Древнегреческая натурфилософия

Периодизация.

1. первый период греческой философии (6 в. до н. э.) —натурфилософский (проблемы философии природы).

А) ранние натурфилософы (монисты - поиск одного начала мира).

Ионийская философия: Милетская школа (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) и Эфеская школа (Гераклит). Космологические и космогонические модели мира.

Италийская философия: пифагорейцы во главе с Пифагором и элеаты (Парменид). Обращение к внутреннему миру человека.

Б) поздние натурфилософы (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит). Плюралисты (множество начал)

2. Период классической философии(V—IV в. до н. э.). Софисты и Сократ. (Обращение к человеку). Платон. Аристотель.

3. Эллинистически-римская философия (III в. до н. э. — VI в. н. э.), Эпикурейство, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм. Проблемы этики, обоснования человеческой жизни.

Милетская философия. Фалес «Все — из воды». Вода — начало живое и одушевленное. Вода — начало, дающее жизнь, генетическое.

Анаксимандр Начало мироздания - («апейрон»), «Апейрон» «все охватывает и всем правит». Из «апейрона» возникает мир, мир гибнет в «апейроне», чтобы возродиться.

Анаксимен Учение о воздухе как о первооснове (первосубстанции) мироздания, о возникновении из него всего существующего посредством процессов сгущения и разряжения. Божественный воздух — дыхание, дыхание мира и человека.

Гераклит Эфесский "Все течет!" "В одну и ту же реку нельзя войти дважды", "В мире нет ничего неподвижного. Мир – это картина столкновения противоположностей и переход их друг в друга, единство этих противоположностей. И изменение, и борьба вещей — все это является подлинными основами действительности. Мир существовал вечно. Субстанцией у него является огонь. Огонь — символ подвижности, изменчивости, исчезновения и зарождения мира.

Космос - это живой огонь. Он тождествен божеству. Пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог) - отождествление бога и природы.

Пифагор (2-я пол. VI — нач. V вв. до н.э.) Эзотерическое знание. Пифагорейские кружки. Его учение о числе как о субстанции всех вещей.

Числа— это и математические величины, и физические тела, и живые существа. Каждое число — это суть субстанция нашего реального мира.

"Все есть число" - вот его исходная позиция. В числескрытый смысл явлений, законов природы.

Число сохраняет объективность мира. Число — это прежде всего состояние души.

Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон

Если Гераклит утверждал, что все изменяется, то Парменид - прямо противоположное: ничто не изменяется. Парменид разграничивает истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях.

Проблемы бытия, соотношения мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то. Попробуйте помыслить ни о чем! Только бытие есть, небытия нет. «Одно и то же мыслить и быть».

Зенон Элейский. Он развивал логику как диалектику. Апории Зенона (противоречивые высказывания).

Внутренние противоречия понятия о движении выявляются в знаменитой апории "Ахиллес", где анализируется положение, при котором быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи.

В апории "Стрела" Зенон доказывает, что, двигаясь, стрела в каждый данный момент времени занимает данное место пространства. Так как каждое мгновение неделимо, то в его пределах стрела не может изменить своего положения. А если она неподвижна в каждую данную единицу времени, она неподвижна и в данный промежуток его. Стрела постоянно покоится.

Проблема как из неподвижности рождается движение.