Постепенно в процессе работы начинает развиваться утомление.

Одним из ведущих показателей актуального функционального состояния психики служит умственная работоспособность, интегрирующая основные свойства психики — восприятие, внимание, память и др.

Работоспособность работника умственного труда

 

По определению Р.М. Баевского: умственная работоспособностьэто определенный объем умственной работы, выполняемой без снижения установившегося на оптимальном для данного индивидуума уровне функционирования организма.

 

Показателем благоприятного функционального состояния служит, конечно же, высокая умственная работоспособность. Вот почему уровень умственной работоспособности служит одним из основных показателей психического здоровья и поддержание ее высокого уровня — ведущая задача сохранения психического здоровья, т.е. психогигиены.

Работоспособность работника умственного труда характеризуется закономерной динамикой в течение рабочего дня.

       
 
   
 

 


Ее исходное значение, как правило, оказывается низким. Уже в процессе работы начинается врабатывание, которое предполагает постепенное повышение работоспособности до оптимального уровня за счет нескольких механизмов: формируется необходимое соотношение возбудительно — тормозных процессов в ЦНС; восстанавливается проходимость тех нервных временных связей, которые создают необходимый для данной деятельности динамический стереотип; достигается адекватный уровень вегетативных функций (кровообращения, дыхания), выработки гормонов и активности обмена веществ и т. д. Необходимо отметить, что у детей скорость врабатывания выше, а у пожилых людей — ниже, чем у людей среднего возраста, в связи с изменениями в уровне соотношения силы и подвижности процессов возбуждения и торможения в ЦНС.

Существует целый ряд способов ускорения врабатывания. В частности, одним из эффективнейших среди них является утренняя гигиеническая гимнастика, вторая половина которой должна включать упражнения, подготавливающие человека к выполнению соответствующей профессиональной деятельности. Для работников умственного труда (в том числе учащихся, педагогов, ученых) это должны быть упражнении на внимание, на быструю смену возбудительно-тормозных процессов, повышение возбудимости ЦНС и др.

Вслед за фазой врабатывания наступает фаза устойчивой работоспособности,когда человек работает наиболее продуктивно и качественно. Длительность этой фазы, а следовательно, и эффективность, качество труда определяются многими обстоятельствами: видом самой работы, ее характеристиками (интенсивность, смена периодов высокой и более низкой активности и т. д.), индивидуальными особенностями работника. Несомненно, что целенаправленной организацией трудовой деятельности можно заметно удлинить фазу устойчивой высокой работоспособности.