Аристотель

Платон

Сократ

Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры.

Мастерство диалога. Диалог стал основным методом нахождения истины. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – с помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.

Родоначальник диалектики. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника. Поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека. "Я знаю, что я ничего не знаю". «Познай самого себя!"

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма. Добродетель проистекает из знания. Никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению!

В конце жизни Сократа привлекли к суду

Демиургическая сотворенность мира. Порядок и меру вносит в мир разум — демиург.

Космос. Об отношении идей к вещам. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных. По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное бытие, а чувственно воспринимаемые вещи - тени идей, их копии.

Высшая идея - это идея абсолютного добра .

Идея души. Душа несет в себе это подлинное знание, поскольку она бессмертна. В ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая. Платон обосновывает необходимость припоминания виденного душой (анамнезис). Платон, вслед за пифагорейцами, ставит вопрос о метемпсихозе — переселении душ

Проблема познания у Платона — это проблема Эроса (диалог «Пир»). Эрос задает жизнь природе, влечет все противоположности друг к другу. Он всегда стремился обладать чем-то, символизирует нехватку чего-то. Эрос заставляет человека чувствовать неудовлетворенность. Эрос заставляет человека охватывать весь мир. Значит, в каждом человеке заложено стремление достичь прекрасного и избежать безобразного. А Эрос как бы соединяет чувственный и умопостигаемый мир. Прекрасным оказывается знание само-по-себе.

Платон отличал знание от субъективного ощущения. По Платону же получается, что нашей субъективной мысли соответствует объективная мысль, пребывающая вне нас. В этом-то и состоит суть его объективного идеализма.

Воззрения на общество и государство. "Идеальное государство" является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое "идеальное государство" Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. Государством призваны управлять только аристократы. Учение Платона о государстве - это утопия. Нисходящую иерархию государственных форм, к которым причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Тирания - наихудшая форма государственного устройства.

Систематизатор всего античного знания. 1. Логика. 2. Работы из области теории физики; о частях животных — биология, входит в физику. 3. То, что после физики — метафизика (общие вопросы бытия). 4. Практическая философия — этика, политика и т.д. 5. Эстетика.

Аристотель - ученик Платона. Он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической реальности. "Платон мне друг, но истина дороже!" Он стремился преодолеть платоновский разрыв между миром чувственных вещей и миром идей.

Физика — наука о движении. Метафизика — учение о первопринципах бытия или первая философия.

Четыре причины, , которые отвечают на вопрос о движении и изменении, происходящие в мире:

Форма — «то, что». Переход от возможности к действительности; Сущность вещей.

Материя — «то, из чего». Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов: вода, земля, воздух, огонь и эфир (небесная субстанция).

Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.

Цель — «то, ради чего» или энтелехия. Высшей целью является Благо.

Пример: когда строится дом, материей является кирпич; формой - сам дом; причиной движения - деятельность архитектора; цель - назначение дома.

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Объективное существование материи. Материя инертна, пассивна. Она содержит возможность возникновения действительного многообразия вещей, как мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Бог (или ум-перводвигатель).

Категории философии. Категории - это фундаментальные понятия философии. Аристотель подводит каждую вещь под одну из десяти категорий.

Субстанция (сущность).

Количество («сколько»).

Качество («какое»).

Отношение («то, по отношению к чему»).

Пространство (где).

Время (когда).

Состояние (ситуация).

Обладание (например, «одетый»).

Действие ( «действовать»).

Претерпевание (принятие изменения от другого предмет).

Идея души. Душа - энтелехия тела. Энтелехия - целеустремленная энергия, движущая сила, превращающая возможность в действительность.

Теория познания и логика. Любое знание начинается с ощущений. Разум же усматривает общее в единичном. Аристотель создал труд по логике. Здесь он разработал теорию мышления и его формы, понятия, суждения, умозаключения и т.д. Аристотель - основоположником логики.

Он сформулировал логические законы: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. Аристотель разработал учение о силлогизмах

Об обществе и государстве. По Аристотелю, человек - политическое существо, т.е. социальное. Отождествив общество с государством. Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Государство создается для того, чтобы жить счастливо. Аристотель тесно связывает рабство с вопросом собственности.

Он выделял такие формы государственного правления, как монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от политии - демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. 4.Эллинистически-римская философия