Биографический метод и метод близнецов.

Чаще всего наблюдение входит составной частью в эксперимен­тальные психологические исследования. В частности, это может быть сделано в формебиографического метода. В качестве самостоятельно­го метода наблюдение особой ценности не представляет, за исклю­чением редких случаев использования его в отношении младенцев и неговорящих детей раннего возраста.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫв психологии (от греч. bios — жизнь, grapho — пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Б. м. начали разрабатываться в первой четверти XX в. (Н. А. Рыбников, Ш. Бюлер). Первоначально они ограничивались ретроспективным описанием прошедших этапов жизни человека или всего жизненного пути исторических персонажей прошлого. В дальнейшем Б. м. стали включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий (будущая автобиография, управляемая фантазия, графики жизни, каузо-метрия), а также исследования круга общения (дополнительные биографии, линии отношений субъекта). Современные Б. м., основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды. Использование Б. м. предполагает получение информации, источником к-рой являются автобиографические методики (опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельстба очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности {контент-ана-лиз дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений).