Под действием солнечных лучей из земли испаряется влага, из сгустка которой возникают растения

Все вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения, а многообразие мира есть лишь различные состояния единого материального начала, первоосновы или первоматерии.

План.

Тема 2: Психологические воззрения в античную эпоху.

История психологии

1. Представления о душе философов Милетской школы.

2. Понимание природы души Гераклитом.

3. Понятие о душе в учении Анаксагора.

4. Гиппократ и его учение о темпераменте.

5. Учение Аристотеля о душе.

6. Психологические взгляды стоиков.

7. Эпикур о душе.

 

1.VII – VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного общества и перехода к рабовладельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни (развитие торговых отношений, становление городов и т.д.) создали условия для расцвета древнегреческой культуры, привели к существенным изменениям в области мышления. Эти изменения заключались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний. Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые возникшие философские школы.

Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, которая существовала в VII-VI вв. до н.э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделении психики или «души» из материальных явлений.

Общее для философов милетской школы:

Фалес (624-547 гг. до н.э.) в качестве первоосновы вездесущего указывал воду. Доказывая, что именно вода есть действительное начало всего мира, Фалес ссылался на то, что Земля плавает на воде, окружена ею и сама происходит из воды. Вода подвижна и изменчива, может переходить в разные состояния. Испаряясь, вода превращается в газообразное состояние, а замерзая – в твердое. Поскольку из воды происходит и твердое и газообразное, то, по Фалесу, разумно допускать, что вода есть первооснова всего сущего и что все окружающее представляет собой различные переходные состояния этой первоосновы. Душа также есть особое состояние воды. Рассматривая душу в связи с телесной организацией, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического здоровья тела. Те, у кого тело здоровое, имеют и лучшие душевные способности и дарования, а стало быть, располагают большими возможностями обрести счастье в наши дни. Человек, считал Фалес, должен стремиться к тому, чтобы жить по закону справедливости. А справедливость состоит в том, чтобы не совершать самому того, в чем человек порицает других.

Согорожанин Фалеса Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) принимал за источник всех вещей «апейрон» – такое состояние материи, которое не имеет качественной определенности, но которое благодаря своему внутреннему развитию и сочетанию порождает многообразие мира. Душа им трактовалась как одно из состояний апейрона.

Анаксимандр был одним из древних философов, кто осуществил попытку объяснить возникновение и происхождение человека и живых существ. Ему первому принадлежит идея зарождения живого из неживого. Возникновение органического мира представлялось Анаксимандру следующим образом: