Формой живой материи является душа.

Мир и его развитие понимались Аристотелем как результат постоянного взаимопроникновения двух начал – пассивного (материи) и активного начала (формы).

Материя –это все то, что окружает человека и сам человек.

Материя и форма представляют собой неотделимые друг от друга начала. Материя не может существовать не оформляясь. Точно так же форма не может существовать без материальной основы. Материя пассивна, форма активна.

Душа есть сущность всего живого. Душа и тело неразрывно связаны и «души от тела отделить нельзя». Деятельность души может осознаваться только в связи с объективным миром.

Для возникновения восприятия как деятельности необходимо, с точки зрения Аристотеля, наличие трех главных условий:

1) воздействующего объекта;

2) промежуточной среды;

3) ощущающей способности.

Промежуточная среда должна иметь место в каждом виде ощущений и восприятий. Для зрения ею является свет, для слуха – воздух. Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психического.

Чувственные образы – это самые первые свидетели внешнего мира. Аристотель указывает пять основных видов чувствительности: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Главным и генетически первичным среди них является осязание. Оно имеет решающее значение в пространственном видении предметов.

Мышление, по Аристотелю, невозможно без чувственного опыта. Оно всегда обращено к нему и возникает на его основе.

«Душа, – утверждает философ, – никогда не мыслит без образов».

Мышление– это форма чувственных форм или просто форма форм, в которой исчезает все чувственное и наглядное и остается обобщенное и общезначимое.

Общую двигательную активность человека Аристотель связывал с кровью, в которой он видел основной источник жизнедеятельности организма. Подвижность и активность человека определяется различными состояниями крови, скоростью ее свертывания, степенью ее разжиженности, теплотой и т.д.

Например: легкая кровь свойственна сангвиникам, тяжелая – меланхоликам, теплая – холерикам, жидкая – флегматикам.

Вывод: в аристотелевской гуморальной теории темперамента основой различий в уровне общей подвижности являются разные состояния одной и той же жидкости (крови), а не четырех, как это было в учении о типах темперамента Гиппократа.

Кровь составляет основу всей жизнедеятельности организма. Растекаясь по всему телу, кровь дает жизнь его органам чувств и мышцам. Через нее они связываются с сердцем, которое выступает центральным органом души.

Важнейший раздел в общей системе представлений Аристотеля о душе составляет его учение о способностях души. Душа едина, неделима, но проявляется в трех основных способностях, к которым он относил растительную, чувствующую и разумную.Растительныеспособности обеспечивают питание и рост организмов, их размножение. Растительные функции являются основой, на которой возникают и развиваются чувствующие способности души. В сферу чувствующих способностей входят ощущения и побудительные силы.

 

6.Данное название эта школа получила из-за того, что философы (представители данной школы) были очень бедны и не имели денег для приобретения земли для своей школы. Поэтому свои беседы они вели, прогуливаясь по колоннаде греческих храмов – стое => поэтому возникло и название – стоики.

«Стоики» в переводе с греческого означает твердый дух и постоянство. Представители стоиков: Зенон (основатель этой школы), Сенека, Цицерон, император Марк Аврелий и др. Эта школа древнегреческой философии существовала на рубеже IV-III вв. до н.э. и до V в. новой эры.

Стоики считали, что мир состоит из атомов, которые являются первоосновой всего, в том числе души и тела человека. Душа имеет божественное начало и это начало отождествляется с судьбой.

В рамках этой школы развивалась концепция Гераклита о том, что все четыре основные элемента природы (огонь, воздух, вода, земля) находятся в постоянном взаимодействии и взаимопревращении: