Функций, принципы и юридические свойства Конституции Украины

Понятие конституции, ее классификации

Лекция 2. КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ

Пример.

Пример.

3) 28A3E16=0010 1000 1010 0011 11102=1010001010001111102.

4) DE7,9C16=1101 1110 0111,1001 11002=110111100111,100111002.

Перевод из шестнадцатеричной в восьмеричную систему осуществляется через двоичную систему с помощью триад.

4C1,2F416 = 0100 1100 0001, 0010 1111 01002;

010 011 000 001, 001 011 110 1002 = 2301,13648.

 

 

План

 

1. Понятие конституции, ее класификация.

2. Функции, принципы и юридические свойства Конституции Украины.

3. Толкование Конституции Украины.

4. Реализация Конституции Украины.

5. Порядок внесения изменений к Конституции Украины.

 

В переводе из английского языка слово «конституция» означает «уклад», с латинского — «утверждаю, устанавливаю». Невзирая на то, что этот термин известен еще со времен Римской империи, акты, которые несколько были похожи на конституцию, были и во времена феодализма (например, Павийская Конституция в 1037 г. Священной Римской империи немецкой нации и другие), однако в собственном понимании этого слова они такими не были и не могли быть. Из средних веков остались исторические выдающиеся достопримечательности — хартии, декларации и другие акты, которые стали подпочвой для будущих конституций. Они вошли в историю именно потому, что отвечали начальным потребностям общественной жизни в конституционных формах правления, и в первую очередь ограничивали власть монархов, закрепляли принципы равенства прав личности.

В отечественном правоведении под конституцией принято понимать основной закон государства, который отображает волю народа и в его интересах закрепляет наиболее важные принципы общественного строя и государственной организации страны. Как главный закон конституция являет собой единственный законодательный акт, который устанавливает принципы организации и функционирования представительских органов государства, основные права и свободы человека и гражданина, территориальное устройство, форму правления, местное самоуправление и тому подобное. В этом понимании конституция как особенный законодательный акт в правовой системе государства появилась в связи с приходом к власти буржуазии. Появление конституций — это результат длительной и тяжелой борьбы между феодализмом и абсолютизмом, с одной стороны, и буржуазией, крестьянами и рабочими — с другой. В целом же конституции завершили создание такого механизма государственной власти, который давал возможность управлять общественными отношениями от имени народа, но в интересах в первую очередь буржуазии. В то же время в первых конституциях были закреплены права и свободы граждан, которые теперь достаточно демократические. Первой в мире Конституцией была Конституция США в 1787 г., а на европейском континенте — Конституции Франции и Польши, принятые их парламентами в 1791 г.

Необходимость принятия конституций была предопределена и тем, что в государстве значительно расширился комплекс общественных отношений, которые подлежали правовой регуляции. Количество нормативных актов постоянно росли. В этой ситуации первые конституции были как «ориентир» в праве, «маяк» правовой системы; без них невозможно было обеспечить выполнение законов большим количеством людей, которые не знали и не могли знать все законы государства. И выход здесь был найден в том, что в достаточно понятный, доступный и всем известный закон были собраны основные правила и принципы общественной жизни. Кроме того, принятие конституций было предопределено и тем, что государства достаточно часто хотели заручиться союзниками (например, в торговле) и продемонстрировать перед ними самые выгодные стороны своей внутренней и внешней политики. Поэтому конституции были своеобразной «визитной карточкой» государства, ее «паспортом».

Таким образом, конституции появились в связи с необходимостью провозглашения и гарантирования прав и свобод лица, для обеспечения правовых принципов буржуазного правопорядка, закрепления позиций государств в международных отношениях.

Термин «конституция» имеет материальное и формальное значение. В материальном значении конституция являет собой писаный акт, который устанавливает принципы общественного строя, форму правления и территориального устройства, принципы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику, столицу, основные права и свободы человека и гражданина и тому подобное.

В формальном значении конституция — это закон, который имеет наивысшую юридическую силу сравнительно с другими законами. Конституция — это закон законов. Она не может быть изменена обычным законом, и внесение изменений в нее предопределяет внесение изменений в те законы и подзаконные акты, которые действовали на то время.

От многочисленных законов, которые существуют в государстве, конституция отличается тем, что она является главным источником конституционного права, в котором в систематизированной форме закреплены важнейшие правовые нормы государства и который возвышается над всеми другими законами через значение норм, правил, что в ней содержатся, и особенных гарантий их реализации. В отличие от других отраслевых законов конституция регулирует чрезвычайно широкий круг общественных отношений, которые охватываются термином «государственный строй».

Конституция Украины — это единственный нормативно-правовой акт, который имеет особенный юридический характер и с помощью которого украинский народ выражает свою суверенную волю, утверждает основные принципы уклада общества и государства, определяет систему и структуру государственной власти и местного самоуправления, основы правового статуса лица, территориального устройства государства.

Социально-политическая суть Конституции Украины заключается в том, что она являет собой общественный договор, где нашли закрепление политические интересы разных социальных групп населения. Она отображает баланс интересов общества.

Конституция Украины регулирует достаточно широкий круг общественно-политических отношений. Объектом такой регуляции являются: принципы народовластия, конституционного строя, принципы формирования властных структур, народный и национальный суверенитет; основные права и свободы, обязанности человека и гражданина (именно в этом блоке наглядно оказывается значение Конституции, ее демократический или недемократический характер); государственные символы Украины; принципы взаимодействия государственных и негосударственных институций; территориальный уклад Украины; принципы взаимоотношений центральных и местных органов Украины, Автономной Республики Крым; внешнеполитические аспекты деятельности Украины; формы непосредственной демократии — выборы, референдум и тому подобное; статус, принципы формирования и деятельности, принципы взаимоотношений и взаимодействия Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины; правовой статус местного самоуправления и его органов; статус и основы деятельности Конституционного Суда Украины как единственного органа конституционной юрисдикции в государстве.

Важное значение имеет форма конституции, на которую непосредственно влияет ее содержание. Форма конституции — это способ организации закрепленного в ней нормативного материала. Конституция имеет внутреннюю и внешнюю формы, то есть систему и структуру. Система конституции — это предопределенная содержанием объекта конституционной регуляции организация норм, которая создается законодателем с учетом требований национальных традиций и законодательной техники. Она выражает последовательность размещения преамбулы, разделов, статей в тексте конституции. Система дает представление об организационном построении конституции Украины, обеспечивает внутреннюю обусловленность ее разделов, статей.

Структура конституции — это логическая связь разных институтов независимо от места размещения норм в тексте конституции. Нормы, которые составляют один институт, могут быть размещены в разных разделах, но их совокупность действует в единстве. Для внутренней структуры не суть важно, составляет тот или и другой институт отдельный раздел, хоть это было бы и желательно. Важной является реальная взаимосвязь и соподчинение норм, которые составляют содержание конкретных конституционных институтов.

Принятая 28 июня в 1996 г. Конституция Украины состоит из преамбулы, 15 разделов, 161 статьи.

Преамбула — вступительная, часть Конституции. Она не имеет заглавия. В ней содержатся наиболее принципиальные положения, идейные мотивы, в которых отмечена главная цель принятия Конституции. В общем содержании Конституции преамбула занимает главное место как основа для толкования всей системы государственно-политического строя Украины. Она состоит из девяти абзацев и охватывает три больших, логично связанных части, которые образуют единственное целое. Во-первых, она констатирует порядок осуществления учредительной власти народа. Во-вторых, акцентирует на юридическое основание самого возникновения Украины как независимого государства. В-третьих, преамбула определяет общую цель принятия Конституции: обеспечение право и свобод человека и достойных условий ее жизни, укрепления гражданского согласия в Украине, развитие и укрепление демократического, социального, правового государства. Преамбула Конституции Украины выделяется не только содержанием, но и стилем изложения — она более патетическая сравнительно со статьями Основного Закона, несет весомую эмоциональную нагрузку. В связи с важным значением решения принципиальных вопросов функционирования государства и общества первым в Конституции идет раздел «Общие принципы», который закрепляет принципы конституционного строя. Дальше размещены такие разделы: «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», «Выборы. Референдум», «Верховная Рада Украины», «Президент Украины», «Кабинет Министров Украины. Другие органы исполнительной власти», «Прокуратура», «Правосудие», «Территориальное устройство Украины», «Автономная Республика Крым», «Местное самоуправление», «Конституционный Суд Украины», «Внесения изменений в Конституцию Украины», «Завершающие положения», «Переходные положения».

Важное значение для конституции имеют ее язык и стиль. К языку конституции обязательными являются требования: точность, ясность изложения норм, недопустимость разного толкования конституционных распоряжений, однозначность в понимании сроков, наличие четких понятий, недопустимость применения синонимов. Стиль конституции должен быть строго документальным. Конституция Украины, которая действует, в некоторых положениях не совсем отвечает этим требованиям.

Важное значение имеет классификация конституций, которая хотя и является условной, но дает возможность ориентироваться в их многообразии, помогает лучше их отличить, сопоставлять одну с другой, понимать особенности их содержания и структуры.

Классификация помогает точнее понять природу и особенности конституций, глубже вникнуть в их содержание. Конституции можно классифицировать по разными признаками.

По времени действия — постоянные и временные. Временные обычно принимаются на установленный срок или к наступлению какого-то определенного события. Постоянные характеризуются установлением неограниченного срока их действия, которое однако не гарантирует их пожизненности, а лишь указывает на цели законодателя на момент их принятия.

По политическим режимам — демократические и авторитарные. Первые гарантируют осуществление основных прав и свобод, периодичность выборов органов власти, свободное создание и деятельность политических партий и др. Авторитарные конституции (особенно тоталитарные) запрещают деятельность политических партий, закрепляют монопольную идеологию и др.

По форме правления — в зависимости от порядка замещения должности (поста раздела государства), разделяют на монархические и республиканские.

По форме политико-территориального устройства — унитарные и федеральные.

По способу принятия — народные и дарованные. Народными считаются конституции, которые принимаются парламентами или учредительными собраниями, избирателями ли путем голосования на всенародном референдуме. Дарованные (октроирование) конституции характеризуются односторонним актом главы государства (монарха) по предоставлению народу конституции. Монархи даровали конституции, как правило, не по доброй воле, а потому, что боялись потерять трон в результате народных выступлений. Примером является Конституция Японии 1889 года.

По порядку изменения (формальными признаками) — жесткие, мягкие, смешанные. Жесткие конституции имеют целью обеспечить стабильность государственного строя, которая в свою очередь помогает укреплению их авторитета и соответственно стабильности конституционного строя. Есть разные способы обеспечения жесткости конституций (принятие квалифицированным большинством, утверждение референдумом и др.). Для мягких конституций характерное их изменение путем принятия в порядке как для обычного закона. Чаще всего мягкие конституции — это неписаные или смешанные. Смешанных конституций в мире очень мало. Например, Конституция Республики Мальта. Одна часть конституционных норм таких конституций может быть изменена квалифицированным большинством, а вторая — простым большинством.

По внешней формой — писаные, неписаные, смешанные. Писаные конституции являют собой кодифицируемые акты, в которых все вопросы конституционного характера урегулированы в единственном документе. Неписаные конституции характеризуются тем, что вопросы конституционного характера находят свое закрепление не в одном, а в нескольких нормативных актах, а также урегулированные конституционными обычаями и тому подобное. Конституции смешанного типа частично являются писаными, а частично включают парламентские законы, судебные прецеденты, обычаи, доктринальные толкования.

По соответствиею реальным отношениям в обществе — реальные, фиктивные (формальные) и фактические. Реальной признается конституция, которая отвечает реальным отношениям в обществе и регулирует их своими нормами, то есть является фактической. Фиктивными или же формальными считаются такие конституции, которые заключают в себе такие конституционные положения, которые не получают реализации на практике. Фактическая же конституция — это сами общественные отношения, то есть то, что реально существует. Например, Конституционный Суд Украины не был создан к принятию Конституции, которая действовала, невзирая на то, что соответствующие изменения были внесены в Конституцию еще в 1991 г. Поэтому согласно юридической конституции он существовал, а фактически — его не было.

Конституция Украины была принята 28 июня в 1996 г. Она является реальной, демократической, унитарной, народной, жесткой, писаной.

 

Роль конституции в обществе оказывается в ее функциях, под которыми следует понимать общественное назначение конституции и способы реализации ее норм. Вопросы о функциях конституции являются спорными. Разные ученые выделяют разное их количество. В связи с тем, что конституция в отличие от других законов являет собой уникальный документ универсального характера, для конституции характерны такие основные функции.

Политическая функция. Конституция Украины закрепляет принципы конституционного строя, политического режима, провозглашает народовластие, определяет направления развития общества. Она признает и закрепляет политическое многообразие, многопартийность. Предоставляя разным политическим силам равные возможности в получении государственной власти, Конституция в то же время запрещает действия, направленные на насильственную смену принципов конституционного строя, создания военных формирований.

Юридическая функция. Конституция Украины является Основным Законом государства, базой системы национального права. Она устанавливает основополагающие правовые распоряжения, которые являются определяющий для других отраслей права. Поскольку нормы Конституции имеют наивысшую юридическую силу, то она обеспечивает упорядоченность и необходимую правовую регуляцию общественных отношений с помощью взаимосвязанных и внутренне суподчиненных нормативных актов государства.

Учредительная функция. Конституция устанавливает основные политико-правовые институты государства и общества, определяет основы правового статуса граждан, систему и структуру законодательной, исполнительной, судебной власти, органов местного самоуправления и др.

Идеологическая функция. Эта функция оказывается в том, что в Конституции Украины содержатся важные идеи политической элиты. Как главный закон государства и общества Конституция закрепляет основополагающие ценности (демократия, суверенитет народа, права человека и гражданина и тому подобное), исполняет важную роль относительно государственных и самоуправляющихся институций, граждан и должностных лиц, ориентирует их на выполнение законов, почитания закрепленных в них ценностей.

Гуманистическая функция Конституции Украины оказывается в том, что в ней закреплены права и свободы лица как составная часть правовой системы государства, провозглашаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Украины, ратифицированных парламентом, провозглашается, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.

Организационная функция Конституции заключается в том, что она стимулирует последующее развитие общественных отношений, заключает в себе положение программного характера, является базой развития прогрессивных политико-правовых процессов.

Стабилизирующая функция оказывается в том, что Конституция выступает стабилизирующим фактором социально-экономических процессов, определяет стратегию развития политико-правовой системы государства и общества.

Консолидирующая функция Конституции заключается в том, что любая конституция является результатом общественного согласия, поскольку закрепляет общие социальные интересы основного большинства населения.

Ограничительная функция Конституции заключается в потому, что конституционные нормы создают основу и определяют пределы деятельности государственных органов, сдерживают узурпацию и монополизацию власти определенными структурами государственной власти.

Внешнеполитическая функция оказывается в том, что другие государства и народы по содержанию Конституции могут делать выводы об уровне демократизма государства. Конституция — своеобразный «паспорт» государства, ее конституционного уклада.

Чрезвычайно важны принципы государственного строительства отображенные в принципах Конституции, которые являются определяющими принципами, главными идеями, которые закрепляют закономерности развития экономической, политической и социальной систем общества, правовой статус человека и гражданина и которые должны браться во внимание при создании текущего отраслевого законодательства. Конституционные принципы определяют суть Конституции, ее содержание, а также основы всех отраслей национального права. Принципы имеют нормативный характер, они являются обязательными для выполнения.

Основными принципами Конституции Украины является: народовластие; государственного суверенитета; приоритет прав и свобод человека и гражданина; унитаризм; деление власти; социальное, демократическое, правовое государство; верховенства имеет приоритет, политического и экономического плюрализма; законности; свободы лица и ее развития; равноправию всех граждан независимо от национальности и других факторов; оптимальное сочетание форм прямой и представительской демократии.

Под юридическими свойствами Конституции понимают такие ее признаки, которые характеризуют Конституцию как Основной Закон государства и общества. Среди юридических свойств Конституции Украины наиболее важными являются такие.

Нормативность. Как Основной Закон государства Конституция Украины обязательная к выполнению всеми субъектами права и является актом постоянного и прямого действия.

Учредительный характер. В Конституции закрепляются важнейшие права, свободы и обязанности граждан, система принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Программный характер. Конституция определяет перспективы развития государства и общества, тенденции и направления их развития, основные цели социального прогресса, содержит основные принципы осуществления власти, является ориентиром развития всей правовой системы государства.

Наивысшая юридическая сила (юридическое верховенство). Все законы и другие нормативно-правовые акты должны ссотвествовать Конституции Украины. Акт, который не соответствует Конституции, является неконституционным и/или отменяется, или приводится в соответствие с ней. Если есть потребность иначе, чем по Конституции, урегулировать общественные отношения, следует сначала изменить или дополнить Конституцию.

Особенная юридическая природа. Конституция имеет свой особенный предмет правовой регуляции, нормирует важнейшие общественные отношения, а именно: основы правового статуса человека и гражданина, территориальный уклад, избирательную систему, референдумы, систему и принципы деятельности органов государственной власти, их компетенцию и тому подобное.

Повышена стабильность. Нестабильность Конституции предопределяет необходимость внесения значительных изменений и дополнений к действующему законодательству, принятие новых, не всегда является целесообразным. Конституция — Основной Закон, и она должна быть стабильной.

Повышена степень охраны со стороны государства. Суть этой очень важной особенности Конституции заключается в том, что Конституция заключает в себе нормы, с помощью которых обеспечивается нерушимость Основного Закона. В Украине функционирует Конституционный Суд Украины, который обеспечивает соответствие Конституции Украины других правовых актов, в первую очередь законов.

Способность к стимулированию общественных отношений. Конституция Украины содержит положения, которые стимулируют соответствующие субъекты прав к принятию необходимых нормативных актов, реализации властных полномочий.

Конституция является основой развития отраслевого законодательства, которое развивается в соответствии с конституционными положениями.

Особенный порядок принятия и изменения Конституции. В отличие от проектов обычных законов проект Конституции, как правило, обнародуется и обсуждается заинтересованными субъектами, в первую очередь гражданами Украины. Принимать и изменять Конституцию Украины имеют право Верховная Рада Украины, а также народ Украины через всеукраинский референдум. Парламент Украины принимает изменения и дополнения к Конституции не меньше как двумя третями от конституционного состава (ст. 155, 156 Конституций Украины).

Легитимность. Легитимность Конституции заключается в том, что она принимается законно выбранным парламентом или всеукраинским референдумом, то есть путем выявления воли народа. Обеспечивается широкое участие граждан в разработке и обсуждении проекта Конституции.

Итоговый характер Конституции. Конституция является выражением степени общественного развития, которого достигло государство, юридическим отображением объективного хода исторического развития общества и государства, правовой формой общественного прогресса, уровня правовой культуры социума.

Реальность. В Конституции учтены тенденции и закономерности общественного развития, возможные социальные последствия тех или других конституционных установок, содержатся основополагающие гарантии реализации конституционных норм. Реальность Конституции оказывается в первую очередь в том, как ее распоряжения отвечают существующей практике.

Правопреемство. Конституция предопределяет непрерывность процесса исторического развития Украинского государства. В преамбуле Конституции Украины отмечены, что эта Конституция принимается с учетом многовековой истории украинского создания государства и на основе осуществленного украинской нацией, всем украинским народом права на самоопределение.

Все вышеупомянутые юридические особенности Конституции Украины свидетельствуют о том, что это — специфический нормативный акт в национальной правовой системе, который является основой правотворения и создания государства Украина.