Фазы формирования гипотез

Формулирование гипотез.

Разработка гипотез является необходимой и обязательной фазой процесса научного исследования. Она создает важную предпосылку дальнейших этапов исследования.

Поставленный перед проблемой исследователь на основе своих знаний и опыта строит предварительное объяснение проблемы. По отношению к проблеме это означает, что исследователь разрабатывает предположительно истинный алгоритм для реализации поставленной проблемной цели. В научном словоупотреблении такое допущение называют гипотезой. В отличие от предположений в повседневной жизни гипотеза является научным опытом, обоснованной догадкой или вероятным предположением для объяснения некоторого явления действительности. Исследованные гипотезы должны быть:

1. связаны с проблемами. Они должны иметь отчетливый смысл в рамках поставленной проблемы;

2. научно обоснованы. Они не должны противоречить аргументированным теоретическим положения или известным закономерностям;

3. составлять определенную последовательность в отношении данной общей проблемы, обнаруживать однозначную теоретическую взаимосвязь, образовывать теоретическое единство;

4. строиться таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически. Каждая исследовательская гипотеза должна допускать возможность прямой или косвенной эмпирической проверки. В противном случае процесс исследования продолжать нельзя и выдвинутая гипотеза остается высказыванием, выражающим субъективное мнение.

 

1. Сбор информации по данной проблеме.

Разработка гипотезы начинается интенсивным поиском касающейся данной проблемы информации. От исследователя требуется использовать всю относящуюся к данной проблеме информацию, отчеты об исследованиях, статистические материалы и учесть практический опыт.

Обобщенные теоретические и эмпирико-практические сведения об объекте являются исходным материалом для формирования ИГ. Это могут быть философские, мировоззренческие, частнонаучные, а также практические (ненаучные) сведения.

Собранная информация должна подвергнуться строгой оценке с расчетом определения ее “качественного уровня” для данной исследовательской проблемы.

2. Формулирование гипотез.

На основе собранной и критически оцененной информации формулируются исследовательские гипотезы. Особенность этой фразы в том, что исследователю необходимо обобщить множество разнообразных и подчас противоречивых сведений, принять решение и сформулировать его в виде высказывания.

Содержательные (семантические, психологические и др.) стороны процесса решения при формулировании гипотез сложны и в целом не до конца исследованы. При формировании гипотез необходимо учитывать:

1. степень трудности исследуемой проблемы;

2. количество и качество наличной информации и др.

Особое значение имеет простота при формулировке гипотез. Для достижения ясности, прежде всего, требуются:

1. сжатость формулировок, концентрированность языковых выражений;

2. точность в определении понятий, однозначность терминов.

3. Группировка гипотез.

Различные ИГ должны быть приведены между собой в определенную систематическую связь. Исходя из центральной проблемной установки, исследователь устанавливает центральную исследовательскую гипотезу (или несколько гипотез). Все остальные исследовательские гипотезы ставятся в связь с центральной исследовательской гипотезой, подчиняются ей. Отношения их между собой, их положением во всей системе гипотез также в решающей степени зависят от данной центральной гипотезы.

4. Выведение эмпирически доказуемых заключений.

Данная фраза представляет собой первый шаг в подготовке эмпирической проверки гипотез.

Каждая ИГ во взаимосвязи с другими ИГ включает в себя такие высказывания, которые, в конечном счете, допускают эмпирическую проверку. Это осуществляется с помощью логического заключения: от общего к особенному, от целостной системы значений ИГ – к частным областям или элементам значений. Исследователю приходится строить иерархически расчлененную систему заключений, выведенных гипотетически-дедуктивным путем (“иерархию гипотез”).