ТРЕТИЙ ВОПРОС. КРИЗИС ВЕРХОВ. КОНСТИТУЦИЯ ЛОРИС-МЕЛИКОВА.
ВТОРОЙ ВОПРОС. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИИ «НАРОДНАЯ ВОЛЯ».
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. КРЕСТЬЯНСКОЕ И РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ 1870-80-х гг.
Источники и литература:
1) Сборники документов по крестьянскому движению;
2) Источники личного происхождения: дневники Дмитрия Милютина и т.п.
3) Янсен «Опыт статистического исследования о крестьянских наделах и платежах». СПб, 1877
4) Голицын Н.В. «Конституция графа Лорис-Меликова», журнал «Былое» 1918, № 4-5.
5) «Судебные речи известных русских юристов», М., 1958.
6) Зайончковский, Ловерычев, Соколов, Дружинин, Троицкий, Литвак, Захарова, Чернуха, Данилов Д.Д.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Долгое время в отечественной исторической литературе рубеж 1870-1880-х обозначался как вторая революционная ситуация. Но данную формулировку использовать нецелесообразно. Об этом писали Зайончковский, Ловерычев, Итенберг и другие. В современной литературе подобную точку зрению отстаивал Троицкий.
Революционная ситуация – это когда верхи не могут править по-новому, а низы не желают жить по-старому. В стране должны быть политический, экономический и социальный кризис. В первую очередь надо обращать внимание, что последний третий признак не проявлялся. Обширного крестьянского движения не было.
Надо признать, что в обществе в это время наблюдалась социальная напряженность. Была нестабильная политика правительства. Оно лавировало, внутриполитический курс часто менялся, и зависело это зачастую от террористической деятельности партии «Народная воля».
К концу 1870-х гг. обстановка в российской деревне была накалена. Это было связано с малоземельем крестьян, большая часть крестьян по-прежнему не могла выкупить землю и находилась во временно-обязанном положении. Население деревни после отмены крепостного права росло, а земельный фонд не менялся. Каждая новая земля получала новый надел за счет уменьшения наделов других земель.
Свою роль сыграла русско-турецкая война 1877-1878. Она потребовала напряжения ресурсов общества, и основное налоговое бремя легло на крестьянство. 1879-1880 – массовые голодовки крестьян как следствие неурожаев. Неурожаи были связаны с неблагоприятными погодными условиями, крестьянское хозяйство не могло противостоять новым условиям.
Правительство было знакомо с ситуацией в деревне, но реальных шагов для улучшения положения крестьян не проявлялось. Еще в первой половине 1870-х гг. при активном участии Валуева была составлена анкета по положению крестьянства. Был собран интересный серьезный материал, позволявший увидеть жизнь крестьян и позволявший наметить меры для исправления ситуации.
Профессор Янсен в 1866 на основании этих материалов разработал рекомендации, направленные на изменение ситуации в деревне. Он предлагал:
1) Разработать программу предоставления дешевого кредита для крестьян, который шел бы на покупку земли;
2) Отменить выкупные платежи;
3) Разрешить переселения крестьян.
На эти предложения правительство не откликнулось, но многие из его рекомендаций будут реализованы в первой половине 1880-х гг., когда крестьянское движение приобретет массовый характер. Тяжелое материальное положение крестьян и нежелание правительства эту ситуацию исправлять привело к тому, что русская деревня была охвачена «смутным брожением и слухами о близости черного передела».
В конце 1870-х крестьянство активизируется. Его выступления носили ярко выраженный аграрный характер. В разных губерниях Великороссии, Украины, Белороссии имели массовые отказы от выплаты выкупных платежей. Наиболее крупными были волнения бывших государственных крестьян в Киевской, Воронежской губерниях, а также среди народов Поволжья: татар, чувашей, мордвы, башкир.
Среди крестьян распространялись слухи о черном переделе. Среди крестьянских выступлений наиболее ярким сюжетом было выступление крестьян села Лютовичи Тульской губернии. Это выступление было одним из крупных и приобрело всероссийскую известность. Село принадлежало графу Бобринскому. По уставной грамоте 1861, крестьяне села получили наделы практически вдвое меньше среднего крестьянского надела Епифанского уезда Тульской губернии. Кроме того, положение крестьян усугублялось установлением более строгих наказаний. За незначительное нарушение границы чересполосицы следовали штрафы, за их неуплату в срок устанавливались проценты.
Крестьяне, которые были не в состоянии уплатить деньги, попадали в кабалу. Помещик обратился в окружной суд, и суд постановил взыскать с крестьян гигантскую сумму в 6 640 руб. Самые серьезные события произошли в селе Лютовичи в мае 1879. Крестьяне были не в состоянии уплатить долги, потому было решено конфисковать крестьянское имущество в счет уплаты долгов. В мае 1879 приехало уездное начальство составить опись крестьянского имущества. Узнав об этом, крестьяне собрались у волостного управления, сопротивлялись описи. Уездное начальство в деревню не попало, на следующий день в село приехало губернское начальство, но и ему было оказано сопротивление.
В итоге в село направили батальон вооруженных солдат. Батальон окружили крестьяне, начался своеобразный бой. Естественно, сопротивление крестьян было подавлено, около 20 зачинщиков были арестованы, и под угрозой оружия была проведена опись. События в Лютовичах завершились громким процессом в Московской Судебной палате. Крестьян судили за сопротивление властям, к суду было привлечено свыше 30 наиболее активных крестьян. Обвиняемых защищал адвокат Плевако. В результате судебного процесса суд вынужден был оправдать большинство подсудимых. Лишь трое были приговорены к 4-месячному заключению.
Решение суда тоже показательное. Отношение общественности к происходящему в русской деревне в судебном решении было представлено.
По общей динамике и статистике крестьянских выступлений. За 1878-1880 с помощью войск было подавлено 22 выступления крестьян. Несмотря на эти цифры, по размаху крестьянское движение 1879-1881 значительно уступало движениям рубежа 1858-1860. Если на рубеже 1850-60-х гг. число крестьянских выступлений выражалось сотнями в год, то теперь их были лишь десятки: 1877 г. – 21, 1878 – 34, 1879 – 43, 1880 – 17, 1881 – 58, 1882 – 81, 1883 – 101, 1884 – 117.
Именно в первой половие 1880-х уровень и размах крестьянских выступелний соответствует уровню выступлений в первой революционной ситуации.
Рабочие себя наиболее активно проявляли на рубеже 1870-80-х гг. Крестьянская реформа 1861 открыла новую эпоху капиталистического развития страны, а в социально-экономическом положении рабочих значимых изменений не происходит. По-прежнему отсутствовало законодательное регулирование отношений «законодатель-рабочий», рабочие не могли влиять на условия труда. Архивные материалы говорят, что до 1880-х оставались рабочие районы, в которых рабочие при заключении договора не знали о размерах своих зарплат.
Говоря о причинах рабочего движения нужно учитывать также экономическую конъюнктуру. Вторая половина 1880-х – депрессия в экономике. В 1878-1880 депрессия сменилась некоторым оживлением, а с 1881 вновь началась депрессия.
Географическое распределение событий рабочего движения показывает, что наибольшее число выступлений приходится на области с развитой промышленностью. Главные центры – СПБ и Центральный промышленный район. Активно рабочее движение развивалось в Прибалтике, Белоруссии и Закавказье. Энергичнее всего в этом процессе участвовали металлисты и текстильщики. Металлисты уступали текстильщикам, но по интенсивности выступлений опережали их.
Особенностью рассматриваемого периода является то, что для выступлений рабочих центральных районах были характерны стачки и забастовки. Требования рабочих были связаны с улучшением условий жизни и труда. В 1870-е годы рабочие выступали против вводимых предпринимателями новых условий, которые ухудшали их положение. На рубеже 1870-80-х гг. все чаще требуют улучшения условий труда.
В 1879-1880 выступления носят сугубо экономический характер, хотя и здесь появляются новые оценки. Среди требований появляется «уважение достоинства рабочего человека». Для выступлений рабочих был характерен непродолжительный характер.
1878 – стачка на новой бумагопрядильне в СПб. Она вызвала резонанс среди рабочих, хотя ощутимых плодов не принесла 1879 – новая стачка на этой же бумагопрядильне, более организованная: рабочие выдвинули новые требования. Ее особенностью был сбор средств для стачечников. В результате этих действий руководство пошло на уступки. Еще один пример – стачка 1881 на Ярцевской мануфактуре купца Хлудова. Здесь выступление отличалось буйством рабочих, и на ее подавление были вызваны войска.
Динамика рабочего движения:
1) 1878 – 38 стачек и 16 волнений;
2) 1879 – 51 стачка и 9 волнений;
3) 1880 – 23 стачки и 10 волнений;
4) 1881 – 20 стачек и 7 волнений
Правительство принимает меры для подавления рабочих выступлений. Политика властей носит репрессивный характер. Циркуляр МВД 1870 года, были приняты циркуляры МВД 1878-1879, и в 1881 были приняты положения об усиленной и чрезвычайной охране, которые разрешали высылку стачечников в местах их приписки. В отдельных случаях власти использовали закон 1845 «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Одна из статей предусматривала кратковременное тюремное заключение для нарушителей трудового договора.
Увеличивается рабочее движение в середине 1880-х, правительство понимает, что репрессивные меры не действуют, и появляются первые трудовые законы.
Относительно рабочего и крестьянского движения о росте говорить не приходится. Вместе с тем, неверно считать, что крестьянское и рабочее движение в рассматриваемый период не играло совершенно никакой роли. Выступления 1878-1881 свидетельствовали о напряженности в деревне и промышленности, говоря о нестабильности правительства стоит повторить, что главным фактором, дестабилизирующим обстановку в стране, была деятельность «Народной воли».
ТРЕТИЙ ВОПРОС. Важнейшим показателем кризиса верхов был кризис правительства, который выразился в неустойчивости правительственного аппарата. Лавирование правительства – вот основная черта его деятельности в это время. В этот период колебания правительственного курса переходят допустимые пределы. В политике правительства появляются элементы, которые угрожают существующей политической и экономической системе.
Террористическая деятельность «Народной воли» влияла на политическую жизнь. Решающие акты – покушение Соловьева на императора в 1879. Тогда правительству становится ясно, что одними репрессивными мерами справиться с террористами невозможно. Начинается обсуждение. Следующее событие, объяснявшее, почему от теории правительство переходит к практике, – неудачное покушение февраля 1880 года, устроенное Степаном Халтуриным. После взрыва в Зимнем Дворце было собрано правительственное совещание.
На нем будущий наследник Александр III предложил учредить верховную следственную комиссию по образцу комиссий 1866 года. На это совещание для обсуждения ситуации в стране были приглашены генерал-губернаторы, в частности, в его работе принял участие Лорис-Меликов. Александр II заявил, что хочет создать в правительстве особое временное диктаториальное учреждение, которому передавались бы некоторые права верховной власти.
Это учреждение было создано через три дня 12 февраля 1880 года. Была создана верховная распорядительная комиссия.
29.12
ТРЕТИЙ ВОПРОС. Председателем верховной распорядительной комиссии был назначен Лорис-Меликов. На тот момент это был человек с прекрасной репутацией, известный в обществе, боевой генерал русско-турецкой войны. Он продемонстрировал административные способности, был генерал-губернатором харьковской губернии. Его политика как нельзя лучше способствовала ситуации: он преследовал крамолу и проводил либеральную политику. Это был единственный из губернаторов, кого не приговорили к смерти организаторы «Народной воли».
Комиссия имела чрезвычайные полномочия для борьбы с крамолой. Лорис-Меликову подчиняются все ветви административной власти, все министры, даже военный. Комиссия ущемляла принцип самодержавия. Лорис-Меликов сблизился с представителями высших эшелонов власти, и именно они оказывали ему поддержку.
У верховной распорядительной комиссии было два основных направления деятельности:
1) Сопротивление террору;
· Было реорганизовано третье отделение. Оно присоединялось к МВД. Министр ВД назначался шефом жандармов. Наблюдается сосредоточение репрессивной власти в одних руках.
· Наблюдается усиление зависимости прокуратуры от административной власти.
· Начинаются репрессивные действия против тех либералов, кто непосредственно общался с революционерами.
· За 14 месяцев (с осени 1880 до весны 1881) было проведено 453 дознания по государственным преступлениям, и большая их часть приходится на весну-лето 1880. Приговоры были весьма суровы: по особо опасным государственным преступлениям состоялось 32 судебных процесса и было вынесено 18 смертных приговоров.
2) Привлечь либеральную часть общества на сторону правительства.
· Особое значение для формирования проекта Лорис-Меликова оказали идеи земского деятеля, славянофила и либерала Кошелева. Его работы второй половины 1870-х «Наше положение» и «Общая земская дума». Лорис-Меликов воспринял идеи либеральных бюрократов, прежде всего, Дмитрия Милютина. У него есть записка «Мысли о необходимости преобразований в управлении». И, конечно, это великий князь Константин Николаевич.
Лорис-Меликов разрабатывает проекты восстановления в полном объеме земского положения 1864 и судебных уставов. По его инициативе в отставку были отправлены некоторые руководители ведомств. Уволили министра просвещения Толстого, на его место был назначен либерал Сабуров. С поста министра финансов был уволен генерал Грейг, а на его место назначен Абаза.
Было облегчено положение печати. Разрешено заниматься издательской деятельностью органам, которым раньше это запрещалось, в частности земствам. Печать получает право обсуждать вопросы политики, вести критику правительственных мероприятий. Единственное ограничение: в печати не должно было говориться о конституции, кроме того печатные издания не должны были приписывать Лорис-Меликову симпатии к основному закону. Эти ограничения осуществлялись не административным порядком, а в результате собеседований с редакторами изданий.
Комиссия работала почти полгода. К осени 1880 ее закрыли, по инициативе Лорис-Меликлова, который полагал, что основные свои задачи она выполнила, и нет необходимости для борьбы с крамолой применять чрезвычайные полномочия. К осени 1880 террористические акты прекратились, и Лорис-Меликов посчитал, что народовольцы испугались.
Но на самом деле все было иначе. Теракты прекратились, т.к. начались аресты членов исполнительного комитета. Вначале 1880 был арестован член исполкома Гольденберг, который убил харьковского губернатора Кропоткина. Он раскаялся и начал сдавать своих товарищей. Комиссия была упразднена, а Лорис-Меликов был назначен на пост министра внутренних дел.
Будучи на посту министра, Лорис-Меликов склоняется к сотрудничеству с представителями земств, и во многих его мероприятиях можно обнаружить пожелания представителей либеральных кругов. Он предлагает провести экономические преобразования, пересмотреть податную систему, административное подчинение крестьян. И самое главное предложение: проект реформ, названый позднее «конституция Лорис-Меликова»
С этим проектом министр выступает перед императором в конце января 1881. Лорис-Меликов предлагает изучить опыт работы редакционных комиссий и по их образу создать две временные комиссии в СПб: административную и финансовую. После обсуждения в эти комиссиях проекты законов передается на обсуждение общей комиссии. Общая комиссия состоит из полного состава подготовительных комиссий, а помимо них к обсуждению приглашаются выборные от земств и городов. Таким образом, представители общества получали возможность участвовать в политической жизни страны.
Из общей комиссии проекты поступали в государственный совет. При обсуждении в госсовете планировалось пригласить 10-15 выборных лиц, которые играли бы роль общественного мнения. Комиссии имели совещательных характер и работали при госсовете. В тех условиях это была весьма целесообразная попытка.
Этот проект Лорис-Меликова вызвал неоднозначную реакцию и в правительстве, и у императора. Император был возмущен, видел в проекте ущемление самодержавия, но через некоторое время проект был одобрен. На 4 марта 1881 было назначено согласование формальностей.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ 1880 – НАЧАЛА 1890-х. гг. КОНТРРЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА III.