ТЕМА 2. Конституции З.С.

Вопр.1 КОНСТИТУЦИЯ – это н.п. акт, совокупность н.п. актов и обычаев в которой закрепляются основы общественного и экономического строя страны, провозглашаются и гарантируются права и свободы чела и гр-на., определяют форму правления: пор-ок. формирования, компетенцию и взаимоотношения высших органов гос-ва. м-у. собой; форму гос. устр-ва.: территориальное устр-во., пор-ок. формирования и компетенцию органов на местах и их взаимоотношения с центром, а также гос. символику и столицу.

Сущность: - Юридическая – акт высшей юр. силы , что проявляется в следующем: она является юр. базой всей законодательной системы страны, иные нормативно-правовые акты и иные источники права не должны ей противоречить; её нормы имеют перевес над положениями содержащимися в других источниках; иные источники права принимаются лишь теми органами, которые предусматрив. в самой конституции; они применяются по особо сложной процедуре предусмотренной в ней самой; -Социально-политическая сущность: в К-ии. отражено соотношение политических сил существующих в стране на момент её разработки и принятия.

Помимо юр.конст. существует фактическая конституция – это те реальные общественные отношения в стране которые регулируются конст-но.правовыми нормами. Если существуют различия м/у юр. и факт. Конституциями то конституцию этой страны называют фиктивной, если же таких различий нет то конституция называется реальной.

 

Вопр2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И СВОЙСТВА К-ИЙ.

1. Основополагающий хар-ер. Конст-ия регулирует не все а лишь наиболее важные общественные отношения т.е носит обобщающий хар-ер., к-ия. В рамках минимального объема и кол-ва. норм закрепляет главное в устройстве общества и государства.

2. Особый стиль – высокий и торжественный, который обычно не употребляется в повседневной жизни .

3. Особый предмет регулирования (Юридическая – акт высшей юр. силы , что проявляется в следующем: она является юр. базой всей законодательной системы страны, иные нормативно-правовые акты и иные источники права не должны ей противоречить; её нормы имеют перевес над положениями содержащимися в других источниках; иные источники права принимаются лишь теми органами, которые предусматрив. в самой конституции; они применяются по особо сложной процедуре предусмотренной в ней самой; -Социально-политическая сущность: в К-ии. отражено соотношение политических сил существующих в стране на момент её разработки и принятия.), но в различных странах есть индивидуальные особенности (ПР. Греция – сделан акцент на проблемах религии, Швейцария – на вопросах охраны красивых ландшафтов болота, Португалия – на вопросах обработки земли).

4. Народность – конституция должна выражать интересы народа т.е. закреплять те общественные отношения которые отвечают менталитету и стремлениям народа, она должна исходить от народа и приниматься с участием народа, либо его представителей

5. Реальность – к-ия должна отражать фактическую ситуацию в обществе иначе она не будет иметь авторитета и не дудет соблюдаться.

6. Стабильность – К-ия. Это акт длительног действия она призвана обеспечить незыблемость существующего порядка и не должна подвергаться частым изменениям. В связи с этим в странах англо-саксонской системы права принято выделять живую и мёртвую к-ию. В месте с тем не следует воспринимать к-ию. как вечный документ, который не м.б. изменён и заменён. Для обеспечения стабильности к-ия. Обычно предусматривает более сложный порядк её принятия и внесения поправок.

7. К-ия. – это акт прямого действия.

 

Вопр3. ПРИНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ

Способы принятия К-ии.

1. Октраирование (дарование): А) Метрополия – колонии(таких сейчас почти нет), Б) монарх – подданным (Непал 1962). Все актроированые К-ии. Принимаются не по доброй воле, а из боязни утратить власть, поэтому к-ии. Предусматривая зачатки принципа разделения властей, народного представительства и парламентаризма в основном фиксируют незыблемость существующего общественного и государственного строя, производность власти от главы гос-ва., а также над конституционный хар-ер. Корана. К-ия носит декларотивный хар-ер. (Отсутствует судебн. Хар-ер защиты)

2. Принятие учредительным собранием – выборный, обычно прямым путём орган который формируется специально для разработки и принятия к-ии. такой способ хар-ен. для только-что созданных государств или для тех стран которые кардинально поменяли форму правления, общественный строй (Италия 1947, Португалия – 1982, Румыния, Россия). В ряде стран учредительные собрания формировались не прямыми выборами: -Парламент трансформировался в учредит. Собрание(Нидерланды, Бразилия, Танзания); -Формировались на корпоративной основе или навязывались военными властями(Нигерия, Турция). Для того чтобы созвать учредительное собрание требуется согласие парламента, который принимая данное решение самораспускается. После принятия конституции распускается учредит. Собрание и проводятся выборы парламента (искл. Греция, где учредит. Собрание после принятия конституции было приобразовано в парламент – не демократично!!!). Учредит. Собрания делятся на суверенные (принимают К-ию сами) и несуверенные (принимают К-ию через референдум).

3. Принятие парламетом. Участвует небольшая группа. В этом случае в тексте К-ии предусматривается особый порядок работы законодательного органа: А) указаны субьекты К-ой (законодательной) инициативы: гл. гос-ва, правит-во, определённая группа депутатов (1/4- Фр., Румыния, 150 – Греция, 115 - Финляндия), определённая группа избирателей( 500 тыс – Румыния, Швейцария, 100 тыс. – Австрия, 50 тыс - Италия); Б) В процессе обсуждения и принятия устанавливается двойной вотум (двойное голосование), которое подразделяется на простой (осуществляется двумя головсованиями в рамках одной сессии, либо в рамках одной легислатуры(Пр.-Укаина- текст в начале принимается абсолютным большенством, на следующем – квалифицированным, в Италии решение о принятии К-ии принимается в ходе двух голосований проведённых с промежутком не менее 3-ёх месяцев)). или сложный (первое голосование проводят одним составом парламента, а второе другим (Испания, Бельгия, Швеция)). В) Для принятия требуется квалифиц-ое. большинство голосов (обычно 2/3-Япония, Австрия, 3/5 – Испания, 5/6 – Финляндия, в Бельгии в каждой лингвистической группе, в каждой палате квалифицированное большинство).

4. Не демократичные способы принятия: -на референдуме (есь «За» и «Против», «Своё предложение»(пр. Мньянма, Эфиопия)); -военными властями (провозгласившим переход к мирному гражданскому правлению после военного переворота(пр. Нигерия 1979)); -высшими органами правящей партии (пр. Конго-Съезд, ЦК Партии – Ангола); -Вожди племён (Фиджи).

 

Вопр.4. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ.

По теории конституция м.б.изменеа только органом принявшим её, но на практике к-ия изменяется парламентом по специально предусмотренной в ней процедуре: А) указаны субьекты К-ой (законодательной) инициативы: гл. гос-ва, правит-во, определённая группа депутатов (1/4- Фр., Румыния, 150 – Греция, 115 - Финляндия), определённая группа избирателей( 500 тыс – Румыния, Швейцария, 100 тыс. – Австрия, 50 тыс - Италия); Б) В процессе обсуждения и принятия устанавливается двойной вотум (двойное голосование), которое подразделяется на простой (осуществляется двумя головсованиями в рамках одной сессии, либо в рамках одной легислатуры(Пр.-Укаина- текст в начале принимается абсолютным большенством, на следующем – квалифицированным, в Италии решение о принятии К-ии принимается в ходе двух голосований проведённых с промежутком не менее 3-ёх месяцев)). или сложный (первое голосование проводят одним составом парламента, а второе другим (Испания, Бельгия, Швеция)). В) Для принятия требуется квалифиц-ое. большинство голосов (обычно 2/3-Япония, Австрия, 3/5 – Испания, 5/6 – Финляндия, в Бельгии в каждой лингвистической группе, в каждой палате квалифицированное большинство).

В Федерации требуется ратификация поправки определённым числом парламентов Субьектов (обычно ?, но в США - 3/4). В большинстве Федераций проводится референдум по поправкам, которые считаются принятыми, если получили большинство голосов избирателей в большинстве субъектов Федерации.

Самый распространённый способ внесения поправок Инкорпорация – простая замена прежних положений новыми, либо исключение прежних положений, либо добавление новых. Но есть и другой способ – прибавление новых положений к действующему тексту, без формального исключения старых норм.

В большинстве конституций нет оговорок в отношении их пересмотра. Вместе с тем есть страны, где существует запрет вносить поправки касающиеся Ф.Пр., Ф.Гос.Устро-ва., Границ гос-ва., Принципа разделен. Вл-ей. (Фр-ия., Португалия, Греция, Куба). В Бельгии вообще запрещён полный пересмотр к-ии.

Иногда в К-иях. Устанавливается определённый срок в течении которого запрещается вносить в них поправки(Греция – возможно лишь по истечении 5 лет, после окончания процедуры предыдущего пересмотра. Норвегия – нельзя вносить поправки на последней сессии парламента). В большинстве стран запрещено вносить поправки в условиях ЧП. В странах гдеустановлены правила ограничивающие внесение поправок – К-ия. Называется жёсткой (пр. США, Япония,Дания). В странах где К-ия. изменяется принятием обычного закона она называется гибкой (Великобритания, Нов. Зел., Израиль). Отмена Конституции (только жёстких). По времени действия бывают: -временные – обычно принимаются без участия избирателей на определённый срок, до наступления определённого момента(Судан, Иемен, Нигерия, Китай). –постоянные – без указания срока действия они отменяются в результате принятия новых конституций.

 

Вопр.5 КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИЙ.

ПО сущности: Юридические и фактические; Фиктивные и реальные; Временные и постоянные; Жёсткие и гибкие; Народные и принятые без участия народа. ПО форме: Кодифицированные и не кодифицированные (консолидированные и не консолидированные).

Кодифицированные – единый, структурированный, имеющий внутреннюю лдогику документ. Среди них следует выделить комплексные кодифицированные конституции, составной частью которых, наряду с текстом провозглашаются иные акты (К-ия Фр. Состоит из трёх частей: К-ия 1958г. + Преамбула к К-ии.1946г. + Декларация прав и свобод гр-на и чела1789г.).

Не кодифицированные - Совокупность нескольких важнейших законов регулирующих вопросы К-го. характера (Швеция – З-он. О Ф.Правл.1974г. + Акт о престолонаследии 1810г. + Акт о свободе печати 1974г.) и иных источников права (Великобритания – К-ия состоит из нормативно – правовых актов, прецедентов, обычаев).

ПО времени принятия: А) Старые к-ии (1787-кон.19в.): США,Фр.Бельгия, Люксимбург. Общие признаки: краткие, лаконичные, невысокая юр. техника, основное внимание уделено организации власти, прав и свободы либо игнорированы, либо акцент на полтич. правах и свободах, устанавливают неприкосновенность частн. собственности, учреждают парламент наделяя его незначительным объемом полномочий. Б) Новые Первой волны (нач20в.-1945г.- Австрия) Общие черты: Более грамотно и профессионально написаны, значительно расширен предмет регулирования – увеличен объём, особое внимание уделяется парламентариуму, введено всеобщее избират право, снижены цензы, содержит спец. раздел прав и свобод (Акцент на социальны и экономические), предусмотрели возможность национализации частной собственности в общественных интересах. Вторая Волна (1945-1975) – К-ии. Бывших стран-агрессоров и бывшие колонии (ФРГ 1949, Италия 1947, Япония 1947, Индия !950). Общие черты: При закреплении прав и свобод акцент сделан на их защите, предусматривается возможность национализации частной собственности в общественных интересах с обязательным предварительным возмещением ущерба собственнику. В) Новейшие (1975-….) (Греция-1975, Испания-1978, Польша – 1997) Общие черты: при закреплении прав и свобод никого не интересует их объём (иногда уделяют внимание механизму реализации), предусмотрена национализация частной собственности с возмещением ущерба по рыночным ценам, решение м.б. обжаловано в суде; появились новые права и своб.: право на здоровую окруж. Среду, обязанность охраны окруж. Среды, свобода на получение и распространение информации, а так же новые виды собственности-интеллектуальная собственность (Бразилия-1988).