Самовербализация
Назначение:
-снятие напряжения (вербализация – наиболее привычный вид деятельности педагогов в их профессиональной деятельности),
-принятие ответственности и осознание собственной идентичности,
-открытое выражение чувств,
-развитие позитивности мышления
Рекомендуемые виды самовербализации:
1.Упражнение внутреннего «голоса».
Не задумываясь в правильности, нужно написать по три фразы «Я чувствую…; Я хочу…; Я собираюсь… ; Я люблю..»);
2.Упражнение «Я-Ты-высказывания».
Участникам предлагается составить 5 наиболее часто употребляемых участником «Ты-высказываний» и перевести их на язык «Я-высказывний» (главное их отличие заключается в том, на кого указывает высказывание: на себя или другого). Обсудить полученный результат в парах и преимущества «Я-высказываний» в группе;
3. Поменять «должен» на «хочу».
Участники пишут три высказывания о том, что они должны сделать сегодня, читают их про себя, делая акцент на «должен». Затем меняют «должен» на «хочу», сохраняя остальные части неизменными, и также читают их. Например: «Я должен сегодня позвонить родителям»/ «Я хочу сегодня позвонить родителям». В группе анализируются внутренние ощущения в первом и во втором случае, разница между ними;
4.Поменять «но» на «и».
Участникам нужно составить три предложения с союзом «но», затем заменить его союзом «и». Например, «Я хочу тебя понять, но мне трудно это сделать»/ «Я хочу тебя понять, и я постараюсь это сделать». При групповом обсуждении отмечается, что союз «но» способствует перекладыванию ответственности;
4.Поменять «не могу» на «не хочу».
Работа проходит в парах. Участникам предлагается написать три фразы, начинающихся словами «Я не могу…». Затем заменить «Я не могу» на «Я не хочу», сохраняя остальные части неизменными. Поделиться с партнером ощущениями («не могу» олицетворяет беспомощность или некомпетентность, «не хочу» - способность отказаться от чего-либо);