Землеустройства

Экономика техника процесс организация

               
       
 


 

 

 

К их числу были отнесены:

экономика землеустройства, изучающая землеустройство как социально-экономическое явление, его сущность и причины, лияние землеустройства на землепользование и отыскание эко­номически целесообразных методов землеустройства;

техника землеустройства, включающая технические вопросы (деления, измерения и вычисления площадей участков), а также методы землеустройства (передел земли, выдел, разверстание и др-);

землеустроительный процесс — дисциплина, дающая знания о порядке возбуждения, составления, прохождения (рассмотрения), утверждения и приведения в исполнение землеустроительного дела в увязке с действующими земельно-правовыми нормами;

организация землеустройства, освещающая вопросы планиро­вания и организации землеустроительных работ, их финансиро­вания и рационального проведения.

 

При этом научная дисциплина «Экономика землеустройства» считалась основной и относилась к числу теоретических земле­устроительных курсов.

Первый учебник, заложивший основы экономики земле­устройства, был издан проф. Ф. Г. Некрасовым в 1925 г.; он на­зывался «Основы землеустройства.

Здесь впервые были обоснованы экономичес­кая сущность землеустройства и состав вопросов, относящихся к данному курсу.

 

Так, автор отмечал: «Как бы мы ни смотрели на землеустройство, оно, несомненно, представляет собой явление хозяйственное — оно имеет хозяйственный смысл. Условия эко­номические его вызывают, и оно производит тот или иной эко­номический эффект, как с точки зрения отдельного хозяйства, подвергнувшегося землеустроительной операции, так и в смысле народнохозяйственном».

Основные вопросы, определяющие содержание экономики землеустройства, были сведены к следующим:

 

Экономичес­кая сущность и вопросы землеустройства:

эволюция форм организации земельной площади в простран­ственном отношении;

формы землеустройства (межселенное, внутриселенное);

методы землеустройства;

экономическая оценка методики землеустройства, выявление и оценка его результатов.

Ключевой научной работой, доказывающей социально-эконо­мическое содержание землеустройства, была статья проф. П. Н. Першина «Социально-экономическая теория землеустрой­ства», изданная также в 1925 г.

Говоря о необходимости включения нового предмета в общую систему экономических знаний, П. Н. Першин писал: «Прежде всего представляется необходимым научно осознать землеустройство как экономическое явление и таким образом ввести его в общую систему экономической науки. В процессе такой разработки и должна сложиться «экономика землеустрой­ства», как его экономическая теория».

Он считал также, что «... землеустройство, как и всякое явле­ние, может быть изучаемо с разных сторон: со стороны техники, экономики и права. ... Землеустройство, как предмет научно-экономического знания, должно рассматриваться не иначе, как хозяйственный акт, социально выражающий более или менее сложное экономическое явление. Только с этой стороны и в этом его виде оно может стать объектом экономического иссле­дования».

К середине 20-х годов относятся также и первые научные исследования по экономике землеустройства.

Так, в 1922 г. вышла книга проф. А. В. Чаянова «Оптимальные размеры сель­скохозяйственных предприятий»

В 1927 г. была опубликована работа А. Н. Алеевского «Опыт практического определения экономического эф­фекта землеустройства»

В 1928 г. П. П. Сплюхиным были написаны и изданы «Монографии по экономике земле­устройства», освещающие проблемы оптимальных размеров вновь организуемых поселков, методы учета экономи­ческого эффекта от землеустройства, теорию и методы определе­ния средних расстояний.

 

сфера практической деятельности

Землеустройство отрасль научного знания

 

Практика показала, что землеустройство следует рассматри­вать с двух сторон: как сферу практической деятельности по организации рационального использования и охране земель и как отрасль научного знания в этой области. Не составляет исключения и данный курс. Его место в системе специальных землеустроительных дисциплин, а также различие в предметах их изучения показаны в табл.