 – хан Большой Ногайской орды принял русское подданство.

· 1567 — основание Терского городка на правом берегу Терека.

· 1614-1615 – вступление в подданство России западных черкесов.

· 1614-1645 - вступление в подданство России абазинов, Большой и Малой Кабарды.

· 1706 г. – восстание Донских казаков под руководством К.Булавина.

· 1721– подчинение донских, терских и гребенских казаков военной коллегии Российской империи.

· 1723-1723 — персидский поход Петра I.

· 1724 – Петербургский мир России с Ираном. Присоединение к России земель Прикаспийских областей (включая Дагестан).

· 1732-1735 – русско-иранские договоры. Уступка Ирану Прикаспийских областей.

· 1735-1739 – русско-турецкая война

· 1739 — Белградский мир России с Турцией. Закрепление за Россией Затеречных земель Чечни и Ингушетии.

· 1736-1743 — поход в Дагестан Надир-шаха.

· 1768-1774 гг. – русско-турецкая война.

· 1774 — Кючук-Кайнарджийский мир России с Турцией. Признание за Россией Ма­лой Кабарды и Чечни.

· 1774 — основание крепости Владикавказ в составе Кавказской линии.

· 1785 — Астраханская область преобразована в Кавказское наместничество; учре­ждена Кавказская губерния из шести уездов с центром в Екатеринограде.

· 1785-1791 — движение шейха Мансура на Северном Кавказе.

· 1787-1791 — русско-турецкая война.

· 1791 – Ясский мир России с Турцией. Расширение русских владений на Северном Кавказе.

· 1792-1794 — переселение запорожских казаков на Кубань. Жалованные грамоты казакам, закрепление основных начал организации черноморского и кубанского казачества и системы ка­зачьего самоуправления.

· 1799 — в подданство России вступил уцмий кайтагский.

· 1802— в подданство России вступил хан аварский.

· 1806 – завоевание русскими войсками Дербентского ханства.

· 1810 — учреждение «военно-народного управления» в Кубинском ханстве.

· 1810 – приня­тие русского подданства ингушами.

· 1811 – принятие русского подданства кабардинцами и другими закубанскими обществами и союзами горцев.

· 1804 – 1813 - русско-иранская война.

· 1813 – Гюлистанский мир России с Ираном. Присоединение приморского Дагестана к России.

· 1806-1812 – русско-турецкая война.

· 1812 – Бухарестский мирный договор с Турцией.

· 1816-1827 – годы наместничества генерала А. П. Ермолова, главнокомандующего русским корпусом на Кавказе.

· 1817-1864 - Кавказская война (на Северо-восточном Кавказе закончена в 1859).

· 1820 – включение Северо-Западного Кавказа в Кавказскую губернию.

· 1822 – преобразование Кавказской губернии в Кавказскую область с центром в Ставрополе.

· 1828 – присоединение Карачая к России.

· 1826-1828 – русско-иранская война. Туркманчайский мирный договор.

· 1828-1829 – русско-турецкая война. Адрианопольский мирный договор.

· 1828-1829 – по итогам Туркманчайского мирного договора с Персией и Адрианопольского мирного договора с Турцией к России отошла почти вся Территория Грузии, Восточной Армении и Черноморское побережье Кавказа от устья Кубани до Поти.

· 1828-1832 — первый имам Дагестана и Чечни Гази-Магомед.

· 1832-1834 — второй имам Дагестана и Чечни Гамзат-бек.

· 1834-1859 — третий имам Дагестана и Чечни Шамиль.

· 1837 — экспедиция против Шамиля ген.-майора К. К. Фези.

· 1839 — экспедиция против Шамиля ген.-адъют. П. X. Граббе.

· 11 июля 1840 — сражение русских войск с горцами Шамиля под Валериком в Чечне.

· Весна 1842 — экспедиция ген. Головина в с. Дарго в Дагестане.

· 1844-1854 — наместничество кн. М. С. Воронцова.Экспедиция М. С. Воронцова против Шамиля. Разорение с. Дарго

· 1850 – экспедиция ген.-адъют. кн. А. И. Барятинского в горную Чечню.

· 1853-1856 — Крымская война. Парижский мирный договор.

· 25 августа 1859 – взятие с. Гуниб, пленение Шамиля и оконча­ние Кавказской войны на Северо-Восточном Кавказе.

· 1859-1865 – массовое переселение адыгских народов, ингушей и чеченцев в Тypцию и др. страны мусульманского Востока (мухаджирство).

· 1860-1868 – судебно-административная реформа в Дагестанской и Терской об­ластях; создание третейских судов.

· 1863 – Принятие Положения о заселении предгорий западной части Кавказского хребта ку­банскими казаками и другими переселенцами из России.

· 1865 – начало поземельной реформы в Терской области.

· 1865-1868 – освобождение рабов и части крепостных в Дагестанской и Терской областях; крестьянская реформа.

· 1869 – введение в Кубанской области горских словесных судов.

· 1871 – введение Временных правил для горских и словесных судов Кубанской и Терской областей.

· 1875 – создание мировых судов в Терской и Дагестанской областях.

· 1877 – восстание в Нагорном Дагестане и Чечне.

· 1877-1878 – русско-турецкая война. Сан-Стефанский мирный договор.

· 1882 – упразднение Кавказского наместничества.

· 1905 – восстановление Кавказского наместничества.

· 1905 - митинги и стачки на Владикавказской железной дороге.

· Декабрь 1905 г. – вооруженное восстание рабочих в Ростове-на-Дону.

· лето 1906г. – всеобщая забастовка на Грозненских нефтяных промыслах.

· 1905-1913гг. – абреческое движение в Дагестане и Чечне.

· 1-10 мая 1917 – 1 Съезд горских народов Кавказа во Владикавказе. Создание Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана.

· 18-20 мая 1917 – 1 Съезд народов Терека в Моздоке.

· 20 август 1917 – создание Юго-Восточного Союза во Владикавказе.

· август 1917 – съезд в с. Ведено. Избрание Нажмутдина Гоцинского имамом Чечни и Дагестана.

· сентябрь 1917 – образование Кубанского края и Кубанской Краевой Рады.

· 20-24 сентября 1917 – учреждение Юго-Восточного Союза казачьих войск, гор­цев Кавказа и вольных народов степей.

· Март 1918 г. – предпринят 1-й Кубанский поход («Ледяной») Добровольческой армии.

· Май 1918-1920 – Горская республика.

· 30 мая 1918 – образование Кубано-Черноморской советской республики.

· 5-7 июля 1918 – провозглашение Северо-Кавказ-ской Советской республики, объединившей Кубано-Черноморскую и Ставропольскую республики Советов.

· 11 мая 1918 – Батумская мирная конференция. Провозглашение Горской республики.

· лето 1918 – создание Советов в Дербенте, Петровске, Владикавказе, Грозном.

· декабрь 1918 – расстрел белогвардейцами «красных» терских казаков.

· 24 января 1919 г. – Циркулярном письме Оргбюро ЦК РКП(б) предписывающее применять массовые репрессии против в казаков.

· Июль 1919 г. – войска Деникина захватили Северный Кавказ, юг России, Украину, перерезали Волгу, взяли Царицын.

· Сентябрь 1919 г. – Деникин начинает полномасштабное наступление на Москву, в октябре войска были остановлены у Тулы.

· Осень 1919 — Добровольческая армия разбита Красной Армией на Северном Кавказе.

· 3.01.1920 – Красная Армия занимает Царицын.

· 10.01.1920 – Красная Армия занимает Ростов.

· Конец марта 1920 г., – оставив Новороссийск, армия Деникина отступила в Крым.

· Июнь 1920 – принято «Положение о шариатских судах» в Дагестане и создание первых со­ветских народных и сельских словесных судов на Северо-Вос-точном Кавказе.

· Конец 1920 – установление Советской власти на Северо-Восточном Кавказе.

· 13 ноября 1920 – Съезд народов Дагестана в Темир-Хан-Шуре. Провозглашение Дагестанской АССР.

· 17 ноября 1920 – Съезд народов Терека во Владикавказе. Провозглашение Гор­ской АССР.

· Сентябрь 1920 – март 1921 - мятеж Нажмутдина Гоцинского в Нагорном Дагеста­не и Чечне.

· 1 сентября 1921 – выделение Кабардинской автономной области из Горской АССР.

· Январь 1922 – образование Карачаево-Черкесской автономной области, выде­лившейся из состава ГАССР.

· Январь 1922 – выделение из ГАССР и образование Кабардино-Балкарской авто­номной области.

· Январь 1922 – выделение Карачая из Горской АССР.

· Январь 1922 – выделение Балкарии из Горской АССР.

· Июль 1922 – образование Адыгейской автономной области.

· Декабрь 1922 – выделение Чеченской АО из Горской АССР.

· 1923-1932 – перевод национальной письменности на латинскую графику.

· Февраль 1924 — образование Юго-Восточной области РСФСР (Донская, Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии, г. Грозный, Кабарди­но-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Адыгейская (Черкесская) и Чеченская ав­тономные области).

· 7 июля 1924 — декрет ВЦИК об упразднении Горской АССР Образование Ингуш­ской и Северо-Осетинской АО с общей столицей в г. Владикавказе.

· 1925 – включение национально-государственных образований в Северо-Кавказский край.

· 1926-1927 – конфискация вакуфного и закятного имущества в Дагестане и Чече­но-Ингушетии.

· Апрель-октябрь 1927 – запрет шариатских судов в Дагестане.

· 1928-1932 – национально-языковая реформа. Латинизация младописьменных языков на Северном Кавказе.

· 1930 - 1931 – проведение сплошной коллективизации на Дону, Кубани и в Ставрополье.

· 1930-1935 – введение обязательного всеобщего школьного образования на Се­веро-Восточном Кавказе.

· 1934 – объединение Чечни и Ингушетии в АО.

· 1936 – принятие Конституции СССР, преобразование Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской автономных областей в автономные республики.

· 1936-1938 – национально-языковая реформа. Перевод «национальных языков» Кавказа с латиницы на кириллицу.

· 1939-1940 – завершение сплошной коллективизации в горной зоне.

· Ноябрь 1943 – насильственная депортация карачаевцев и ликвидация их автономии.

· 23 февраля 1944 – депортация чеченцев и ингушей.

· 7 марта 1944 – упразднение Чечено-Ингушской АССР. Создание Грозненской области и передача части территории ЧАССР Северной Осетии и Грузии.

· 8 марта 1944 – насильственная депортация балкарцев и ликвидация их автономии .

· 1957-1962 – возвращение депортированных чеченцев и ингушей на Северный Кавказ.

· 1950 - нач. 70-х гг. – массовое добровольное переселение горцев Дагестана и Чечено-Ингушетии на плоскость.

· 1970-е – начало образования северокавказских диаспор на территории краев и областей Юга России.

· 1970-1980 – формирование системы «отходничества» (сезонных трудовых миграций).

· Октябрь 1981 – осетино-ингушский конфликт.

· 1985 – возрождение первых казачьих организаций на Дону, Кубани и Тереке.

· Май 1989 – первый Съезд мусульман Северного Кавказа, раскол Духовного управления мусульман Северного Кавказа на ДУМ, созданные по этническому при­знаку (чеченцев, аварцев, кабардинцев и др.).

· Август 1989 – первый Съезд горских народов Кавказа (Сухуми), создание Ассамблеи горских народов Кавказа (впоследствии - КНК).

· 1989 – Декларация Верховного Совета РСФСР о признании незаконными всех ре­прессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению.

· Июнь 1990 – учредительный Большой круг Союза казаков России.

· Ноябрь 1990 – первый Съезд чеченского народа (Общенациональный конгресс чеченского народа).

· 1990-1992 – формирование национальных движений и казачьих «войск» на Юге России.

· 26 апреля 1991 – Верховный Совет РСФСР принял Закон «О реабилитации ре­прессированных народов».

· 30 октября - 6 ноября 1992 – вооруженный осетино-ингушский конфликт.

· Март 1993 – Указ Президента РФ «О реформировании военных структур, погра­ничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Рос­сийской Федерации и государственной поддержке казачества».

· 1994-1996 – военная кампания по восстановлению конституционного порядка в Чеченской республике (первая чеченская война).

· 22 августа 1996 – Хасавюртовские соглашения. Конец первой российско-чеченской войны.

· Август 1995 – Указ Президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации».

· Лето-осень 1999 – вторжение отрядов чеченских полевых командиров и ваххаби­тов в Северный Дагестан. Начало антитеррористической операции (вторая че­ченская война).

· Май 2000 – Указы Президента РФ о создании Южного федерального округа и на­значении полномочного представителя Президента РФ в округе.

· Июль 2001 – утверждение Правительством РФ Федеральной целевой программы социально-экономи-ческого развития «Юг России» до 2006 г.

· 23 марта 2003 – принятие на референдуме Конституции Чеченской Республики.

· Октябрь 2003 – бывший муфтий Чечни Ахмат Кадыров в результате всенародного избрания стал первым Президентом Чеченской Республики.

· Октябрь 2003 – принят Федеральный закон «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации».

· Сентябрь 2004 – захват террористами школы в Беслане. Массовая гибель гражданско­го населения, в т. ч. большого количества детей.

· Октябрь 2005 – нападение боевиков на Нальчик.

· Декабрь 2005 – принятие Федерального закона «О государственной службе рос­сийского казачества».

· Июнь 2007 г. – Правительство РФ утвердило Концепцию федеральной целевой программы «Юг России» на 2008-2012 гг.