Порядок внесения изменений к Конституции Украины

Порядок внесения изменений к Конституции Украины определяется в тринадцатом разделе Основного Закона. Он направлен на обеспечение как стабильности конституционного строя, так и динамики его развития с учетом общественных потребностей, которые постоянно изменяются. Анализ норм этого раздела дает основания утверждать, что Конституция Украины принадлежит к жестким, трудно переменным актам, что она может быть изменена лишь в особенном, закрепленном ею порядке. Именно постоянный процессуальный порядок внесения в нее изменений обеспечивает стабильность правового содержания и возможность частичного изменения отдельных положений в случае необходимости. Таким образом обеспечивается, с одной стороны, стабильность общественных отношений, а с другой — возможность их последующего развития на демократических принципах.

Характерными чертами конституционного порядка внесения изменений к Конституции являются такие. Право представления в Верховную Раду Украины законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины предоставляется лишь Президенту Украины и не меньше как трети народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады. Ограничение круга субъектов законодательной инициативы по этому вопросу является существенной конституционной гарантией стабильности Конституции.

Впервые в практике конституционной регуляции в Украине вводится дифференцированный подход к изменению конституционного текста. Изменения в разделах, кроме ІІ, III и XIII, возможные лишь в том случае, если такой законопроект предварительно будет обсужден и одобрен большинством народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. Поскольку это одобрение не является окончательным, то оно принимается простым большинством голосов от конституционного состава парламента. Окончательное же решение принимается только на следующей очередной сессии Верховной Рады не меньше как двумя третями от конституционного состава Верховной Рады Украины.

Еще более сложный порядок внесения изменений к Конституции Украины устанавливается к тем разделам, которые есть ее фундаментальной основой. Согласно ст. 156 Конституций законопроект о внесении изменений в раздел ІІ «Общие принципы», разделу III «Выборы. Референдум» и разделу XIII «Внесения изменений к Конституции Украины» подается в Верховную Раду Украины Президентом Украины или не меньше как двумя третями от ее конституционного состава, и принятия законопроекта квалифицированным большинством — двумя третями от конституционного состава парламента. Что действует такой законопроект считается только с момента утверждения его всеукраинским референдумом, который назначается Президентом Украины. Часть вторая ст. 156 запрещает повторное представление законопроекта о внесении изменений в эти разделы Конституции в одиночку и потому же вопросу на рассмотрение Верховной Рады Украины того же созыва. Это может сделать парламент только следующего созыва.

Предусмотренный в Конституции Украины усложненный механизм изменения конституционного текста направленный на обеспечение стабильности конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 157 Конституции Основной Закон государства не может быть изменен, если изменения предусматривают ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направленная на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины.

Это, конечно, не значит, что второй раздел Конституции, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина, не может быть изменен вообще. Конституция предусматривает возможность последующего расширения конституционных прав и свобод, усиления их гарантированности. Согласно части первой ст. 22 Конституции права и свободы человека и гражданина не исчерпывает. Тем самым конституционное признается возможность расширения круга основных прав и свобод лица. В то же время ни при каких обстоятельствах не может быть изменена Конституция Украины в условиях военного или чрезвычайного состояния.

Достаточно важным является положение ст. 158 Конституций Украины, которое запрещает повторное представление в Верховную Раду одного и того же законопроекта, если он уже рассматривался парламентом Украины и был им отклоненный, раньше, чем через год со дня принятия решения относительно этого законопроекта. Эта конституционная норма направлена на сохранение стабильности Конституции, ее стабильности способствует и то, что Верховная Рада в течение срока своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции Украины.

Основной Закон гарантирует конституционность законопроектов о внесении изменений в Конституцию по вопросам, которые касаются национальной безопасности Украины, обеспечения прав и свобод человека и гражданина путем требования обязательного вывода относительно них Конституционного Суда Украины. Да, согласно ст. 159 Конституций Украины законопроект рассматривается Верховной Радой при наличии выводов Конституционного Суда Украины относительно соответствия законопроекта требованиям статей 157 и 158. Статья 157 Конституций Украины устанавливает, что Конституция Украины не может быть изменена, если изменения предусматривают склонение или ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины, а ст. 158 предусматривает, что законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, который рассматривался Верховной Радой Украины, и закон не был принят, может быть подан в Верховную Раду Украины не раньше чем через год со дня принятия решения относительно этого законопроекта. Только относительно этих законопроектов необходимо выведение Конституционного Суда Украины. Относительно других этого не предусматривается.

Относительно выведения Конституционного Суда относительно конституционности законопроекта, то он является важной юридической гарантией против возможности нарушения Основного Закона. Парламент не может принять законопроект к своему рассмотрению по вопросам, предусмотренным статьями 157 и 158 Конституции без этого вывода. Но даже при наличии позитивного вывода законопроект может быть принят или отклонен Верховной Радой, а принятый закон может быть не утвержден народом на всеукраинском референдуме.

Таким образом, установленный в тринадцатом разделе Конституции Украины усложненный порядок изменения конституционного текста в отличие от Конституции УССР, которая раньше действовала , с 1978 г. направленный на обеспечение стабильности конституционных норм, которая имеет существенное значение для стабильности правовой системы, ее развития на демократических принципах.