Эпикур и эпикурейцы

Киники

Антисфен и Диоген. Он упорно искал добродетели, считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания. Мир плох, поэтому надо научиться жить независимыми от него. Для мудреца самое важное - смирение.

Диоген якобы жил в бочке, питался подаянием. Человек по самой своей природе, учили они, имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей.

Скептицизм (от греч. skeptukos - рассматривающий, исследующий, критикующий). считают Пиррона. Идея безмятежности (атараксии).

Проблема: как надо жить в этом мире. Философ - это тот, кто стремится к счастью. Воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности.

Эпикур развивал идеи атомизма. Он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения. Атомам присуща "свобода воли". Выдвинул идею об объективности случайности.

По Эпикуру, жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца. Жизнь и есть наибольшее наслаждение.

Основным принципом этики эпикурейцев является удовольствие - принцип гедонизма. Счастье — это удовольствие.

Стоицизм. Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

Понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже "бесчувственного" мудреца. Идеал внутренней свободы, свободы от страстей.

Развитие природы они трактовали также в религиозном духе, считая, что все предопределено. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод.

Удовольствие — это способность довольствоваться тем, что имеешь. Стоики понимали личное счастье иначе: «Подчиняйся судьбе!»

Неоплатонизм опирался на предыдущую философскую систему — Платона. Близость к христианству.