Число единиц анализа, фиксирующих данную категорию
Выводы и рекомендации по проведенному исследованию.
Анализ результатов контент-аналитического исследования.
Таблица 1. Этапы проведения контент-аналитического исследования
Этапы | Работа, выполняемая исследователем |
1-й этап | Определение эмпирических объектов исследования - формирование репрезентативной выборки; - отбор необходимых документов (объектов исследования). Объем выборки зависит от: - целей и задач исследования; - от характера полученной информации (надежность и достоверность). |
2-й этап | Разработка методики контент-анализа При использовании данного метода, социолог применяет множество различного рода категорий. Все они должны найти соответствующее выражение в содержании исследуемого документа. Таким выражением являются единицы анализа(понятие – слово, термин, сочетание слов; тема, выраженная в смысловых образах, статьях, частях текста; имена людей; географические названия; общественные события, факты, случаи и т.д.) |
3-й этап | Выбор единицы счета - система счета «время – пространство» (число строк, образов, знаков; время, в течение которого освещается факт); - проявление признаков в тексте; - частота проявления единицы счета (применяется наиболее часто). |
4-й этап | Проведение пилотажного исследованиякак условия проверки разработанной методики на надежность. Использование экспертов. Проверка, исправление и повторное кодирование документов после пилотажного исследования(объем документов для пилотажного исследования: 30 – 50 % от общей выборки). |
5-й этап | Проведение основного исследования и сбор информации |
6-й этап | Анализ результатов контент-аналитического исследования |
7-й этап | Выводы и рекомендации по проведенному исследованию |
В обязательном выделении этих этапов проявляется формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа.
Во-первых, после того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте. В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий. Это:
· знак;
· цели;
· ценности;
· тема;
· герой;
· автор;
· жанр и др.
При определении категорий анализа желательно избежать ряда крайностей.
1-я крайность. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание»
2-я крайность. Если категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много. Это приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту).
Поэтому социологу необходимо найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были:
а) уместными - соответствовали поставленным задачам и исследуемому содержанию, т.е. что бы соответствовали решению исследовательских задач;
б) исчерпывающими - охватывающими все части содержания, определяемые задачами данного исследования, т.е. должны достаточно полно отражать смысл основных понятий исследования;
в) взаимоисключающими - одни и те же части не должны принадлежать различным категориям, т.е. одно и то же содержание не должно входить в
различные категории в одинаковом объеме;
г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.
Во-вторых, после определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста - лингвистическая единица речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений.
За единицу анализа может быть принято:
· слово;
· предложение;
· тема;
· идея;
· автор;
· персонаж;
· социальная ситуация;
· часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа.
Когда контент-анализ выступает единственным методом сбора информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.
Сложные виды контент-анализа также оперируют не одной, а несколькими единицами анализа.
В-третьих, после того, как определены единицы анализа текста, устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.
Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте и частота их появления (интенсивность).
Таким образом, единицами счета могут быть:
· число определенных слов или их сочетаний;
· количество строк;
· печатных знаков;
· страниц;
· абзацев;
· авторских листов;
· площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.
(См. рисунок на следующей странице)
Рис. 1. Стадии применения контент-анализа
Категории анализа текста | Единицы анализа текста | Единицы счета текста |
· · - знак; · - цели; · - ценности; · - тема; · - герой; · - автор; · - жанр и др. | · - слово; · - предложение; · - тема; · - идея; · - автор; · - персонаж; · - социальная ситуация; · - часть текста, объединен- ная чем-то, что соответст- вует смыслу категории анализа | · - число определенных слов или их сочетаний; · - количество строк; · - печатных знаков; · - количество страниц; · - количество абзацев; · - авторских листов; - площадь текста, выра- женная в физических про- странственных величинах и др. |
Помимо стадий проведения контент-анализа, важен еще и выбор необходимых источников (объектов), подвергаемых контент-анализу.
Проблема выборки содержит в себе:
а) выбор источника,
б) выбор количества сообщений,
в) выбор даты сообщения и исследуемого содержания.
Все эти параметры выборки определяются задачами и масштабами исследования.
Чаще всего контент-анализ проводится на годичной выборке:
· если это изучение протоколов собраний, то достаточно 12 протоколов (по числу месяцев),
· если изучение сообщений средств массовой информации – 12 - 16 номеров газеты или теле-, радиодней.
Обычно выборка сообщений средств массовой информации составляет 200 - 600 текстов.
Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:
1. классификатор контент-анализа;
2. регистрационная карточка или кодировочная матрица;
3. протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение - бланк контент-анализа;
4. инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета;
5. каталог (список) проанализированных документов.
Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение - предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании.
Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа - ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.
Тип таблицы определяется этапом исследования. Например, разрабатывая категориальный аппарат, исследователь составляет таблицу, представляющую собой систему скоординированных и субординированных категорий анализа. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков (ответов), по которым делится содержание текста.
(См. бланки контент-анализа)
Регистрационная карточка представляет собой кодировочную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.
Таким образом, для регистрации единиц анализа составляется таблица получившая название – кодировочная матрица.Кодировочная матрица имеет следующий вид:
(См. рисунок кодировочной матрицы).
Рис. 2. Кодировочная матрица
Название документа | Единицы анализа | ||||||
Х | ∑n | ||||||
А | + | + | |||||
Б | + | ||||||
В | + | ||||||
Г | + | ||||||
Х | + | ||||||
∑n |
Примечание:
· По вертикали записывается название каждого документа.
· По горизонтали записываются классификационные единицы анализа.
Протокол (бланк) контент-анализа предназначен для подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу. Как правило, протокол содержит:
во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.);
во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа).
Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.
Если объем выборки достаточно велик (свыше 100 единиц), то кодировщик, как правило, работает с тетрадью матричных (кодировочных) листов.
Если выборка невелика (до 100 единиц), то можно проводить двумерный или многомерный анализ. В этом случае для каждого текста должна быть своя кодировочная матрица. Эта работа трудоемка и кропотлива, поэтому при больших объемах выборки сопоставление интересующих исследователя признаков осуществляется на компьютере.
Важным условием контент-анализа является разработка инструкции кодировщику –системы правил и пояснений для того, кто будет собирать эмпирическую информацию, кодируя (регистрируя) заданные единицы анализа. В инструкции точно и однозначно излагается:
· алгоритм действий кодировщика;
· дается операциональное определение категорий и единиц анализа;
· правила их кодирования;
· приводятся конкретные примеры из текстов, являющихся объектом исследования;
· оговаривается, как следует поступать в спорных случаях, и т.д.
Процедура подсчета при количественном контент-анализе в общем виде аналогична стандартным приемам классификации по выделенным группировкам ранжирования и измерения ассоциации.
Существуют специальные процедуры подсчета применительно к контент-анализу. Например, формула коэффициента Яниса, предназначена для вычисления соотношения положительных и отрицательных оценок, суждений, аргументов.
(См. рисунок)
В случае, когда число положительных оценок превышает число отрицательных:
f - f * n
C = ----------------
r * t
где:
С – коэффициент соотношения положительных и отрицательных оценок;
f – число положительных оценок;
n – число отрицательных оценок;
r – объем содержания текста, имеющего прямое отношение к изучаемой проблеме;
t – общий объем анализируемого текста.
В случае, когда число положительных оценок меньше, чем отрицательных,
f * n - n
C = ----------------
r * t
Есть и более простые способы измерения. Удельный вес той или иной категории можно вычислить с помощью формулы
К = ---------------------------------------------------------------------------------