Формы и направления

План:

1. Краткая характеристика финно-угорских народов

2. Сотрудничество финно-угорских народов

Лит-ра:

1. Сануков К.Н. Основные тенденции развития финноугроведения на современном этапе // Научные издания Московского Венгерского Колледжа. М., 2002. -С.108.

2. Литературные премии общества М.А. Кастрена за 2000 год // Kudo-Kodu. - 2001, №2.

3. Венгерский культурный центр открыт для каждого финно-угра // Kudo-Kodu. - 2000, №6.

4. Хроника событий в финно-угорском мире//Финноугроведение. - 1994, №1. - С. 153-159.

5. Артеев А. Этнофуту - 4 // Kudo-Kodu. - 2001, № 15.

6. Головкин А. Финно-угорское экономическое сотрудничество // Финно-угорский вестник. - С.5-7.

 

Финно-угорский народы объединены, прежде всего, принадлежностью к одной языковой группе. К ним относятся венгры, водь, вепсы, ижорцы, карелы, коми, коми-пермяки, ливы, марийцы, манси, мордва, саамы, удмурты, финны, ингерманландцы, ханты, эстонцы.

Финно-угры уже в древности являлись одним из наиболее крупных этнокультурных образований Евразии. Их родство и происхождение из одного ареала установлено на основе данных сравнительного исторического языкознания. В лексике любого языка представлен первичный основной слой, в который входят многие термины, имеющие общую кор­невую основу в большинстве родственных языков.

В процессе длительного исторического развития финно-угорской общности происходит разделение ее на финскую и угорскую группы. К современным угорским языкам относятся венгерский, мансийский и хантыйский, к финским - пермские (коми, коми-пермяцкий и удмуртский), волжско-финские (марийский мокша-мордовский и эрзя-мордовский), прибалтийско-финские.

Бесермяне (бесер, бесерман, бешермяне) - этнографическая группа удмуртов, возможно, потомки волжско-камских болгар. Расселены в бассейне р.Чепцы (приток р.Вятки) в пределах Юкаменского, Глазовского, Балезинского, Ярского районов Удмуртской Республики, а также в сопредельных районах Кировской области. Согласно данным переписи населения 2002г., численность их составляет 3122 человека. Язык бесермян - наречие удмуртского языка.

Венгры(мадьяры) - основное население Венгрии, живут также в Австрии, Германии, Канаде, Румынии, Сербии, Словакии, США, на Украине. В России их насчитывается 3768 человек (по переписи населения 2002г.) Венгерский язык имеет шесть диалектов. Письменность, основанная на латинской графике, создана в X в.

Вепсы(бепся, вепсь, вепся, людики, людиникат, лююдилайне). Русские, наряду с названием "весь", употребляли этноним "чудь". Живут группами на юго-западном побережье Онежского озера (Республика Карелия), в северо-восточных районах Ленинградской и северо-западных районах Вологодской областей. По переписи населения 2002г. численность вепсов составляет 8240 человек. Их язык, относящийся к прибалтийско-финской группе, имеет три диалекта: северный, средний и южный.

Водь(вадьялайн, вадьякко) живут в Ленинградской области. По переписи населения 2002г. численность их составляла 73 человека. Язык бесписьменный. Водский язык помнят лишь отдельные люди старшего поколения.

Ижора (ижорцы, изури, ингры, карьялайзет). Живут в Ленинградской области. По последней переписи населения количество ижорцев составляет 327 человек. Ижорский язык прежде делился на 4 диалекта.

Карелы (карьялайзет). Собственно карелы - карьялани, приладож-ские - ливгиляпне, ливвикей, ливвики, прионежские - лююдилайне, лююдикей, людики. Коренное население Республики Карелия. Живут также в Тверской области (тверские или верхневолжские карелы), Ленинградской, Мурманской и других областях России. По последней переписи населения карел насчитывается 93344 человека. Говорят на карельском языке, распространен также финский язык.

Коми(коми морт ("коми человек"), коми войтыр ("коми народ"), зыряне (устаревшее русское название)). Коренное население Республики Коми (коми-йоз), живут также в Архангельской, Мурманской, Тюменской областях. По переписи населения 2002 г. численность коми составляет 293406 человек. Родственны коми-пермякам и удмуртам. Говорят на коми (-зырянском) языке.

Коми-пермяки(коми отир (коми народ), коми йоз (коми люди)). Коми-зырянский и коми-пермяцкий языки многие лингвисты считают двумя основными наречиями единого языка коми (третье - коми-язьвинское наречие). Это позволяет некоторым специалистам считать коми и коми-пермяков единым народом. Коренное население Коми-Пермяцкого автономного округа и части Пермской области. По переписи населения 2002г. численность коми-пермяков составляет 125235 человек.

Ливы (ливли, калами-ез ("рыбаки"), рандалист ('береговые жители")), живут в деревнях на северном побережье Курляндии, западной части Латвии. В значительной мере ассимилированы латышами. Ливским языком в настоящее время владеют менее 20 человек, и несколько сот человек считают себя ливами. По переписи населения 1989г., коли­чество ливов на территории России составляло 64 человека.

Манси(маньси ("человек"), меньдси, моансь). Внешнее название "вогулы". Манси составляют коренное население Ханты-Мансийского автономного округа, незначительное число живет на северо-востоке Свердловской области. Объединяются с хантами под названием обские угры. Язык - мансийский, в 1930-е гг. создана письменность на основе русской графики. Количество манси по переписи населения 2002г. составляет 11432 человека.

Марийцы(мар, мари, мэрий ("человек", "мужчина"), внешнее название черемисы. Живут в Республике Марий Эл. Компактно живут также в Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртии, Кировской, Свердловской областях. По данным переписи населения 2002г., количество марийцев составляет 604298 человек. Марийцы делятся на три основные субэтнические группы: горные (правобережье Волги), луговые (Ветлужско-Вятское междуречье) и восточные (территория Башкортостана, куда они переселились в XVI - XVIII вв.). Говорят на марийском языке, письменность на основе русского алфавита.

Мордва(каратаи, мордвины, мордовцы) - самый многочисленный из народов финно-угорской языковой семьи. По данным переписи населения 2002г., его численность составляет 843350 человек и проживает мордва в Республике Мордовия, Республиках Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Самарской, Пензенской, Ульяновской областях, а также в Сибири и Средней Азии. Этноним мордва объединяет несколько этнических групп, самые многочисленные из которых - эрзя и мокша, имеющих свой язык (мордовский-эрзя, или эрзя-мордовский, эрзянский и мордовский-мокша, или мокша-мордовский, мокшанский).

Саамы(саами, самм), соседи саамов - финны, скандинавы, русские называли их лопарями (из финского - "жители окраинной земли"). Живут в Норвегии (30-40 тыс.), Финляндии (7 тыс.), Швеции(15-25 тыс.), России на Кольском полуострове (1991 человек). Саамский язык распадается на 10 сильно отличающихся диалектов.

Сету являются субэтнической группой юго-восточных эстонцев, хотя их называют и отдельным народом. В отличие от остальных эстонцев сету - православные. Культура сету испытала на себе сильное русское влияние. Язык сету - сетуский говор эстонского языка. Большинство сету проживает в Эстонии, а часть - в Псковской области, в основном в Печорском районе. В России проживает 197 человек (2002г.)

Удмурты(одморт, одмурт, удморт, укморт, урморт, уртморт,), внешнее название вотяки, арлар, проживают в Удмуртской Республике, Республиках Башкортостан и Татарстан, Кировской, Пермской, Свердловской областях. Всего в России их насчитывается 636906 человек (2002г.). Удмуртский язык имеет 4 наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Письменность на основе русской графики.

Финны (самоназвание от названия страны Суоми суомалайсет). Живут в Финляндии, а также в Канаде, Норвегии, США, Швеции, России - в Карелии и Ленинградской области. По переписи населения 2002г. финнов в России проживает 34050 человек. Письменность создана на основе латинской графики.

Финны-ингерманландцы (петербургские финны), инкерилайнен) проживают в Карелии, в Ленинградской области (преимущественно Гатчинский и Всеволожский районы), в Эстонии. Количество финнов-ингерманландцев в России - 314 человек (2002г.). Язык относится к восточным диалектам финского языка.

Ханты (кантага ях, хантэ, ханши, хандз, хантых восходит к прафинно-угорскому "община, объединение"). Внешние название "остяки" (возможно от "Ас-ях", "народ большой реки"). Коренное население Западной Сибири, сосредоточенное в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и Томской области. По последней переписи населения количество хантов насчитывает 28678 человек. Хантыйский язык имеет множество диалектов, в 1930-е гг. создана письменность на осно­ве русской графики.

Эстонцы (ээстласед, эсты по названию страны Эстония, заимствованному из германских языков, до XVIII в. - маарахвас - "народ нашей земли"). Большинство эстонцев проживают в Эстонии. Живут также в Латвии, России, Украине. В результате эмиграции, происходившей главным образом в первой половине XX в., расселились в Австралии, Канаде, США, Швеции. По переписи населения 2002 г. эстонцев в Российской Федерации проживает 28113 человек. Язык делится на три диалекта. На основе северного диалекта сложился единый литературный язык, который становится разговорным. Письменность создана на основе латинской графики в XVI в.

 

Движение финно-угорской общности и солидарности, целью которого стало установление связей и укрепление отношений между родственными народами стало развиваться в конце 1980-х годов в период «перестройки» и «гласности» в советском обществе. В период демократизации России бывшие автономные республики получили большие политические права; Эстония вернула статус независимого государства; Венгрия и Финляндия вышли из зоны советского влияния. По инициативе национальной интеллигенции сформировались национальные движения и организации. В то же время вновь много стали говорить о финно-угорской общности. Вновь - так как уже в конце XIX - начале XX вв. много было сделано по пропаганде финно-угорского родства финскими, венгерскими, эстонскими краеведами. Они углубленно изучали историю, этнографию, культуру родственных народов, выезжали в места их расселения. Особенно большая роль принадлежала в этом созданному в Хельсинки в 1883 г. Финно-Угорскому Обществу, ставшему крупным научным центром. В 1920-1930-е годы в СССР был наложен запрет на пропаганду финно-угорского родства, но в независимых финно-угорских странах - Финляндии, Эстонии - ежегодно с 1929 г. проводились Дни родственных народов, продолжали издаваться книги, журналы, сборники материалов.

В конце 1980-х годов начался важный этап в истории народов России - этап национального пробуждения. Новый период характеризовался организацией и проведением ряда важных научных конференций, встреч представителей общественности по проблемам истории и современного этнического, культурного, социально-политического состояния российских финно-угров1. Вновь стало возрождаться после долгого времени движение финно-угорской общности и солидарности.

Финно-угорское сотрудничество идет по многим направлениям - в сферах культуры, науки, экономики, политики, образования, здравоохранения и т.д. Наиболее крепкими и разносторонними на данное время являются культурные и научные связи, имеющие более раннюю историю своего возникновения.

Сотрудничество в области культуры выражается, прежде всего, в установившихся традициях проведения массовых мероприятий. С 1989 г. стали проводиться встречи финно-угорских писателей. Тогда в мае 1989 г. писатели, собравшись в Йошкар-Оле на свою первую международную встречу, выразили глубокую озабоченность тревожным состоянием национальной культуры, а также письменности и языка малочисленных народов России. На всех дальнейших встречах, которые проводятся с интервалом в два-три года, писатели обсуждали не столько литературные, сколько общекультурные и языковые проблемы родственных народов. Вскоре после встречи писателей в Финляндии было основано общество, названное именем крупного исследователя М.А. Кастрена, задачей которого стало поддержание связей с финно-угорскими народами Восточной Европы, Урала и Сибири и ознакомление финнов с их культурами.

Парламент Финляндии заказал Министерству просвещения «Программу мер поддержки родственных финнам народов России и их культур», а Общество Кастрена получило задание быть координатором программы в сотрудничестве с совещательной комиссией, начиная с 1994 года на эту программу Финляндией выделялось ежегодно по 2,5 миллиона финских марок. По финляндской программе в университеты Финляндии приглашаются студенты финно-угристы для продолжения обучения, в университеты России направляются преподаватели финского языка - лекторы, оказывается поддержка стипендиатам, обучающимся в Эстонии. Проводится много семинаров для преподавателей финно-угорских языков, составителей учебников, работников библиотек и музеев. Составителям словарей и учебников, а также переводчикам литературы оказана поддержка в виде стипендий, издательствам выданы пособия на выпуск книг и оказана поддержка периодическим изданиям в виде подписки на них. Общество регулярно учреждает премии в области радио- и теле-журналистики, литературы .

Кроме общества Кастрена, большую помощь в развитии культурных связей оказывают и другие различные финно-угорские центры и общества, такие как Венгерский культурный центр, Эстонский центр современного искусства, и др3.

Многие культурные мероприятия получили свое развитие благодаря Фонду развития культур финно-угорских народов, образовавшемуся в 1990 г. в г. Йошкар-Оле. Фонд выступил инициатором и организатором различных массовых мероприятий, которые стали традиционными и проводятся в порядке очередности в финно-угорских республиках. Так, с 1990 г. было проведено 10 фестивалей фольклора, 10 фестивалей национальных театров и столько же фестивалей телевизионных фильмов и программ финно-угорских народов4. Главное значение этих мероприятий заключается в том, что все они проходили и проходят под знаком возрождения национальных обычаев, традиций, песенно-танцевального искусства этнически близких народов.

С 1994 г. стало традицией проведение конференций по этнофутуризму. Этнофутуризм - единственное, возникшее в финно-угорском мире новаторское направление в искусстве и литературе, которое получило международное признание. Большой толчок для широкого распространения этого направления был сделан в 1994 году на I этнофутуристическом конгрессе молодых творческих деятелей в Тарту (Эстония)1. В нем приняли участие более 40 художников, фольклористов, литераторов, руководителей общественных организаций финно-угорских стран и регионов. После этого этнофутуризмом плодотворно стали заниматься в Удмуртии, Коми и Марий Эл, а также и в других республиках и областях. Стали проводиться также и художественные выставки. Художники по-своему откликнулись на эти изменения национальной ментальности. Характерной чертой изобразительного искусства стал поиск корней финно-угорского родства, стремление к созданию национального своеобразия5.

Финно-угорская молодежь сотрудничает через организацию МАФУН. В рамках МАФУН были проведены многие мероприятия, целью которых были установление более крепких дружественных связей и возрождение забытых традиций. Это - проведение Праздников танца финно-угорских народов, организация спортивных игр финно-угорской молодежи, проведение Дней культуры отдельных народов, организация международных лагерей отдыха для детей и многое другое. Развитие международных связей по молодежной линии играет особенно большую роль, ибо молодое поколение - это будущее наших народов. В этом отношении большое значение имеют и международные конференции студентов IFUSCO.

В укреплении дружбы и сотрудничества родственных народов, ученых-финноугроведов большую роль играют международные конгрессы и всероссийские конференции по финно-угроведению. Предметом обсуждения ученых за последние годы стали проблемы новых подходов в оценке исторического прошлого, традиционных верований, развития народов в полиэтнической среде, функционирования родного языка, сохранения фольклорной культуры. Одна из задач, на которые ориентированы такие крупные встречи ученых - это подведение итогов развития, своего рода «инвентаризация» самих наук за конкретный отрезок времени6. Развернувшееся движение оказало свое влияние на определенную корректировку направлений совместных научных разработок. Больше внимания стало обращаться на историю народов, их современное состояние и проблемы социально-экономического и культурного развития, этнического возрождения.

Все также актуальными являются периодические взаимные стажировки языковедов, совместные научные экспедиции среди финно-угорских народов, курсы финского языка и этнографии, курсы для директоров национальных музеев и этнографов финно-угорских республик и автономных округов.

Большую роль в налаживании всесторонних контактов в духовной, политической сферах сыграла деятельность всемирных конгрессов финно-угорских народов. Проведение всемирных конгрессов позволило расширить формы сотрудничества, привлекло внимание международных организаций к проблемам коренных народов.

Вопросы экономического сотрудничества финно-угорских народов активно обсуждались еще на I Всемирном конгрессе в 1992 г.

На II Всемирном конгрессе было признано необходимым заключение четырехстороннего (Россия, Венгрия, Финляндия, Эстония) соглашения по поддержанию связей между финно-угорскими народами. В марте 2001 г. на заседании Консультативного комитета в г. Санкт-Петербурге было решено создать рабочую группу по экономическому сотрудничеству и определена страна, ответственная за это направление - Венгрия. Выполняя решение комитета, 6 июня 2002 г. в г. Твери был зарегистрирован международный бизнес-центр «Финно-Угрия»7. К сожалению, из-за бюрократизации государственного аппарата многие начинания и перспективные проекты не находят реализации.

Финно-угорское общественное движение играло и продолжает играть важную роль в межгосударственных и культурных отношениях России с Финляндией, Венгрией и Эстонией, оказывает непосредственное влияние на национально-культурную политику в регионах, определяет направление совместной деятельности общественных организаций и движений финно-угорских народов. Оно стало важным звеном культурной интеграции народов Востока и Запада.