Восприятие как основа поведения

Под восприятием личностью окружающего мира понимается процесс организации и интерпретации представлений о нем, при­дающий ему смысл и определяющий поведение человека, Воспри­ятие представляет собой активную полусознательную деятельность по приему и переработке информации, причем не всей, а лишь значимой.

Поскольку восприятие во многом субъективный процесс, он со­держит в себе возможность полного или частичного искажения или потери информации. Наибольшая опасность этого имеет место на стадии ее отбора, когда формируются первые впечатления, и наименьшая — на стадии оценки, когда можно все спокойно взвесит) и разложить «по полочкам».

В результате восприятия могут возникнуть различного род; субъективные реакции на воспринимаемый объект: принятие, отторжение, «поведение страуса» и проч. На восприятие оказывают влияние следующие основные обстоятельства как объективного, так и субъективного характера.

Во-первых, ситуация, в которой поступает информация или про­исходит знакомство. Если она позитивна, восприятие, как правило, оказывается более благожелательным, чем объект этого на самом деле заслуживает. И наоборот, в негативной ситуации все представляется гораздо худшим, чем есть на самом деле. Это правило не распространяется на неординарное поведение людей, которое оценивается скорее по принципу контраста.

Во-вторых, на восприятие влияет глубина видения реальной ситуации. Много знающий и понимающий человек обычно спокойнее относится к другим людям и происходящим событиям, не склонен их ! драматизировать или, наоборот, превозносить и в целом более трезво оценивает ее, .чем тот, кругозор которого ограничен.

В-третьих, восприятие во многом зависит от личностных и соци­альных характеристик воспринимаемого субъекта. К личностным относятся доброжелательность, терпимость, отсутствие комплексов (по отношению к закомплексованным людям наблюдается значи­тельная неадекватность восприятия), манера поведения, разговора, внешний вид (респектабельные люди воспринимаются более благо­желательно).

Близки к личностным свойствам и «анкетные» характеристики, такие, как пол, возраст, национальность, вероисповедание и проч. Социальными характеристиками являются должность, служебное положение, образование, профессия, интересы, идеалы. Те, у кого эти характеристики не совпадают, обычно относятся друг к другу настороженно.

В-четвертых, на адекватность восприятия во многом влияют сте­реотипы, т.е. стандартные наборы упрощенных представлений о сложных явлениях и объектах окружающей действительности, содер­жащие их одностороннее описание, принимаемое за полное. Стерео­типы дают основанное на чужом мнении представление о том, счемчеловеку еще сталкиваться не приходилось, и этим в определенной степени облегчают ориентацию в окружающей действительности.

В то же время, снимая неопределенность существующей ситуа­ции, стереотипы неадекватно отражают, а зачастую значительно искажают реальность, укрепляют консерватизм в сознании и мышлении. Часто старые стереотипы служат основой формирования новых, поскольку существующая информация определяет усвоение последующей. В связи с этим особо можно выделить «вредные сте­реотипы»: все пожилые сопротивляются изменениям, не желают рисковать, слабеют здоровьем, все руководители не думают о работ­никах.

К стереотипам близки психологические эффекты: эффект -порядка, когда при. противоречивой информации больший вес придается сообщениям, полученным в первую очередь (при этом знакомые оцениваются более правильно, чем малознако­мые люди); эффект опережения, заключающийся в том, что сведения, получаемые непосредственно перед общением, усваиваются прочнее; эффект' средней ошибки, проявляющийся в усреднении крайних оценок; перенос оценки одних явлений и людей на другие (все толстые люди — добрые); проекция собственных чувств и ощущений на других (если мне плохо, как может быть хорошо остальным, и наоборот); первое впечатление, которое обычно бывает более благоприятным и запоминающимся, (его устойчивость и длительность объясняется стабильностью поведения самого человека, ограниченностью информации, неосознанным подражанием другому и закреплением его у самого воспринимаюц1его); новизна (в отношении знакомого человека большее значение имеет знакомая информация); идеализация (гиперболизация положительных черт); эффект бумеранга», когда человек, воспринимая и оценивая информацию, направленную на изменение его социальных установок, только, укрепляет их (при неприязненном отношении к партнеру или низком качестве самой информации);

эффект «затмения» —^влияние одного«ли нескольких свойств объекта на восприятие остальных; эффект контраста — доминирование одних свойств по сравнению с другими, отодвигаемыми на второй план; эффект ожидания, в результате которого люди часто принимают действительное за желаемое, который усиливается эффектом предварительной информированности. Студентам часто приходится сталкиваться на практике с эффектом «нимба», или «гадкого утенка», когда последующие оценки в значительной мере ориентируются на предыдущие.

К стереотипам близки предрассудки — оценки, сложившиеся до того, как сформировалось определенное мнение об объекте. Но в отличие от стереотипов они носят более массовый, общественный характер, например расизм, убежденность, что женщины глупее мужчин (хотя ни единого научного доказательства этому не сущест­вует). Предрассудки свойственны в основном малообразованным людям, в то время как стереотипами страдают все без исключения.

На восприятие влияют также его избирательность (воспринима­ется не вся информация о человеке), глобальность (объект воспри­нимается как монолитное целое, а не как совокупность взаимосвя­занных элементов), недостаточная структурированность (все, кроме главного, воспринимается как фон; похожее воспринимается как единое; выделяются и объединяются сходные объекты; все соотносится со старым опытом). Быстрее замечаются позитивные каче­ства, свойственные самому оцениваемому.

Наконец, на восприятие влияют многие физические характерис­тики воспринимаемого объекта: размеры, контрастность, повторяе­мость и интенсивность действий и процессов.

Восприятие окружающих часто осложняется непредсказуемос­тью поведения людей, которое зависит от многих, порой самых неожиданных обстоятельств, в том числе сознательных действий, направленных на защиту своего статуса, достоинства, внутренней жизни, сокрытия или искажения информации о себе, неспособности правильно себя преподнести, ожиданий, мотивации, чувств и т.п. Как считают специалисты, чтобы понять индивидуальное поведение человека, нужно «вычесть» из него восприятие.

Восприятие влияет на поведение личности, но не непосредствен­но, а преломляясь через ценности, верования, принципы, уровень притязаний.

Расположение, т.е. положительное отношение к кому-то или к чему-то, основывается на эмоциональных оценках коллектива, поло­жения» нем, условий труда и проч. Расположение к людям проявля­ется в уважении, готовности прийти на помощь в трудную минуту;

расположение к работе — в увлеченности ею вплоть до отождествле­ния себя со своим .делом и принесения ему в жертву других своих интересов. Кто нравится — тому помогают, чтобы нравился еще больше; от кого ожидают — в того и вкладывают.

Устойчивое внутреннее расположение человека к другим субъ­ектам или явлениям, основанное на их высокой индивидуальной оценке, может быть охарактеризовано как верование.

Основу ценностей составляет не эмоциональное, а осознанное отношение к перечисленным выше моментам, причем не только человеком в отдельности, но и коллективом. Поэтому ценности часто приобретают самостоятельное по отношению к отдельному субъекту существование и выступают в качестве организационных ценностей. Для тех, кто их разделяет, они служат стандартами, кри­териями, с которыми сравниваются и с помощью которых оценива­ются как собственные решения и поступки, так и действия других. К ценностям можно отнести: гордость за свою организацию; заботу об общих результатах; целеустремленность; коллективизм; стремление к профессиональному росту, нововведениям.

Устойчивая система верований и ценностей человека воплоща­ется в принципах — определенных правилах поведения, которых он придерживается на практике например, справедливости, добросо­вестности и т.п.

В поведении реализуется позиция человека — постоянное и однозначное внутреннее отношение к одним и тем же людям или ;

одинаковым ситуациям, к тому, что нравится, или, наоборот, не нравится. Позиция служит защитойв момент опасности; в позиции-. личность выражает себя, а поэтому позицию всеми силами защища­ют и укрепляют.

Каждая личность обладает определенным уровнем притязаний, характеризующим степень трудности целей, к достижению которых она стремится. Понятно, что для различных людей уровень притяза­ний неодинаков и определяется такими факторами, как стандарты успеха, принятые в определенной социальной группе, степень само­оценки и самоуважения данного лица, образование, включенность в свою роль, имеющийся профессиональный и жизненный опыт.Чемболее развиты у человека перечисленные факторы, тем выше у Него уровень притязаний.

Определяют уровень притязаний также пол и возраст, например, у мужчин и молодежи он значительно выше, чем у женщин и лиц старших возрастов.

Безусловно, речь здесь идет онеких условных «среднестатисти­ческих» личностях, поскольку в реальной жизни все значительно сложнее. В то же время связь между уровнем притязаний и психоло­гическими особенностями личности не прослеживается.