Стандартизация

 

Стандартизация направлена на выполнение трех функций:

· упорядочивание объектов, создаваемых в процессе НТР, труда человека;

· установление в нормативных документах по стандартизации оптимальных организационно технических, общетехнических, технико экономических норм и правил;

· право применения, то есть использования и соблюдения оптимальных норм и требований, установленных в нормативных документах.

Под стандартизацией понимают деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочивания в определенной области, посредством установленного положения для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Основным итогом стандартизации является стандарт. Стандарт - документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области.

Основные цели стандартизации:

· совместимость и взаимозаменяемость;

· единство измерений;

· безопасность и охрана ноосферы;

· качество продукции и услуг;

· международное сотрудничество;

· ресурсосбережение.

Виды стандартизации:

· международная - стандартизация участие в отрой открыто для соответствующих органов всех стран;

· региональная - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического , политического или экономического региона мира;

· национальная - стандартизация, которая проводиться на уровне одной страны.

Виды стандартов РФ:

· ГОСТ - Р;

· стандарты стран СНГ - ГОСТ;

· международные стандарты и правила (2 вида применения - прямое и косвенное);

· стандарты отраслей;

· стандарты предприятий;

· стандарты общественных организаций;

· общероссийские классификаторы ТЭО продукции и процессов.

В последние годы в РФ получили широкое распространение стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный Опыт управления качеством продукции на предприятиях.

Стандарт ISO 9000:

1) не содержит точных параметров какого-либо вида продукции и применим ко многим отраслям промышленности;

2) включает свод систематизированных понятий в области качества и определяет общие направления работы любого предприятия;

3) осуществление мероприятий по соблюдению стандарта ISO 9000 возможно любым подразделением фирмы;

4) процесс осуществления мероприятий по соблюдению стан­дарта ISO 9000 — непрерывен.

Этими качествами система ISO 9000 достаточно привлекательна для фирм, находящихся в переходном состоянии, как основа для упорядочения и стабилизации внутрифирменных процессов, а так­же взаимодействий с деловой средой.

В соответствии со стандартом ISO определяется политика в об­ласти качества как целостная система, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. Полити­ка в области качества может включать следующие позиции:

· улучшение экономического положения фирмы;

· расширение или завоевание новых рынков сбыта;

· достижение технического уровня продукции, превышающего уровень других фирм;

· ориентация на удовлетворение требований потребителя опреде­ленных отраслей, сфер или регионов.

Основой для появления стандартов ИСО серии 9000 явились следующие факторы: реакция на потребность крупных фирм под­тянуть уровень качества продукции многочисленных мелких по­ставщиков до своих требований и необходимость унификации тре­бований к системам качества с целью сокращения большого числа повторяющихся их проверок.

Можно предположить, что система качества по стандартам ИСО серии 9000 будет еще достаточно долго выступать как весо­мый фактор конкурентоспособности промышленных фирм, а во многих случаях — и как необходимое условие заключения контрак­тов на поставку продукции, особенно иностранным партнерам. Это диктует перед промышленными фирмами задачу внедрения системы ISO, a также ее систематического обновления.