Построение О-модели бизнеса
Построение П-модели бизнеса
При разработке модели бизнеса в ходе обратного и прямого реинжинирига необходимо создать 2 модели фирмы, а именно внешнюю и внутреннюю модель.
Внешняя модель описывает фирму и внешний для нее мир, т.е. бизнес и его окружение. Бизнес состоит из всех относящихся к делу бизнес-процессов, а влияние окружения состоит из клиентов, партнеров, поставщиков, которые принимают участие в этих процессах.
В предлагаемом подходе процессы моделируются при помощи прецедентов, а окружение – при помощи так называемых действующих лиц, называемых субъектами.
Прецедент – наличие потока действий (потоки событий).
Внешняя модель называется также П-модель, т.е. прецедент-модель.
П-модель показывает как внешнее окружение взаимодействует с бизнесом, т.е. как отдельные субъекты общаются с бизнесом посредством прецедентов (действий).
П-модель описывает бизнес, так как он виден извне. Поэтому структуры внутри бизнеса, которые не видимы для субъектов, не следует описывать в П-модели.
Чтобы придать П-модели большую глубину составляется детальное описание каждого прецендента. При этом указывается, как преценденыт взаимодействуют с субъектами.
Внутренняя модель описывает как строится каждый бизнес-процесс из различных внутренних процессов и какие ресурсы он использует. Внутренние модели используют объекты, соответствующие рабочим задачам и объекты, соответствующие предметам бизнеса.
Используется 2 вида внутренних моделей:
- идеальная – модель, не учитывающая как фирма должна реализоваться на практике (не учитываются географические условия);
- реальная – модель, учитывающая все условия (квалификацию, образование и т.д.).
Строится сначала идеальная, а потом реальная модель.
Можно выделить:
1) интерфейсные объекты, которые представляют в бизнесе операции, каждая из которых должна выполняться одним и тем же ресурсом. Эта задача включает взаимодействие с окружением бизнеса.
Интерфейсный объект может участвовать в несложных прецедентах. Часть бизнеса, имеющая непосредственный контакт с внешним миром, и представляет из себя интерфейсный объект.
2) управляющие объекты такие, как интерфейсные представляют операции в бизнесе, однако различие между ними состоит в том, что эти операции не имеют непосредственного контакта с окружением бизнеса. Эти объекты активны и управляют или принимают участие в процессе управления при обработке.
3) объекты-сущности. Они представляют собой такие сущности как продукция, предметы, обрабатываемые бизнесом. Объекты-сущности могут участвовать в нескольких прецедентах. В отличие от предыдущих двух объектов, объекты-сущности представляют собой сущности, не являющиеся человеческими или техническими ресурсами (выпускаемая продукция, заказы и т.д.).
Внутреннюю модель называют О-модель (объект-модель). При ее описании объекты представляют участников процессов и различного рода сущность, а именно продукцию, задачи, которые используются в ходе выполнения процессов.