Стандартизация
Стандартизация направлена на выполнение трех функций:
· упорядочивание объектов, создаваемых в процессе НТР, труда человека;
· установление в нормативных документах по стандартизации оптимальных организационно технических, общетехнических, технико экономических норм и правил;
· право применения, то есть использования и соблюдения оптимальных норм и требований, установленных в нормативных документах.
Под стандартизацией понимают деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочивания в определенной области, посредством установленного положения для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.
Основным итогом стандартизации является стандарт. Стандарт - документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы и характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов и который направлен на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области.
Основные цели стандартизации:
· совместимость и взаимозаменяемость;
· единство измерений;
· безопасность и охрана ноосферы;
· качество продукции и услуг;
· международное сотрудничество;
· ресурсосбережение.
Виды стандартизации:
· международная - стандартизация участие в отрой открыто для соответствующих органов всех стран;
· региональная - стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического , политического или экономического региона мира;
· национальная - стандартизация, которая проводиться на уровне одной страны.
Виды стандартов РФ:
· ГОСТ - Р;
· стандарты стран СНГ - ГОСТ;
· международные стандарты и правила (2 вида применения - прямое и косвенное);
· стандарты отраслей;
· стандарты предприятий;
· стандарты общественных организаций;
· общероссийские классификаторы ТЭО продукции и процессов.
В последние годы в РФ получили широкое распространение стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный Опыт управления качеством продукции на предприятиях.
Стандарт ISO 9000:
1) не содержит точных параметров какого-либо вида продукции и применим ко многим отраслям промышленности;
2) включает свод систематизированных понятий в области качества и определяет общие направления работы любого предприятия;
3) осуществление мероприятий по соблюдению стандарта ISO 9000 возможно любым подразделением фирмы;
4) процесс осуществления мероприятий по соблюдению стандарта ISO 9000 — непрерывен.
Этими качествами система ISO 9000 достаточно привлекательна для фирм, находящихся в переходном состоянии, как основа для упорядочения и стабилизации внутрифирменных процессов, а также взаимодействий с деловой средой.
В соответствии со стандартом ISO определяется политика в области качества как целостная система, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. Политика в области качества может включать следующие позиции:
· улучшение экономического положения фирмы;
· расширение или завоевание новых рынков сбыта;
· достижение технического уровня продукции, превышающего уровень других фирм;
· ориентация на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей, сфер или регионов.
Основой для появления стандартов ИСО серии 9000 явились следующие факторы: реакция на потребность крупных фирм подтянуть уровень качества продукции многочисленных мелких поставщиков до своих требований и необходимость унификации требований к системам качества с целью сокращения большого числа повторяющихся их проверок.
Можно предположить, что система качества по стандартам ИСО серии 9000 будет еще достаточно долго выступать как весомый фактор конкурентоспособности промышленных фирм, а во многих случаях — и как необходимое условие заключения контрактов на поставку продукции, особенно иностранным партнерам. Это диктует перед промышленными фирмами задачу внедрения системы ISO, a также ее систематического обновления.