Наблюдение
Принципы несения ходовой навигационной вахты
Вахтенный помощник капитана является представителем капитана и постоянно несет главную ответственность за безопасность плавания судна и соблюдение Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года.
Должно постоянно вестись надлежащее наблюдение в соответствии правилом 5 Международных правил предупреждения столкновений судов в море 1972 года. Его целями являются:
- поддержание постоянной бдительности с помощью зрения и слуха, а также всех других имеющихся в наличии средств в отношении любых существенных изменений в рабочей обстановке;
- всесторонняя оценка обстановки и опасности столкновения, посадки на мель и иных навигационных опасностей; и
- обнаружение терпящих бедствие судов или летательных аппаратов, лиц, потерпевших кораблекрушение, затонувших судов, их обломков и прочих опасностей для судоходства.
Наблюдатель должен иметь возможность полностью уделять свое внимание надлежащему наблюдению; он не должен брать на себя и ему нельзя поручать выполнение никаких других обязанностей, которые могли бы помешать ему выполнять эту задачу.
Обязанности наблюдателя и рулевого различны; рулевой, стоящий на руле, не должен считаться наблюдателем; это положение не распространяется на малые суда при условии беспрепятственного кругового обзора с места рулевого и отсутствия ухудшения видимости в ночное время или иных помех ведению надлежащего наблюдения. В дневное время вахтенный помощник капитана может оставаться единственным наблюдателем, при условии, что в каждом таком случае:
- обстановка тщательно оценена и установлено без сомнения, что это безопасно;
- полностью учтены все соответствующие факторы, включая, но, не ограничиваясь этим, следующее:
· состояние погоды,
· видимость,
· интенсивность движения судов,
· близость навигационных опасностей,
· необходимость повышенного внимания при плавании по системам разделения
· движения или вблизи них, и
- имеется возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае, когда этого потребует изменившаяся обстановка.
При определении того, что состав ходовой навигационной вахты достаточен для обеспечения постоянного надлежащего наблюдения, капитан должен учитывать все соответствующие факторы, включая указанные в разделах Кодекса ПДНВ, а также следующие факторы:
- видимость, состояние погоды и моря;
- интенсивность движения судов и другую деятельность, осуществляемую в районе плавания судна;
- необходимость повышенного внимания при плавании по системам разделения движения и другим путям движения судов или вблизи них;
- дополнительную рабочую нагрузку, вызываемую характером функций судна, непосредственными эксплуатационными требованиями и предполагаемыми маневрами;
- годность любых членов экипажа, которые при необходимости могут быть включены в состав вахты, к выполнению соответствующих обязанностей;
- знание и уверенность в профессиональной пригодности лиц командного состава и экипажа судна;
- опыт каждого вахтенного помощника капитана и знание им судового оборудования, порядка действий и маневренности судна;
- деятельность, осуществляемую на судне в любое данное время, включая радиосвязь, и возможность немедленного усиления вахты на мостике в случае необходимости;
- рабочее состояние приборов и органов управления на мостике, включая системы аварийно-предупредительной сигнализации;
- управление рулем и гребным винтом и маневренные характеристики судна;
- размеры судна и обзор с места управления судном;
- конфигурацию мостика, в той мере, в какой такая конфигурация может препятствовать вахтенному обнаруживать посредством зрения или слуха любые изменения окружающей обстановки, и
- любые другие соответствующие стандарты, процедуры или руководства, относящиеся к организации вахты и годности к выполнению обязанностей, которые приняты ИМО.