Методики моделирования бизнеса.

Понятие моделирования бизнес-процессов

Моделирование является одной из форм отражения действительности и заключается в выяснении или воспроизведении тех или иных свойств реальных объектов, процессов и явлений с помощью других объектов, процессов, явлений, либо с помощью абстрактного описания в виде изображения, плана, карты, совокупности уравнений, алгоритмов и программ.

Возможности моделирования, то есть перенос результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основаны на том, что модель в определённом смысле отображает (воспроизводит, моделирует, описывает, имитирует) некоторые интересующие исследователя черты объекта.

Модель процессов компании – это не то, что происходит непосредственно в данный момент времени, а отображение того, что происходит вообще. Часто эта модель не включает в себя модели исключительных ситуаций. Какие-то части бизнеса могут быть смоделированы в общем виде, другие потребуют более точного описания, для того чтобы их автоматизировать.

Таким образом, моделирование процессов– это документирование, анализ и разработка структуры бизнес-процессов, их взаимосвязей с ресурсами, необходимыми для выполнения процессов, и среды, где эти процессы будут использованы.

Здесь важен методологический подход, последовательность и понимание некоторых базовых аналитических методов. Что действительно трудно, так это поиск эффективных способов представления абстрактных концепций, таких как потоки данных, метрики, последовательность операций в процессах и прочее и, что наиболее важно, взаимоотношения между ними.

Основной задачей в моделировании бизнеса является наличие целостного подхода к документированию и анализу бизнеса как единого целого. Очень важно то, чтобы каждый, кто занимается моделированием конкретных направлений бизнеса, использовал бы один и тот же подход. Далее модели могут быть соединены друг с другом или согласованы между собой, и они должны быть понятны каждому, кому это необходимо.

Как только модель бизнес-процесса «как есть» получена, можно с помощью различных аналитических методов проверить, насколько процесс оптимален и рентабелен, насколько каждая выполняемая операция оправдывает затраты и какой приносит доход (или же она является лишь бюрократической процедурой и просто отнимает время и деньги).

 

Существуют различные методики моделирования бизнеса. При этом, можно выделить наиболее широко распространенные:

1. Структурный анализ и структурное проектирование (Structured Analysis and Structured Design - SA/SD) является одной из са­мых известных методик разработки информационных систем. В ме­тодике SA/SD подчеркивается, что система предоставляет своим пользователям одну или несколько функций - так называемый под­ход функциональной декомпозиции. SA/SD предлагает набор средств, таких, как диаграммы потоков данных, диаграммы состояний-переходов, ER-диаграммы (на фазе анализа) и структурные схемы (на фазе проектирования).

2. Методика IDEF (Integrated computer aided manufacturing DEFinition) была разработана ВВС США на основе идей, появившихся в середине 70-х гг. На основе этой методики Министерство обороны США создало Федеральный стандарт обработки информации IDEF IX, который обеспечивает поддержку на нескольких уровнях посредством "модели бизнеса", "модели информационной системы" и "модели технологии". Моделирование бизнеса поддерживается ER-диаграммами для данных и диаграммами потоков данных спе­циального вида, что позволяет иерархически описывать функции системы.

3. Методика SADT (Structured Analysis and Design Technique) использует систему обозначений, похожую на диаграммы потоков данных в IDEF, для описания функций и структур данных информа­ционной системы на основе декомпозиции.

Одной из модификаций первого метода является метод структурного анализа процессов. Он основан на принципе иерархии процессов. Структурный анализ процессов заключается в построении графических карт, отличающихся своим масштабом и детализацией, и их анализе. В них сложный процесс представляется с помощью схем информационных потоков, показывающих различные уровни детализации. Первоначально строится основная схема процесса (рисунок), где субпроцессы представляются в виде окружностей. Эта схема показывает также основных клиентов и поставщиков субпроцессов, изображенных в виде прямоугольников, а также входы и выходы процесса, изображенные с помощью стрелок.

 

Рис. Пример основной схемы процесса производства

 

Согласовав основную схему процесса, команда должна создать карту процесса, позволяющую взглянуть на процесс более детально. Это будет схема информационных потоков первого уровня, и на ней будут показаны основные составляющие процесс субпроцессы.

Схемы информационных потоков второго уровня получаются, если взять каждый круг из схемы информационных потоков первого уровня и расписать его основные элементы. В результате получается набор схем, число которых равно числу субпроцессов на графике первого уровня. Каждая схема представляет основные элементы субпроцесса, который она детализирует, и также рисуется в виде схемы информационных потоков.

На основе таких схем происходит построение алгоритмов функционирования отдельных субпроцессов. При этом, с помощью структурного анализа можно рассматривать как реинжиниринг бизнес-процессов, так и процедуры непрерывного усовершенствования. То есть, разница между реинжинирингом процесса и текущим улучшением процесса заключается в уровне иерархии, на котором делаются изменения.