III. Формирование психосексуальных ориентаций

 

Если первые два этапа протекают на относительно «спокойном» гормональном фоне, то на этом этапе (12–26 лет) начинается и достигает максимума функционирование эндокринной системы, в частности половых желез.

На основе индивидуальных особенностей темперамента и характера формируется личность. Происходит пересмотр привитых догм и своего положения в семье и обществе, эмансипация от семьи; вырабатывается собственное мировоззрение, развиваются высшие эмоции. Формируются общественные представления и социальное сознание, адекватная оценка своих способностей.

 

Специфика этапа — формирование психосексуальных ориентации, которые обусловливают в последующем выбор объекта влечения (человек, животное, фетиш) с его индивидуальными особенностями (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение и т. д.), необходимость для реализации влечения определенной ситуации и ряда последовательных действий, подчас составляющих настоящий ритуал.

 

Этот этап развития можно условно разделить на три стадии соответственно формированию платонического, эротического и сексуального либидо.

 

Они охватывают два возрастных периода: пубертатный и переходный.

 

Платоническое влечение проходит первую фазу — «детской» влюбленности, желания духовного общения — и вторую фазу, когда происходит их реализация. На платонической стадии вполне достаточно совместного приготовления уроков, учебы за одной партой, занятий в одном кружке, просто внимания со стороны объекта влюбленности. В этом возрасте начинают постепенно распадаться однополые группы и коллективы. При гармоничном развитии в платоническую влюбленность включаются сначала отдельные элементы эротического фантазирования (желание остаться наедине, стремление к прикосновениям и ласкам), которые затем нарастают, их диапазон расширяется, и они занимают значительную часть свободного времени подростка.

 

При переходе от платонической стадии к эротической у подростка возникает интерес к интимной стороне взаимоотношения полов, эротической литературе. В художественных произведениях становятся привлекательными сцены свиданий, объяснений в любви и т. д. Даже описания, в которых взрослый человек не найдет и намека на сексуальность, возбуждают воображение подростка, толкают к эротическому фантазированию.

 

На эротической стадии реализация влечения чаще бывает без оргазма, что в плане биологического развития является прогрессивным, так как приводит к дальнейшим действиям, форсирует переход к сексуальной стадии.

 

Наряду с этим имеются формы эротической реализации, подкрепляемые оргазмом. Долго практикуемые, они могут привести к своевременной задержке формирования либидо. К подобным формам относится петтинг, который реализуется с партнером, и как суррогатная форма половой активности — мастурбация, но образ партнера может присутствовать в фантазиях, подчас нереальных, содержащих элементы отклонения от нормальной сексуальности. При длительной задержке формирования либидо возможна фиксация на подобных формах активности вследствие подкрепления оргазмом.

 

Пока нет реализации сексуального либидо в половом акте, существуют возможности отклонений от нормального психосексуального развития, которые впоследствии затрудняют проведение гетеросексуального коитуса вследствие отсутствия или искажения либидо.

 

Чем меньше временной разрыв между началом фантазирования и реализацией, тем гармоничнее стадия формирования того или иного компонента влечения; напротив, чем дольше откладывается реализация фантазий и мечтаний, тем более вычурными и труднее выполнимыми они становятся.