Проведение контент-анализа
Контент-анализ (от англ. Contens содержание) – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.
Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Контент-анализ может использоваться:
· как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты);
· как параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации);
· как вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Для этого необходимо:
Во-первых, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также,
Во-вторых, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости).
Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Основными направлениями применения контент-анализа являются:
· выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта – окружающей действительности, автора или адресата);
· определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы – язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);
· выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).
В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий, которые зафиксированы в программе контент-аналитического исследования.
Программа контент-аналитического исследования включает в себя следующие этапы: (См. таблицу 1)